Да приклонится небо и поднимется земля, когда отверзает уста свои Разум предвечный, рождённый в пещере души моей от Духа Святого и Пречистой Девы.
Слова его живой росой падают на прах кладбищенский и из праха прорастают цветы и зелень.
Отвергнутые миром и мир отвергнувшие, спешат ему навстречу, а возлюбившие мир в ужасе бегут от него.
— Я и Отец — одно. Прежде человека Аз есмь. Так глаголет Мудрость, рождённая тобой в девственности, душа моя. Слушай и разумей вечность свою, в прахе времени потерянную.
— Всякая душа, творящая волю Отца небесного, может называться матерью Мудрости Божией.
Так говорит Мудрость Божия, от Духа Святого рождённая в тебе, душа моя:
Аз есмь живот и воскресение мёртвых. Прерывающий связь со мной, прерывает связь с жизнью и становится словно облако дыма несть в котором ни света, ни влаги.
Вы, живыми себя считающие, в самом деле вы лишь облако дыма безжизненное, гонимое ветрами случайными — приидите ко мне, и я наполню вас светом и водою, светом истинным и водою живою, и станете живыми воистину.
Вы, что добровольно притекаете ко мне и моей жизнью наполняетесь, теряете вы облик свой, миром созданный и становитесь со мной — одно, как и я — одно с Отцом Небесным.
Воистину, не будете вы бояться времени, ибо время — бич мира, и от мира, а не от Меня
Не смутят вас и колебания времени, ибо все колебания — надменный свист бича на ристалище, и от мира, не от Меня.
Мир мой даю вам, которого зубы времени обглодать не могут, пространство стеснить не может, не поколебать никакое колебание.
В наполненных миром выхолощена жизнь, осуждены они миру в рабство. В наполненных жизнью нет мирского, и они суть сыны жизни.
Я полон жизни, и смерть не имеет никакой части во мне, даже с острие игольное. Потому мир меня не знает. Мир знает своё, как и жизнь — своё.
Воистину, я — гость миру неведомый. Я пришёл отдать, а не получить. От полноты своей предлагаю; от ничего же и брать нечего. Моя полнота — полнота Бога, в мир меня пославшего, чтобы отдал я себя миру и восставил мёртвых и вернул их в царство жизни. Я и жизнь — одно. И прежде Адама — Аз есмь и после Адама — Аз есмь.
Душа моя, воскресни! Воскресни скорее, пока воскрешающий тебя — в тебе. Когда он покинет тебя, ничего уже не сможешь, лишь рожать мёртвых и хоронить своих мертворождённых.
Превратись в слух, облекись в послушание, безжизненное порождение души моей, и воскресни из гроба.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Поддержка отечественного кино». Федор Соснов
У нас в студии был исполнительный директор «Фонда Кино» Федор Соснов.
Мы говорили о государственной поддержке отечественного кинематографа, как развивается российское кино сегодня и насколько востребованы фильмы с христианскими смыслами.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова