В этой программе клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве священник Павел Усачёв, заслуженный спасатель, Герой России Владимир Легошин и фермер Мира Муромская размышляли о том, стоит ли беспокоить Бога просьбами по мелочам, если Он лучше знает, что нам нужно.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Н. Лангаммер
— Добрый вечер, дорогие радиослушатели, в эфире программа «Клуб частных мнений», меня зовут Наталья Лангаммер. По традиции мы в вечернем эфире обсуждаем одну из тем, которую в утреннем эфире подняли наши авторы проекта «Частное мнение». И сегодня такая тема у нас интересная: «Стоит ли тревожить Бога по мелочам?» — если это можно назвать мелочами, по всем вопросам, которые у нас возникают в жизни. И чтобы обсудить эту тему, мы пригласили клирика храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве священника Павла Усачева. Добрый вечер, отец Павел.
о. Павел
— Добрый вечер.
Н. Лангаммер
— Владимира Легошина, заслуженного спасателя, Героя России. Добрый вечер, Владимир Данатович.
В. Легошин
— Добрый вечер.
Н. Лангаммер
— И, собственно, автор программы «Частное мнение» — Мира Муромская, фермер, предприниматель.
М. Муромская
— Здравствуйте.
Н. Лангаммер
— Давайте послушаем программу Миры и будем потом эту тему развивать.
В эфире звучит программа «Частное мнение», рассказывает Мира Муромская
Огород у нас большой — целых тридцать соток. Хотя для кого-то может показаться небольшим, но для бывших городских это как целая плантация. Прошлой весной у нас оказалось очень много семенной картошки, часть осталась с прошлого года, еще часть дали соседи, поэтому всего получилось много, и мы решили засадить всю. В итоге — огромное поле картофеля. Как-то не ожидали мы таких объемов, как это потом собирать? Ну ладно, подумали мы, ведь впереди еще много времени до сентября, что-то придумаем. Лето прошло быстро, близилось время сбора урожая. С трактором договориться не получилось. Я с ужасом представляла, как мы будем это все собирать руками. Нас, можно сказать, два с половиной человека: я, муж и мама. Деревня, где мы живем, маленькая, одни бабушки, даже некого просить помочь — мы еще, наоборот, соседям иногда помогаем. Я ныла, изводя мужа, что у меня болит спина и такой объем собрать своими руками нереально. Все, что он мог сделать, он, конечно, сделал: купил копалку специальную, она значительно облегчает работу. А я все так же продолжала мотать нервы и себе, и мужу, что мы не справимся, и все равно нужно добыть трактор. Муж от злости буркнул: «Буду собирать один». Я думаю: ну Бог же нас учит по всем вопросам обращаться к Нему. Правда, мне всегда кажется, зачем Бога тревожить в таких бытовых вещах, но в этой ситуации обращаться мне было уже больше не к кому, поэтому я начала плакаться Богу. Ругала и себя: зачем столько сажали, непонятно. Сбор картошки был назначен на завтрашний день. Накануне вечером я встала на молитву и все-таки попросила Бога управить нашу ситуацию, дать силы все вынести. Утром, когда мы все проснулись, светило яркое солнце — погода уже настраивала на хорошее состояние. Я пообещала себе никому не портить настроение, не ныть. Мы все направились на поле, и приступили к делу. Я про себя молилась, просила Бога справиться с этой, на мой взгляд, бесконечной работой. В какой-то момент я почувствовала спокойствие, на улице тоже было тихо и тепло. Работа, на удивление, шла очень быстро. Урожай мы собирали пять дней, все той же компанией. А еще я не сказала про наших котиков, которые бегали вокруг нас и всячески делали вид, что они тоже помогают. Все эти дни мы ни разу не поссорились. Была какая-то особенная атмосфера и мне даже не хотелось, чтобы все это заканчивалось. В итоге мы собрали две с половиной тонны картошки. Пока шел процесс, соседи подходили и говорили: «Оооо, картошка у вас какая хорошая уродилась!» Еще к нам подошел перекупщик, он предложил у нас закупать картошку, но мы ему не дали точного ответа, сами не поняли почему. А через пару дней к нам обратилась многодетная семья из соседней деревни: просили, чтобы мы им продали, в этом году у них картофель не уродился. Мы сразу согласились и отдали им много-много килограммов по самой минимальной цене. Мы им помогли, а они нам помогли с этими объемами, чтобы наш урожай не пропал. В таких ситуациях снова и снова убеждаюсь: Господь нам помогает, берет все тяготы на себя. Даже такие простые, картофельные.
