
Деян., 12 зач., IV, 23-31.
Глава 4.
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Молитва апостолов после того, как они были отпущены из-под стражи, — очень важное свидетельство полной адекватности учеников Христовых. Ведь ничего не мешало апостолу Луке, автору книги Деяний, ещё немного повысить градус духовного напряжения и показать: апостолы настолько были вдохновлены, что вообще ничего и никого не боялись! Но Лука — лишь описывает бывшее на самом деле, а не сочиняет художественное произведение, поэтому перед нами — небольшая горстка учеников, которые ясно понимают, насколько великая угроза висит теперь перед ними — и им, как любому сознательному человеку, очень страшно! Ведь только что Пётр и Иоанн были на грани смерти — если бы не множество народа, первосвященники предали бы их неминуемой смерти!
Но, в отличие от обычного человека, апостолы уже имеют опыт Божественной помощи — и поэтому они, не игнорируя свой страх, обращаются к Богу с молитвой. Эта молитва проста, безыскусна и искренняя: они не пытаются притвориться перед Богом бесстрашными духовными суперменами, они исповедуют свою боязнь перед Ним — и просят о помощи, о даровании бесстрашия, об укреплении мужества в свидетельстве перед откровенными врагами о воскресении Христа! И по окончании молитвы апостолы получают явный знак того, что их слова услышаны: поколебалось место, где они находились, и все исполнились Духа говорить слово Божие с дерзновением!
Два очень важных вывода мы призваны сделать из сегодняшнего чтения. Первый — никогда не стоит стесняться Бога. Он прекрасно знает всё наше нутро, наши грехи и падения, слабости и страхи. Чем откровеннее, прозрачнее и честнее мы будем перед Ним — тем легче будет Ему с нами взаимодействовать. Ведь исповедание перед Богом своей немощи — это не претензия, а признание острой нехватки Его в нашей жизни.
Второй вывод — если наша молитва на самом деле идёт из глубины сердца, её результатом будет действие в нас Духа Божия. Он необязательно проявит Себя через дерзновение в проповеди — это может быть какое угодно и другое действие, например, открытие нового ресурса для истощившегося терпения, или спокойствие для мятущегося сердца, или ясность сознания в сложной, запутанной ситуации. В любом случае, это будет вхождение Божественной силы и правды в нашу жизнь — и это есть самый достоверный ответ на наши мольбы!
И тот, кто научится разворачивать все свои немощи и скорби по направлению к Богу — не сомневаюсь, на собственном опыте убедится, как же это эффективно работает!
Псалом 78. Богослужебные чтения

«Сколько верёвочке ни виться, а конец найдётся», — гласит известная народная пословица, смысл которой предельно прост. Человек пожинает то, что сеет. Лицом к лицу, рано или поздно он обязательно встречается с последствиями своих поступков. Подобное может произойти и с целым народом. Как, например, с древними евреями, оказавшимися у руин своей цивилизации, как о том сообщает псалом 78-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 78
Псалом Асафа.
1 Боже! язычники пришли в наследие Твоё, осквернили святой храм Твой, Иерусалим превратили в развалины;
2 трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих — зверям земным;
3 пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их.
4 Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас.
5 Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?
6 Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают,
7 ибо они пожрали Иакова и жилище его опустошили.
8 Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены.
9 Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего.
10 Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих.
11 Да придёт пред лицо Твоё стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обречённых на смерть.
12 Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили.
13 А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе.
Прозвучавший псалом был составлен не царём и пророком Давидом. Написано это произведение было значительно позже — в шестом веке до Рождества Христова и при очень печальных исторических обстоятельствах. Вы, наверное, это и сами почувствовали. Автор псалма оказался современником катастрофы — захвата и разрушения Иерусалима войсками вавилонского царя Навуходоносора II. Описание случившегося приводит одновременно в печаль и ужас. Даже сейчас — по прошествии многих веков. Вот что пишет автор псалма: «Боже! язычники пришли в наследие Твоё, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины; трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих — зверям земным; ... и некому было похоронить их».
