
«Цвет Рая», студия Varahonar Company, режиссёр Маджид Маджиди
— Извините, господин директор. Я не могу забрать Мохаммеда.
— Что-то случилось?
— Да нет, ничего. Но я не могу за ним присматривать.
— В пансионе три месяца каникулы, здесь никого нет, с кем бы он остался. Все дети разъехались.
— Знаю. Но у меня тоже никого нет, кто бы за ним присматривал. Мать его умерла несколько лет назад. Он остался на мне.
— И вы проделали такой путь, чтобы сказать вот это?
Семилетний Мохаммед от рождения слеп. Он учится в Тегеране, в специальной школе-интернате для незрячих. И большую часть времени вынужден проводить в столице, вдали от своего дома в маленькой горной деревне, от родных — сестёр, бабушки, отца. Впрочем, Хашем, отец мальчика, хотел бы, чтобы Моххамед и вовсе не приезжал домой. После смерти жены слепой ребёнок стал для него обузой и досадной помехой. К тому же Хашем надумал снова жениться. А кто же пойдёт за него, зная, что придётся заботиться о маленьком инвалиде? Вот почему Хашем надеется оставить Мохаммеда в интернате. Но план не срабатывает, и отцу приходится забрать сына домой. Такова драматическая завязка художественного фильма, который называется «Цвет Рая». Фрагмент из него прозвучал в начале нашей программы.
Картина иранского режиссёра Маджи́ди Маджи́да вышла на экраны в 1999 году. Она приковала к себе пристальное внимание критиков, которые называли ленту жемчужиной современного ближневосто́чного авторского кинематографа и отмечали неповторимую атмосферу, которую режиссёр сумел создать в своём кинопроизведении. Фильм завоевал гран-при Монреальского кинофестиваля и получил специальный приз на Международном кинофестивале в испанском городе Хихо́не. Кстати, хотелось бы сразу отметить важную, на мой взгляд, деталь. В европейском прокате картина вышла под названием «Цвет Рая», но на самом деле, и это подтверждает сам Маджиди Маджид, в точном переводе с персидского языка оно звучит иначе — «Цвет Бога».
Глубокий духовный смысл в сюжете картины режиссёр предлагает разглядеть за вполне житейской историей. Пока отец пытается наладить собственную жизнь, Мохаммед просто радуется тому, что, наконец, дома. Что может прижать к лицу морщинистые, натруженные руки любимой бабушки Азиз. Бегать с сёстрами по бескрайним лугам и собирать цветы. Стоит Мохаммеду взять в руки травинку, колосок или камешек, как его пальцы начинают двигаться по предмету, словно он читает шрифт Брайля. Какую же тайну открывает мир слепому ребёнку? В одном из эпизодов Мохаммед, кажется, даёт нам ключ к разгадке. Окончательно решив вопрос со свадьбой, отец в тайне от бабушки увозит мальчика в соседнюю деревню и отдаёт в подмастерья к плотнику. Мохаммед понимает, что от него попросту избавились. И со слезами открывает свои мысли и сердце.
— Учительница говорит, мол, вас, незрячих, Аллах больше любит, потому что вы не видите. Я сказал: госпожа, если бы любил, зачем бы делал нас слепыми, чтобы Его не видели? Она говорит: Аллах невидим, но Он близок к нам. Вы можете Его чувствовать. Вы можете видеть руками. Теперь я везде ищу, чтобы однажды дотронуться до Аллаха. Тогда я Ему всё, всё расскажу...
Напомню, что фильм «Цвет Рая» снят иранским режиссёром, именно поэтому герой называет Бога так, как это принято в исламской традиции. Суть картины от этого не меняется. И заключается она, по словам режиссёра, прежде всего в том, чтобы напомнить зрителям: далеко не всё можно разглядеть глазами. И физическая слепота не так страшна, как слепота духовная. В одном из интервью режиссёр Маджиди Маджид рассказал о том, как у него возникала идея фильма. Однажды он волею случая оказался на Каспийском море, в лагере для слепых детей. Во время прогулки по морскому берегу один из ребят поднял камень и, ощупывая его поверхность, стал медленно произносить «Бо... Бо... Бог...». Режиссёр удивился и спросил мальчика, что это значит. Тот ещё раз провел пальцами по камню и уверенно ответил: «Здесь написано «Бог»! Кинодрама «Цвет Рая» — именно об этом умении видеть. Доброту в людях, свет в темноте, любовь в сердцах. И Бога — повсюду.
27 июня. О детях Божьих

В 9-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».
О детях Божьих — священник Алексий Дудин.
Живя в этом мире, мы часто видим примеры того, что успеха достигают те люди, которые имеют определённые ресурсы, которые имеют определённые связи.
Но когда мы имеем дело с Господом, то тут все люди становятся равны. Это непонятно для нас, но Господь предупреждает, что не по плотским заслугам, не по каким-то внешним дарованиям человек достигает духовного успеха.
А духовного успеха достигает только тот человек, который всем своим сердцем, всем своим естеством, всем своим произволением искренне, честно трудится Христу, отдавая Ему все силы, все своё произволение.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О чудесах Пророка Елисея

Сегодня 27 июня. День памяти Пророка Елисея, жившего в девятом веке до Рождества Христова.
О его чудесах — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророк Елисей творит множество чудес: чудесный переход Иордана буквально после вознесения пророка Илии, исцеление больных. Елисей воскрешает сына гостеприимной жены сонамитянки. Елей умножается в доме бедной вдовы, хлеб появляется также. Обо всём этом мы читаем в IV книге Царств.
И даже по смерти пророка Елисея совершается на его могиле воскрешение человека. Похоронная процессия встречается с враждебным войском, и покойника бросают в пещеру, где погребен Елисей, и покойный воскресает.
О чем это нам говорит? О том, что пророк Елисей всю жизнь борется с язычеством, как и его учитель, и чудеса, которые он творит, говорят о том, что, как и Илья, сам Елисей проповедует Бога истинного.
А чудеса воскрешения умерших говорят нам о том, что все мы воскреснем, о чём мы всегда молимся и о чём поём в Символе веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О жизни и творчестве Ирины Одоевцевой

Сегодня 27 июня. В этот день в 1895 году родилась поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева.
О её жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Знала она и голод, и нищету, ведь многие представители русской эмиграции бедствовали, оказавшись далеко от России. Время не пощадило имение её отца в Биаррице, где она жила с мужем. В Париже после Второй мировой войны её квартира была разграблена. Завершала свою жизнь она в старческом доме.
Однако приняла судьбоносное решение вернуться в 1987 году на родину, уже столь не похожую на императорскую Россию, некогда её породившую. Замечательно, что в те перестроечные годы Ирина Одоевцева стала знакомой миллионам людей, её показывали по телевидению. Переизданные ею мемуары разошлись тиражом более двухсот тысяч экземпляров.
Любители литературы не упустят возможностипознакомиться с её мемуарами. Ирина Одоевцева — прекрасный стилист, слово её ясно и прекрасно, а личные воспоминания о знаменитых деятелях русской культуры настолько выпуклые и образные, что доносят до нас аромат той исчезнувшей, но оставившей по себе память эпохи Серебряного века.
Все выпуски программы Актуальная тема