Деян., 24 зач., X, 1-16.
Глава 10.
1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что́, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Корнилий, упоминаемый в сегодняшнем отрывке, был центурионом, т.е. римским офицером, командовавшим сотней солдат Италийского полка, который состоял из 600 воинов. Несмотря на свою профессию, Корнилий был человеком богобоязненным и благочестивым. Он молился Единому Богу и, скорее всего, готовился принять иудаизм. И вот ему является ангел и призывает его послать за апостолом Петром, чтобы креститься от него. Корнилий следует этому повелению. В город Иоппию, который находился примерно в 50 километрах от Кесарии, он посылает своих слуг с тем, чтобы они нашли апостола.
В это же время в Иоппии апостол Петр молился на террасе дома. Здесь Бог посылает ему видение: Пётр видит, что с неба к нему спускается большое полотно, наполненное разного рода живностью. Здесь были всякие звери, пресмыкающиеся и птицы. При этом голос повелел ему съесть то, что там находится. На это апостол ответил Богу, что нечистых животных есть нельзя, ведь ветхозаветный закон довольно определённо высказался на эту тему. На это голос сказал ему: «что Бог очистил, того не почитай нечистым». Очевидно, что как само видение, так и слова, сказанные Петру, обладают символическим смыслом. Ведь нечистыми считались не только определённые виды животных, но и некоторые люди. В частности, язычники. И первые христиане считали, что принять человека в число последователей Христа можно только после того, как он примет иудаизм, то есть, очистится. Это было чем-то вроде первого этапа крещения. Однако, этим видением Господь говорит Петру, что человек может принять крещение непосредственно, сразу, минуя соблюдение ритуальных норм ветхозаветного закона, так как христианское крещение само по себе имеет многократно большую очищающую силу, чем иудейское обрезание.
Но более важным в этом отрывке для нас является не этот факт. Привлекает внимание поведение Петра. Можно сказать, что мы в третий раз видим его неповиновение Богу. Первый случай произошёл в Кесарии Филипповой, когда Пётр отговаривает Спасителя от креста. Второй — на Тайной Вечери, когда он не желал, чтобы Господь омыл ему ноги. И вот третий случай. Своим прекословием Пётр словно сомневается в решении Творца. Он словно сам знает, как лучше сделать. Возникает ощущение, будто для него исполнение ритуального закона важнее, чем непосредственное действие Бога в жизни человека. Конечно же, после раздумий и сомнений, апостол исполнил сказанное, благодаря чему вход в Церковь был открыт огромному количеству людей из язычников. Но нам этот случай ясно напоминает о том, как часто наши якобы «благочестивые обычаи и намерения» могут привести к сопротивлению высшей Силе. Яркий пример — это фарисеи, то есть, духовные наставники и ревнители благочестия древнего Израиля, которые в итоге, из благочестивых, как им казалось, побуждений, распяли Христа. Именно поэтому апостол Павел говорит в своих посланиях: «буква закона мертвит, животворит только Дух Божий». То есть изменяет нашу жизнь и в конечном счёте спасает от греха и смерти не следование обрядовым и ритуальным предписаниям. Все они являются лишь стартовой площадкой, тем фундаментом, оттолкнувшись от которого мы должны научиться усматривать в своей жизни волю Бога, вести с Ним молитвенный диалог и быть при этом готовыми к совершенно неожиданным изменениям в собственной судьбе. К совершенно непредсказуемым ситуациям и встречам, посредством которых нас посещает Господь. Лишь двигаясь в этом направлении, мы оказываемся способными исполнить тот замысел, который Спаситель имеет о нас и о тех, кто нас окружает.
5 декабря. О ложном мире, ведущем к погибели
В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Когда будут говорить: „Мир и безопасность“, тогда внезапно постигнет их пагуба».
О ложном мире, ведущем к погибели — игумен Лука Степанов.
Всякому хочется получше на земле устроиться, и эта безопасность, благополучие составляет для человека, ну, некоторый круг его необходимых ценностей, в которых он призван, как кажется, всякому человеку развиваться, утверждаться, борясь за вот это свое спокойствие и благополучие. И на пути строительства этого Вавилонского, на пути создания вот такого для себя земного рая, человек забывает о Творце.
В последние времена человечества, о которых в данном случае говорит апостол Павел, после Великих катаклизмов, на которые предуказывал и сам Спаситель, и апостол Павел, и в первом и втором своем послании к Солунянам, здесь указывает на то мнимое благополучие, которое установится на земле при царстве Антихриста. Его будут прославлять как великого миротворца и того, кто вернул благополучную жизнь человеческому роду, сметенному от болезней, войн, катаклизмов. Но этот самый мнимый благодетель человечества вскоре потребует божественного поклонения себе ото всех людей, и присягание ему в верности будет признаком полного отпадения от будущей вечной жизни с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О подвиге Благоверного князя Михаила Тверского
Сегодня 5 декабря. День памяти Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, жившего в четырнадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Он был человеком своего времени, человеком периода раздробленности на Руси. Но при своей кончине, при обстоятельствах, которые застигли его в конце его жизни, мы с вами можем увидеть подлинное лицо этого человека, увидеть подлинный облик благоверного князя. И, как известно, при очередной стычке с московским князем, в дружине этого князя были татарские наемники. И татарский хан, узнав о том, что Михаил Ярославич разбил эту дружину, разгневался на него за своих погибших воинов и приказал ему ехать на суд в Орду. Для всех живущих тогда людей это означало поездку в один конец, где человека зверски измучив, придадут жестокой смерти.
Взяв благословение у своего духовника, он добровольно поехал туда, претерпел жесточайшие издевательства. Он находился продолжительное время в кандалах. Каждый день читал текст священного писания, пел псалмы, молился. В конце его заключения толпа воинов начала его избивать, топтать, а в конце просто заколола мечами.
Спустя год весть о смерти Михаила Ярославича дошла до Тверской земли. И по прибытии его честных останков в Тверь, встречающие мощи люди обнаружили благоухание, что свидетельствовало о святости этого человека. Может быть, этот благоверный князь при своей бытовой жизни действительно иной раз совершал неприглядные поступки, но всегда в них горько каялся, а самым главным покаянием стало его пребывание в Орде и его христианское мужество перед лицом неминуемой смерти.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О безвозмездном труде
Сегодня 5 декабря. Международный день волонтёров.
О безвозмездном труде — священник Роман Федотов.
Есть такая работа, где ты срочно нужен, где не получаешь зарплату, где необходимо увидеть и помочь, где нужно научиться любить и сострадать, и быть милосердным.
Милосердие — это божественное свойство, одна из естественных природных черт, образа Божия в человеке, важнейший христианский добродетель. В Евангелии от Луки мы можем услышать такие слова «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд». Слово «милосердие» происходит от словосочетания «милое сердце», которое можно понимать как доброе, благосклонное, человеколюбивое сердце или душа.
Вот дефицит таких бесконечно и бескорыстно любящих сердец ощущается особенно остро в наше время. Время, к сожалению, наполненное жестокостью и безразличием, самолюбием и расчетливостью. Поэтому сегодня, когда мы отмечаем Международный день волонтеров, хочется от всего сердца поблагодарить всех тех людей, кто самоотверженно и мужественно, исполняя свой не только гражданский долг, но и слова самого Христа Спасителя. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Все выпуски программы Актуальная тема