Возникает вопрос — как славное царство Давида и Соломона, которое жило в мире и благополучии, оказалось на грани полного исчезновения? Что произошло? Если ответить кратко, то случилось предательство. Предательство Бога со стороны ветхозаветных иудеев. Они забыли истинного Господа, отказались исполнять Его заповеди, начали жить в пороках, поклоняться идолам. И вот пришла расплата. Не потому, что Бог захотел отомстить Своему народу, а потому что благодать Божия никогда не присутствует там, где царствует грех. Надо сказать, что Господь долго терпел ошибки древних евреев, через пророков пытался их вразумлять, но, как мы отметили в начале программы, у каждой верёвочки обязательно найдётся кончик.
Вот и древние евреи встретились лицом к лицу с печальными последствиями своих грехов. Эти последствия действительно были ужасны. Навуходоносор разрушил не только крепостные стены Иерусалима, но и храм истинного Бога, построенный Соломоном. Главная святыня храма — ковчег завета, в котором хранились каменные скрижали Моисея, чаша с манной, расцветший посох Аарона — бесследно исчез. И псалмопевец констатирует наступление абсолютного поражения: «Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас».
Вслушиваясь в слова псалма 78-го, мы чувствуем пронзительную горечь, а вместе с ней и мольбу о защите и отмщении. Автор псалма призывает Бога наказать захватчиков, дать им почувствовать то, что испытали иудеи. Но у Господа имелись иные планы. Он решил провести народ Свой через непростое испытание вавилонского плена, чтобы вразумить ветхозаветных евреев, напомнить им о важности духовной верности. А ещё чтобы приучить их нести ответственность за свои поступки. Горький это был урок, продлившийся почти 70 лет, в течение которых евреи жили на чужбине, в плену у Вавилона.
Чему может научить нас псалом 78-й? Как кажется, всё и так понятно. Прежде всего, пониманию — как важно жить в духовной чистоте, жить по заповедям Божиим. Не на словах, а на деле. И помнить — только Господь является настоящей, непоколебимой опорой в этом мятущемся мире. Только на Бога можно и нужно надеяться, чтобы иметь возможность пусть не всегда, но всё же радоваться миру и тишине.
Псалом 78. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 78. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 78. На струнах Псалтири
1 Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины;
2 трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих - зверям земным;
3 пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их.
4 Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас.
5 Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?
6 Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают,
7 ибо они пожрали Иакова и жилище его опустошили.
8 Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены.
9 Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего.
10 Для чего язычникам говорить: "где Бог их?" Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих.
11 Да придет пред лице Твое стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть.
12 Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили.
13 А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе.
20 августа. Об открытие Аляски

Сегодня 20 августа. В этот день в 1741 году участники второй Камчатской экспедиции под командованием Витуса Беринга открыли и нанесли на карту берега и острова Аляски.
О героизме русских исследователей и значении открытий для проповеди Православия — протоиерей Михаил Самохин.
Бурное житейское море на днях вынесло в сферу общего внимания название удивительной земли — Аляска. Промыслом Божьим напоминание это случилось в день памяти преподобного Германа Аляскинского. Господь, у Которого совпадений не бывает, напомнил нам о том, что и на американском континенте бывали русские первопроходцы и звучала Православная Молитва.
Сегодняшняя дата во многом символичная. Уже известный русским мореходам берег 20 августа 1741 года искусные картографы экспедиции Витуса Беринга нанесли на карты. Открыли его не только для себя, но и для всего цивилизованного мира. И в первую очередь карты эти пригодились именно православным миссионерам, которые прибыли на Аляску уже в 1794 году, начав освоение этих земель с проповеди Веры Христовой.
Русские колонисты не умели осваивать завоёванные территории так, как это делали европейцы: они не грабили, не убивали даже из мести местных жителей, не эксплуатировали их в своих интересах. Искренне старались мирно, на собственном примере приобщить к культуре и религии, видя в индейцах таких же людей, как и они сами, уважая их достоинства.
Всё это негативно отражалось на прибыли их, но стало прочным фундаментом искреннего уважения и привязанности местного населения к русским, стимулом принятия Православия. Сейчас на Аляске чтут своё русское прошлое, с признательностью и уважением, как нигде в США, относятся к России и русским.
И главную роль в сохранении такого образа нашей страны на века, конечно же, сыграла Православная Вера наших отважных и благочестивых предков. Поэтому сегодняшняя дата — ещё одно напоминание о ценности святой Православной Веры, которая сделала нас такими, какими мы остались в благодарной памяти коренных жителей удивительной земли Аляски.
Все выпуски программы Актуальная тема