Н. Лангаммер
— Ну вот такая вот картофельная у нас сегодня тема. У Миры как раз был вопрос по вот этому конкретному эпизоду, но пока обсуждали создание этой программы, мы как раз говорили о том — а вообще можно ли Бога просить даже о таких вещах, да, Мира? Вот ты предложила дальше эту тему сегодня обсудить. Какие ещё у тебя есть вопросы?
М. Муромская
— Эта тема, конечно, касается лично меня, у каждого свой путь к Богу и свои взаимоотношения. И, конечно же, я слышала очень часто фразу «Без Меня не можете творить ничесоже», ведь ты очень много из Евангелия слушаешь того, что в тебя проникает, а что-то просто ты знаешь, но оно не касается твоего сердца. И мне всегда казалось, что есть какие-то важные вопросы: выйти замуж, помолиться о ком-то, кто-то тебя попросил, или об учёбе. А есть вопросы: собрать картошку или просто попросить у Бога благословения на целый день, что я сейчас и делаю, стараюсь, по крайней мере, каждый день. И кажется: а зачем вот Бога просить о каких-то таких, на мой взгляд, мелочах, бытовых вопросах, бытовых делах? А Бог, Он каждого ведёт уникальным путём, и Он меня всегда как бы возвращает: нет, ты не права, ты сейчас опять нарубишь свои вот эти палки, и потом будешь сама же жалеть о том, что сделала, потому что везде проявляется свобода воли: я сама, я справлюсь. И я очень благодарю за такие ситуации, потому что могу на своём опыте пережить, как же важно лично мне, и, возможно, кому-то это тоже откликнется — обращаться к Богу по любым вопросам, вот по любым. У нас даже недавно была такая ситуация: мы поехали на рыбалку, муж очень захотел перезагрузиться, и большие щуки плавали между удочками нашими, но никто не клевал, и уже смеркается. Муж говорит: «Всё, ладно, ничего не поймали, поехали домой». И мы выходим к машине — трасса, лес и речка, и из-под машины выбегают два маленьких котика. И мы с мужем переглядываемся: откуда они, что с ними делать, здесь мы их оставить не можем. И он говорит: «Рыбу не поймали — котиков поймали», но предложил их там и оставить. Я говорю: «Нет, ты что, мы их не можем здесь оставить». Он говорит: «Ну да, не можем, они здесь помрут».
Н. Лангаммер
— В итоге сколько у вас котиков теперь?
М. Муромская
— В итоге у нас два, как и было, потому что я этих пристроила. Но я не знала тогда, что их пристрою. Взяли мы этих котиков, слава Богу, и я пришла домой, встала перед иконами, обратилась к Богородице и искренне так попросила, потому что у меня уже опыт есть деревенской жизни, когда меня Бог учит по каждому вопросу обращаться к Нему. И мы этих котиков пристроили, я писала во всех чатах, там одна семья верующая, они ходят в храм, а вторая семья тоже недалеко от нашей деревни, и они этих котиков обожают, нас благодарят. И это буквально случилось: вот сегодня я помолилась, Богородицу попросила, и на следующий день мы котят пристроили, то же самое и с картошкой. Бог учит лично меня обращаться по любому вопросу к Нему. И как я из своего опыта заметила, что нет каких-то неважных вопросов, когда ты просишь за другого, неважно, пусть это котики или какой-то другой человек, Он очень быстро отвечает, очень быстро. Когда ты просишь деньги, что-то такое, может быть, это тебе не очень важно, может быть, тебе это неполезно, и вот нам кажется, что — ой, Господь не ответил...
