
«Цвет Рая», студия Varahonar Company, режиссёр Маджид Маджиди
— Извините, господин директор. Я не могу забрать Мохаммеда.
— Что-то случилось?
— Да нет, ничего. Но я не могу за ним присматривать.
— В пансионе три месяца каникулы, здесь никого нет, с кем бы он остался. Все дети разъехались.
— Знаю. Но у меня тоже никого нет, кто бы за ним присматривал. Мать его умерла несколько лет назад. Он остался на мне.
— И вы проделали такой путь, чтобы сказать вот это?
Семилетний Мохаммед от рождения слеп. Он учится в Тегеране, в специальной школе-интернате для незрячих. И большую часть времени вынужден проводить в столице, вдали от своего дома в маленькой горной деревне, от родных — сестёр, бабушки, отца. Впрочем, Хашем, отец мальчика, хотел бы, чтобы Моххамед и вовсе не приезжал домой. После смерти жены слепой ребёнок стал для него обузой и досадной помехой. К тому же Хашем надумал снова жениться. А кто же пойдёт за него, зная, что придётся заботиться о маленьком инвалиде? Вот почему Хашем надеется оставить Мохаммеда в интернате. Но план не срабатывает, и отцу приходится забрать сына домой. Такова драматическая завязка художественного фильма, который называется «Цвет Рая». Фрагмент из него прозвучал в начале нашей программы.
Картина иранского режиссёра Маджи́ди Маджи́да вышла на экраны в 1999 году. Она приковала к себе пристальное внимание критиков, которые называли ленту жемчужиной современного ближневосто́чного авторского кинематографа и отмечали неповторимую атмосферу, которую режиссёр сумел создать в своём кинопроизведении. Фильм завоевал гран-при Монреальского кинофестиваля и получил специальный приз на Международном кинофестивале в испанском городе Хихо́не. Кстати, хотелось бы сразу отметить важную, на мой взгляд, деталь. В европейском прокате картина вышла под названием «Цвет Рая», но на самом деле, и это подтверждает сам Маджиди Маджид, в точном переводе с персидского языка оно звучит иначе — «Цвет Бога».
Глубокий духовный смысл в сюжете картины режиссёр предлагает разглядеть за вполне житейской историей. Пока отец пытается наладить собственную жизнь, Мохаммед просто радуется тому, что, наконец, дома. Что может прижать к лицу морщинистые, натруженные руки любимой бабушки Азиз. Бегать с сёстрами по бескрайним лугам и собирать цветы. Стоит Мохаммеду взять в руки травинку, колосок или камешек, как его пальцы начинают двигаться по предмету, словно он читает шрифт Брайля. Какую же тайну открывает мир слепому ребёнку? В одном из эпизодов Мохаммед, кажется, даёт нам ключ к разгадке. Окончательно решив вопрос со свадьбой, отец в тайне от бабушки увозит мальчика в соседнюю деревню и отдаёт в подмастерья к плотнику. Мохаммед понимает, что от него попросту избавились. И со слезами открывает свои мысли и сердце.
— Учительница говорит, мол, вас, незрячих, Аллах больше любит, потому что вы не видите. Я сказал: госпожа, если бы любил, зачем бы делал нас слепыми, чтобы Его не видели? Она говорит: Аллах невидим, но Он близок к нам. Вы можете Его чувствовать. Вы можете видеть руками. Теперь я везде ищу, чтобы однажды дотронуться до Аллаха. Тогда я Ему всё, всё расскажу...
Напомню, что фильм «Цвет Рая» снят иранским режиссёром, именно поэтому герой называет Бога так, как это принято в исламской традиции. Суть картины от этого не меняется. И заключается она, по словам режиссёра, прежде всего в том, чтобы напомнить зрителям: далеко не всё можно разглядеть глазами. И физическая слепота не так страшна, как слепота духовная. В одном из интервью режиссёр Маджиди Маджид рассказал о том, как у него возникала идея фильма. Однажды он волею случая оказался на Каспийском море, в лагере для слепых детей. Во время прогулки по морскому берегу один из ребят поднял камень и, ощупывая его поверхность, стал медленно произносить «Бо... Бо... Бог...». Режиссёр удивился и спросил мальчика, что это значит. Тот ещё раз провел пальцами по камню и уверенно ответил: «Здесь написано «Бог»! Кинодрама «Цвет Рая» — именно об этом умении видеть. Доброту в людях, свет в темноте, любовь в сердцах. И Бога — повсюду.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер