Деян., 37 зач., XV, 35-41.
Глава 15.
35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, как апостолы Павел и Варнава после продолжительной проповеди в Антиохии решили посетить братьев, которые были обращены ими в христианство во время их первого миссионерского путешествия. Впрочем, эта история не так проста, как кажется, потому что перед нами конфликт апостолов, которые разошлись и пошли проповедовать по отдельности, взяв с собой каждый своего помощника.
Павел и Варнава проповедовали в Антиохии вместе со многими другими учениками. Город этот был одной из культурных столиц империи и находился на севере провинции Сирия. При этом местная община росла не только за счёт обращения иудеев, но и за счёт язычников, которым впервые массово стали проповедовать именно здесь. Подобное обращение большого количества язычников в своё время настолько воодушевило учеников, что они предприняли миссионерское путешествие и обратили многих людей ко Христу. Однако со временем у Павла возникло желание посетить братьев, которым они с Варнавой проповедовали, чтобы узнать, как те живут. Согласившись с намерением Павла, Варнава предложил взять с собой ещё одного ученика, Иоанна Марка, который был его племянником. В их первом путешествии он принял участие лишь частично, вернувшись с половины пути. Судя по всему, Павлу это тогда очень не понравилось, и он не хотел брать его с собой в этот раз.
Из-за этого несогласия между апостолами произошло то, что в синодальном переводе названо довольно мягким словом «огорчение», хотя на самом деле греческий оригинал позволяет назвать это и раздражением, и озлоблением. И хотя мы, конечно же, не знаем, как именно проходил разговор и какие эмоции испытывали апостолы — ясно одно: в результате каждый пошёл своей дорогой.
Впрочем, зная историю церкви апостольского века, можно быть уверенным ещё в одном: оба апостола после этого продолжили миссию, оба принесли много пользы Церкви, оба повлияли на Иоанна Марка. Павел явно заставил его задуматься о нерешительности, а Варнава поддержал и помог с дальнейшей проповедью. Кроме того, позже в послании к Филимону апостол Павел называет Марка своим сотрудником, а Марк, по преданию, посещает апостола в Риме, когда тот находился в темнице.
Все мы знаем, что люди вступают в конфликты. Кто-то в чаще, а кто-то реже... Многое зависит от темперамента, от воспитания и конкретной ситуации. К сожалению, христиане тоже не избегают конфликтов, как межличностных, так и более серьёзных. Иногда люди ссорятся или даже без ссоры просто настолько расходятся во мнениях, что перестают общаться, а другие смотрят на них и понимают, что они, даже если первый прав в большей степени, а второй в меньшей, не становятся сразу — один — воплощённым добром, а другой — воплощённым злом, один — светом, а другой — тьмой, они остаются людьми, со своими достоинствами и недостатками.
Обычно, когда человек оказывается в конфликтной ситуации, ему свойственно заострять недостатки другого, чтобы чётче осознавать свою правоту, его совесть стремится обозначить добро и зло, и чем чётче будут границы, тем внутренне ему будет спокойнее. Однако подлинная христианская позиция в другом. Да, конфликты возможны. И возможно, что правота и неправота распределяются в них совсем не одинаково. Но ощущение правоты должно соседствовать в душе с желанием трезво оценить происходящее, увидеть и свою неправоту, и самое главное, сделать всё для восстановления единства.
Отраженный эффект. Наталия Лангаммер
Недавно обнаружила в себе такое детское, строптивое восприятие заповедей Божьих. Словно, папа запрещает делать что-то, что приятно и хочется. И я не про объедение тортами.
Так я воспринимала запрет осуждать других. Все объяснения, что нельзя себе присваивать право Бога судить, что мы все равно ошибаемся в своих рассуждениях о других, они важные, но касались только моего ума.
Вот этого «возненавидь грех» в душе не было. Даже когда другие люди сторонились обсуждений с оценками людей, мне казалось, они какие-то неискренние. Ну как можно не иметь свою точку зрения относительно поведения кого-то из знакомых. Тем более, если он совершил вопиющий поступок!
И вот здесь я и отловила свою ошибку. Осуждая, судя других, я мучаю свою душу. Смотрите, какая тут схема.
Осуждая, я приписываю другим свою мотивацию. И чем темнее моя душа, тем чернее выглядят и души окружающих. Если предположить, что для меня норма ложь, то мне будет казаться, что это — норма и для окружающих. Если для меня норма — говорить пакости о людях за спиной, то я буду думать, что и другие обо мне говорят плохо за спиной. Если для меня норма в своем суде быть беспощадной, то и от других я жду такого же отношения к себе.
Как страшно! Человек с темным оком весь мир видит темным! Вот о чем говорил Господь.
И выход, как обычно, один — молитва. И прошение Господа очистить мою душу. Ведь если око мое светло, то и тело светло. И мир светлый, и от меня свет Божий передастся другим.
А вкусность процесса осуждения — это сладкий яд. Но все это понимается только тогда, когда Господь приходит в душу, все в ней чистит и белит. Вот такую ловушку я обнаружила на духовном пути. Станем трезветь и молиться. Без этого никак.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
15 сентября. Об искреннем призывании Бога
В 19-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа одному юноше: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог».
Об искреннем призывании Бога, — епископ Черняховский и Славский Николай.
15 сентября. О Христе Спасителе
В 15-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Христос умер за грехи наши, по Писанию».
О Христе Спасителе, — иеромонах Назарий Рыпин.