Деян., 15 зач., V, 21-33.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Потрясающая история освобождения апостолов из темницы — при сохранении всех мер предосторожности со стороны стражи — весьма примечательна. Здесь не только само по себе чудо — как можно выйти из темницы, при этом не нарушив никаких замков. Гораздо интереснее другое: духовная слепота первосвященников, которые при очевидном действии Бога никак не могут принять факт собственной неправоты, и чем явственнее проявляет Свою силу Бог, о Котором проповедую апостолы, — тем яростнее и злобнее становится духовная элита еврейского народа!
Конечно, нам, из перспективы 21-го века, легко их осудить. Но если внимательнее всмотреться в собственную жизнь, несложно заметить: да мы и сами нередко оказывается ровно в такой же ситуации — когда что-то в жизни происходит не по-нашему. Разве не «разрываемся мы от гнева», когда обстоятельства вдруг отказываются подчиняться нашим планам? Разве не становится ненавистным лицо человека, отказавшегося выполнять наши желания? Разве не захватывает всю душу буря негодования, когда мы ощущаем себя беспомощными в определённой ситуации? Но ведь всё это — ровно то же самое, о чём и говорит сегодня нам книга Деяний: человек противопоставляет собственный мир — Божьему. Бедные мы люди, и есть ли какой выход из этого жалкого, разрушительного состояния?
Мне хотелось бы предложить вот какую аналогию. Верующий человек подобен воде — которая приобретает форму сосуда, в котором оказывается. Причём вода, естественно, не задумывается и не выбирает, в каком конкретном сосуде она окажется — в изящной ли вазе для цветов — или в ведре. Именно это качество воды — текучесть и проницаемость — делает её критически важной для всего живого. Но как только вода замерзает и превращается в лёд — все её живительные функции не только останавливаются, но и превращаются в полную противоположность. Та же самая вода, которая питала молодые ростки, при заморозке станет причиной их гибели.
Говоря о верующем как о «живой воде», сосудом я бы назвал все те обстоятельства жизни, которые не от нас зависят. И светлые, и тёмные, и радостные, и трагические. Не наше дело и не наш выбор, какой сосуд предложит нам Господь Бог, чтобы мы — как вода жизни — его заполнили. Но у нас всегда есть выбор: нажать в сердце «волшебную кнопочку» неверия и превратиться в кусок льда или ,наоборот, ни в коем случае не допустить застывания, отогревая своё сердце любыми средствами. Ведь, если мы всё же застынем, то окажемся совершенно в другом качестве — жёсткого противопоставления себя — воле Божией.
Как же важно вовремя проверять свою «духовную температуру», и если она опускается до критической отметки «заморозков», срочно бежать в храм, на исповедь, на причастие, на духовную беседу со священником — чтобы осколками своего же льда не разорвать своё же сердце!
Святыни Калужской земли
4 декабря. О двух путях к Богу

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
О двух путях к Богу: деятельном и созерцательном — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы читаем евангельское повествование о Марфе и Марии, мы видим два типа угождения Богу. Марфа — это тип и путь деятельного служения Господу, а Мария — это путь созерцательного, молитвенного предстояния перед Богом. И в жизни христианина эти два пути, два типа устремления к Богу, должны и могут сочетаться. Мы должны уделять место и молитве, и доброделанию, и труду.
Как святитель Тихон Задонский писал: «Одним оком души взирай на милосердие Божие, а другим — на Его правосудие». Так и во внешней жизни. Молясь Господу, не будем забывать и о том, что необходимо и трудиться. «Трудись и молись», — говорили святые отцы.
И дай Господь каждому из нас трудиться, молиться и на всех путях своей жизни встречать каждого приходящего к нам, как от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 декабря. О личности и творчестве Алексея Плещеева

Сегодня 4 декабря. В этот день в 1825 году родился русский поэт и прозаик Алексей Плещеев.
О его личности и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Мы ценим этого поэта за замечательный русский язык, за лиричные души и романтизм, который на склоне лет претворился в созидание многих десятков лирических стихотворений и прозаических произведений, посвящённых детям.
Такой чуткий и одарённый музыкальным гением человек, как Пётр Ильич Чайковский, был очарован мелодикой плещеевских стихотворений, и благодаря их творческому содружеству — Чайковского и Плещеева, — родилось множество романсов, и поныне исполняемых вокалистами.
Интересная деталь: Плещеев всю жизнь мирился с нуждой, трудился, делая переводы драм, научных статей, сохраняя семейный мир и живя по средствам. На склоне лет, уже вырастив детей, вдруг получает баснословно великое состояние от далёкого пензенского сродника-помещика, что позволяет нашему литератору поселиться в Париже, в дорогостоящей гостинице, где он принимает весь литературный российский бомонд, щедро жертвует им на дорогу, на прожитье, но при этом остаётся доступным, хлебосольным, мирным человеком, что показывает и указывает на определённый уровень духовной и душевной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема












