Деян., 15 зач., V, 21-33.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Потрясающая история освобождения апостолов из темницы — при сохранении всех мер предосторожности со стороны стражи — весьма примечательна. Здесь не только само по себе чудо — как можно выйти из темницы, при этом не нарушив никаких замков. Гораздо интереснее другое: духовная слепота первосвященников, которые при очевидном действии Бога никак не могут принять факт собственной неправоты, и чем явственнее проявляет Свою силу Бог, о Котором проповедую апостолы, — тем яростнее и злобнее становится духовная элита еврейского народа!
Конечно, нам, из перспективы 21-го века, легко их осудить. Но если внимательнее всмотреться в собственную жизнь, несложно заметить: да мы и сами нередко оказывается ровно в такой же ситуации — когда что-то в жизни происходит не по-нашему. Разве не «разрываемся мы от гнева», когда обстоятельства вдруг отказываются подчиняться нашим планам? Разве не становится ненавистным лицо человека, отказавшегося выполнять наши желания? Разве не захватывает всю душу буря негодования, когда мы ощущаем себя беспомощными в определённой ситуации? Но ведь всё это — ровно то же самое, о чём и говорит сегодня нам книга Деяний: человек противопоставляет собственный мир — Божьему. Бедные мы люди, и есть ли какой выход из этого жалкого, разрушительного состояния?
Мне хотелось бы предложить вот какую аналогию. Верующий человек подобен воде — которая приобретает форму сосуда, в котором оказывается. Причём вода, естественно, не задумывается и не выбирает, в каком конкретном сосуде она окажется — в изящной ли вазе для цветов — или в ведре. Именно это качество воды — текучесть и проницаемость — делает её критически важной для всего живого. Но как только вода замерзает и превращается в лёд — все её живительные функции не только останавливаются, но и превращаются в полную противоположность. Та же самая вода, которая питала молодые ростки, при заморозке станет причиной их гибели.
Говоря о верующем как о «живой воде», сосудом я бы назвал все те обстоятельства жизни, которые не от нас зависят. И светлые, и тёмные, и радостные, и трагические. Не наше дело и не наш выбор, какой сосуд предложит нам Господь Бог, чтобы мы — как вода жизни — его заполнили. Но у нас всегда есть выбор: нажать в сердце «волшебную кнопочку» неверия и превратиться в кусок льда или ,наоборот, ни в коем случае не допустить застывания, отогревая своё сердце любыми средствами. Ведь, если мы всё же застынем, то окажемся совершенно в другом качестве — жёсткого противопоставления себя — воле Божией.
Как же важно вовремя проверять свою «духовную температуру», и если она опускается до критической отметки «заморозков», срочно бежать в храм, на исповедь, на причастие, на духовную беседу со священником — чтобы осколками своего же льда не разорвать своё же сердце!
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Сол., 274 зач., I, 1-10.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Все две тысячи лет существования христианства мы можем наблюдать, что в тяжёлые времена испытаний войнами, болезнями и гонениями христиане начинают обращать особенно пристальное внимание на те тексты Священного Писания, которые говорят о Втором Пришествии Христовом и о кончине мира. Одними из первых, кто вследствие гонений начал чрезвычайно активно ждать конца физического мира, были христиане древних Фессалоник. Апостол Павел не был согласен с тем методом ожидания, который избрали эти люди: они, полагая, что видимый мир скоро уйдёт в небытие, начали пренебрегать своими повседневными обязанностями. Были в их ожидании и другие спорные пункты. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел постарался все их рассмотреть и дать своим адресатам верное руководство к духовной жизни в условиях усиливающихся гонений. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
На гонения можно реагировать как минимум двумя способами: можно оставаться верным Христу и можно отречься от Него. Конечно, есть и промежуточные варианты, но все они несут в себе лукавство, и потому мало чем по своей сути отличаются от прямого отречения.
Христиане Фессалоник проявляли стойкость, они сохраняли верность Спасителю, а потому апостол Павел своё послание к ним начинает с похвалы, и это не дань жанру, адресаты апостола действительно были достойными и верными христианами. Используемая здесь апостолом Павлом формулировка очень интересна, и она стоит того, чтобы остановить на ней наше внимание.
Апостол не сразу перешёл к размышлениям о терпении в гонениях и скорбях, ведь с его точки зрения достойное перенесение неприятностей — это лишь следствие, во-первых, веры, а во-вторых, любви между христианами Фессалоник. Действительно, вынести гонения без опоры на единомышленников почти невозможно. Здесь мы можем вспомнить и Гефсиманское моление нашего Спасителя: Господь, зная о Своих скорых Страданиях и Смерти, искал утешения в молитве к Богу-Отцу, но и Ему нужна была человеческая поддержка, по этой причине Он взял с Собой на молитву Петра, Иакова и Иоанна. Как мы помним из Евангелия, апостолы не смогли выдержать напряжение той ночи, а потому они не смогли и дать Спасителю столь необходимую Ему поддержку.
У христиан Фессалоник было все иначе: они умели поддерживать друг друга и не терять единства под натиском гонений. Апостол Павел счёл необходимым не только похвалить своих адресатов, но и поддержать их, он написал, по сути, довольно банальную, но при этом крайне важную мысль: никакое испытание не будет длиться вечно, все скорби пройдут, а причиняющие их люди будут наказаны Самим Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Лука Войно-Ясенецкий». Анастасия Чернова
Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук Анастасия Чернова.
Разговор шел о жизни и судьбе святителя Луки Войно-Ясенецкого, почему он решил быть врачем, как принял монашество и стал епископом и как складывались его отношения с советской властью.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Память о новомучениках». Кирилл Алексин
У нас в студии был руководитель проекта «Слово новомучеников», магистр теологии Кирилл Алексин.
Наш гость рассказал о своем пути к вере, о том, почему для него стала важной тема сохранения памяти о людях, пострадавших в годы советских гонений, и о том, как он начал участвовать в создании фильмов, посвященных новомученикам.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья