
«Цвет Рая», студия Varahonar Company, режиссёр Маджид Маджиди
— Извините, господин директор. Я не могу забрать Мохаммеда.
— Что-то случилось?
— Да нет, ничего. Но я не могу за ним присматривать.
— В пансионе три месяца каникулы, здесь никого нет, с кем бы он остался. Все дети разъехались.
— Знаю. Но у меня тоже никого нет, кто бы за ним присматривал. Мать его умерла несколько лет назад. Он остался на мне.
— И вы проделали такой путь, чтобы сказать вот это?
Семилетний Мохаммед от рождения слеп. Он учится в Тегеране, в специальной школе-интернате для незрячих. И большую часть времени вынужден проводить в столице, вдали от своего дома в маленькой горной деревне, от родных — сестёр, бабушки, отца. Впрочем, Хашем, отец мальчика, хотел бы, чтобы Моххамед и вовсе не приезжал домой. После смерти жены слепой ребёнок стал для него обузой и досадной помехой. К тому же Хашем надумал снова жениться. А кто же пойдёт за него, зная, что придётся заботиться о маленьком инвалиде? Вот почему Хашем надеется оставить Мохаммеда в интернате. Но план не срабатывает, и отцу приходится забрать сына домой. Такова драматическая завязка художественного фильма, который называется «Цвет Рая». Фрагмент из него прозвучал в начале нашей программы.
Картина иранского режиссёра Маджи́ди Маджи́да вышла на экраны в 1999 году. Она приковала к себе пристальное внимание критиков, которые называли ленту жемчужиной современного ближневосто́чного авторского кинематографа и отмечали неповторимую атмосферу, которую режиссёр сумел создать в своём кинопроизведении. Фильм завоевал гран-при Монреальского кинофестиваля и получил специальный приз на Международном кинофестивале в испанском городе Хихо́не. Кстати, хотелось бы сразу отметить важную, на мой взгляд, деталь. В европейском прокате картина вышла под названием «Цвет Рая», но на самом деле, и это подтверждает сам Маджиди Маджид, в точном переводе с персидского языка оно звучит иначе — «Цвет Бога».
Глубокий духовный смысл в сюжете картины режиссёр предлагает разглядеть за вполне житейской историей. Пока отец пытается наладить собственную жизнь, Мохаммед просто радуется тому, что, наконец, дома. Что может прижать к лицу морщинистые, натруженные руки любимой бабушки Азиз. Бегать с сёстрами по бескрайним лугам и собирать цветы. Стоит Мохаммеду взять в руки травинку, колосок или камешек, как его пальцы начинают двигаться по предмету, словно он читает шрифт Брайля. Какую же тайну открывает мир слепому ребёнку? В одном из эпизодов Мохаммед, кажется, даёт нам ключ к разгадке. Окончательно решив вопрос со свадьбой, отец в тайне от бабушки увозит мальчика в соседнюю деревню и отдаёт в подмастерья к плотнику. Мохаммед понимает, что от него попросту избавились. И со слезами открывает свои мысли и сердце.
— Учительница говорит, мол, вас, незрячих, Аллах больше любит, потому что вы не видите. Я сказал: госпожа, если бы любил, зачем бы делал нас слепыми, чтобы Его не видели? Она говорит: Аллах невидим, но Он близок к нам. Вы можете Его чувствовать. Вы можете видеть руками. Теперь я везде ищу, чтобы однажды дотронуться до Аллаха. Тогда я Ему всё, всё расскажу...
Напомню, что фильм «Цвет Рая» снят иранским режиссёром, именно поэтому герой называет Бога так, как это принято в исламской традиции. Суть картины от этого не меняется. И заключается она, по словам режиссёра, прежде всего в том, чтобы напомнить зрителям: далеко не всё можно разглядеть глазами. И физическая слепота не так страшна, как слепота духовная. В одном из интервью режиссёр Маджиди Маджид рассказал о том, как у него возникала идея фильма. Однажды он волею случая оказался на Каспийском море, в лагере для слепых детей. Во время прогулки по морскому берегу один из ребят поднял камень и, ощупывая его поверхность, стал медленно произносить «Бо... Бо... Бог...». Режиссёр удивился и спросил мальчика, что это значит. Тот ещё раз провел пальцами по камню и уверенно ответил: «Здесь написано «Бог»! Кинодрама «Цвет Рая» — именно об этом умении видеть. Доброту в людях, свет в темноте, любовь в сердцах. И Бога — повсюду.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер