Мы пришли в храм на службу. Как разобраться в том, что поют, читают? Если говорить о постижении логики службы ‒ скажем, всенощного бдения, которое обычно вызывает вопросы, — то здесь не всё так сложно, как может показаться.
Помочь почувствовать логику может история богослужения.
Здесь можно провести аналогию с тем, как человек знакомится с произведениями искусства. Для того, чтобы по-настоящему оценить красоту той или иной картины, нужно понять, какой шаг мастер своим творением сделал вперёд по сравнению с другими художниками. И по мере изучения искусства предшествующих эпох — первобытного мира, античности, Средневековья — начинаешь ощущать поступь человеческого духа, видеть его искания и прозрения и тогда можешь по-настоящему оценить красоту и уникальность картины.
Кроме того, чем больше ты узнаёшь о художнике как о человеке, тем лучше поймёшь его искусство: оно для тебя зазвучит по-особенному. Как, например, звучит жизнерадостная музыка Шуберта на фоне его трагической судьбы, его нищенской, совершенно не устроенной, по человеческим меркам, жизни. Или как откроется музыка Рахманинова, если знать, что он, будучи эмигрантом, всегда старался послужить своей родине: присылал посылки, спасал людей от голодной смерти. Всё зазвучит по-другому, всё будет смотреться по-новому. Так же и с богослужением.
Ты можешь войти в церковь и быть очарован, заворожен, захвачен: «Какой красивый храм! Какие чудесные распевы! Какое древнее, хотя и немножко монотонное чтение!» Однако всё это так и останется лишь первым впечатлением, если ты не узнаешь, что бывают храмы такие, а бывают ‒ другие, другой архитектуры, а вот в Сербской или Греческой Православной Церкви ещё третьим способом строят; да, это пение впечатляющее, но пение бывает и совсем другим, других стилей, эпох, авторов. И вот именно такие факты: о формах богослужения, об авторах богослужебных текстов, о святых, которые прославляются в тот или иной день, — способны раскрыть для нас богослужение.
Когда изучаешь историю формирования Устава, становится понятной значимость элементов богослужения в их конкретном воплощении: в различных распевах и поэтических формах, в их взаимной последовательности. Почему это поётся здесь и только здесь? Почему тот псалом читается, а этот поётся? Так каждый отдельный элемент перестает для тебя быть «немым», обретает красоту и смысл.
Кроме того, надо знать, что богослужение христианское не бессистемно, оно — центрично, и центр его — Евхаристия. Вокруг центрального Таинства выстраиваются другие: однократные — Крещение, Миропомазание, Брак, Священство — и возобновляемые — Покаяние, Соборование. Надо чувствовать центр и связь всякого элемента периферии с центром.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
Киккская икона Божией Матери
Одна из самых почитаемых святынь на острове Кипр — Киккская икона Божией Матери. Название святому образу дала гора Киккос — именно там находится монастырь, в котором хранится реликвия.
Согласно преданию, икону написал апостол Лука ещё при жизни Богородицы. Образ показывает безграничную любовь Царицы Небесной к своему Божественному Сыну. Пресвятая Дева держит Богомладенца и щекой нежно касается Его головы. Иисус при этом изображён в движении, Он словно играет на руках у своей Матери. Икону также именуют «Милостивая». В этом названии отражено сострадательное отношение Царицы Небесной ко всем, кто молитвенно к Ней обращается.
Предание сообщает, что изначально апостол Лука подарил образ Богородицы «Милостивая» египетским христианам. Они хранили святыню почти тысячу лет. В 980 году в Египте начались гонения на верующих в Спасителя. Икону Божией Матери, спасая от поругания, переправили по морю в Византию. Образ несколько лет хранился в столице империи, городе Константинополе. В начале одиннадцатого века император Алексей Комнин получил во сне повеление от Богородицы перенести реликвию на остров Кипр, что и было сделано.
На личные деньги императора для иконы Божией Матери «Милостивая» на Киккской горе построили церковь. При храме был учреждён монастырь. Люди приезжали сюда со всего острова, чтобы попросить у Царицы Небесной помощи в бедах и нуждах. Киккский образ Богородицы прославился чудотворениями. Слава о нём распространилась далеко за пределы Кипра.
Списки благодатной иконы появились и в России. Наиболее почитаемый, написанный в семнадцатом веке, хранился в Московском монастыре Зачатия Богородицы. После революции 1917 года власти закрыли обитель, и верующие перенесли святыню в храм Ильи Обыденного, в котором не прекращались богослужения. А в 1999 году Зачатьевский монастырь ожил, и древний список образа Богородицы «Милостивая» вернулся на своё место.
Сегодня, как и встарь, Киккская икона Божией Матери широко почитается в России. В честь неё освящены церкви в Калужской, Кировской, Рязанской епархиях. Списки чудотворного образа есть во многих храмах и домашних киотах. А в Киккском монастыре на Кипре, где пребывает первообраз, написанный апостолом Лукой, всегда можно встретить русских паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Приютили бабушку
Жалея по-настоящему, ты чувствуешь чужую боль как свою и спешишь помочь, потому что не можешь по-другому. Вот, как супруги Ревуновы из Новосибирской области, о которых мне рассказала знакомая журналистка. Александр и Елена взяли к себе жить старенькую бабушку-соседку — просто пожалели её.
Эта бабушка, Анна Васильевна Поспелова, прожила нелёгкую жизнь. Работала в колхозе, во время Великой Отечественной войны трудилась для фронта. Как многие вдовы в то время, одна тянула хозяйство. Воспитала единственного сына, но он не смог стать ей опорой — умер молодым. И когда в семьдесят девять лет здоровье Анны Васильевны пошатнулось, то некому оказалось её поддержать. А она так ослабла, что даже приготовить поесть себе не могла.
Ревуновы обратили внимание, что баба Нюра сдала — осунулась, потемнела лицом. Позвали её жить к себе, и она согласилась. Это произошло в начале двухтысячных. Александру и Елене в то время не исполнилось и тридцати лет. Соседей решение молодых супругов очень удивило. Ведь у Ревуновых тогда были совсем маленькие дети — дочке три, сыну год. И хозяйство они держали большое — коровы, куры, огород. А тут ещё и за немощной старушкой надо ухаживать. Люди гадали, какая в таком поступке корысть, и не могли найти ответ. Дом у Анны Васильевны — ветхий, он так и стоит брошенный, никому не нужный. Пенсия у бабушки копеечная, богатства она не скопила.
Сами Ревуновы на вопрос «зачем?» только плечами пожимают: «Жалко же». И мне кажется, что такая жалость — это форма любви, которая, по слову апостола Павла, не ищет своего.
Все выпуски программы Живут такие люди
«Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
Святой Григорий Синаит родился во второй половине XIII века в Малой Азии. В молодости юноша был пленён османскими турками, напавшими на его родное село. Пленников увезли в древнегреческий город Лаодикию, что находится на территории современной Турции. Из плена будущего схимонаха выкупили греческие христиане. Верующих поразило пение заключённых на церковной службе. Турки отпускали узников в храм, находившийся рядом с их военным лагерем. Там жители и услышали псалмы и каноны в исполнении Григория и хора пленных. После освобождения юноша постригся в иноческий чин и до конца жизни нёс монашеский подвиг. Уже став опытным духовным наставником, схимонах Григорий сам начал писать церковные песнопения. Святой так говорил своим ученикам:
«Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим».
Все выпуски программы Слова Святых