Н. Лангаммер
— Неполезно или неловко просить такое бытовое.
М. Муромская
— И такое тоже может быть, да. А что-то такое, вот я замечала, либо духовные какие-то вещи, бывает, ты в храм приходишь и говоришь: Господи, утешь меня, вот утешь! Мне сегодня так плохо, я сегодня не могу ни молиться, ни стоять, ничего, вот утешь меня. Кто-то тебе просфорочку даст, хотя, например, у нас в храме они вообще не продаются, или кто-то тебе скажет, что «я вот был в святом месте, вот тебе иконка». То есть какие-то такие моменты на духовные вещи, я замечала, Господь очень быстро отвечает, и когда ты хочешь кому-то другому помочь, тоже всегда приходит поддержка.
Н. Лангаммер
— Вот про духовные вещи, отец Павел, почему эту тему я поддержала сразу, вопрос: мы должны, в первую очередь, искать Царствия Божия, и есть мнение, что нужно просить о спасении, а всё остальное как бы — ну, управится, то есть мы должны просить о главном, или всё-таки есть возможность и есть в этом правда — просить обо всём? Или есть какие-то категории того, о чём можно просить, а о чём не надо просить, кроме греха?
о. Павел
— Мне кажется, формат отношений с Богом задаёт нам сам Господь в Евангелии. Мы помним эти слова, когда Господь говорит: «Я вас не называю уже рабами, но называю друзьями». Вот этот формат отношений дружеский, то есть Господь — наш самый верный друг. А что такое дружба? Это искренность. Мне кажется, главный критерий отношений с Богом — это искренность, она должна быть. Если нам очень нужна денежка завтра, может быть, прямо сегодня или прямо сейчас, но мы думаем, что как-то неловко просить Бога об этом, но при этом весь наш внутренний мир занят этим вопросом, но мы не говорим об этом Богу, потому что нам неловко...
Н. Лангаммер
— Как будто Он не знает.
о. Павел
— Да. То это как раз и есть какая-то неискренняя вещь, неискренняя жизнь, какой-то обман, это уже не дружба. То есть Господь наш друг, и мы его друзья, поэтому, конечно, вот как жизнь течёт, так пусть и изливаются все эти наши вопрошания, просьбы, а Господь, конечно, не даст того, что нам действительно будет вредно, опасно, не нужно, но надо открывать своё сердце Господу. Безусловно, это так. И вот такие мелочи, мне кажется, что-то очень такое умилительное в этом есть, когда мы не можем сейчас решить этот вопрос своими силами, какой-то небольшой бытовой, но просим об этом Господа. Конечно, есть другая крайность, как вот мы знаем такую народную притчу, что бабушка попросила священника отслужить молебен, что вода из крана не течёт, или наоборот, протекает. Понятно, что Бог-то Бог, да сам не будь плох. Все мы знаем пословицу «На Бога надейся, но сам не плошай». По-моему, и так понятно, что здесь нельзя ударяться в эту крайность. Вот однажды я заправился случайно вместо дизеля бензином на дизельной машине, полный бак, и встал вопрос, что делать дальше. И вот одна из наших спутниц сказала: «Мальчики, не переживайте, сейчас я перекрещу бак, и мы поедем дальше» — здесь понятно, что это уже какой-то фанатизм, и надо самому исправить ошибку, которую нужно и можно исправить. Вот в таких вот мелочах, когда что-то теряется, мы же знаем, что делать. Вот, Наталья, вы знаете, что делать, когда теряется вещь?
Н. Лангаммер
— Я обычно читаю Символ Веры.
о. Павел
— И Покаянный 50-й псалом.
Н. Лангаммер
— Я напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений», меня зовут Наталья Лангаммер, мы обсуждаем сегодня тему «Стоит ли тревожить Бога по мелочам?» И у нас в гостях священник Павел Усачёв, заслуженный спасатель России, Герой России Владимир Легошин, и фермер-предприниматель Мира Муромская. Я ещё молюсь, отец Павел, святителю Николаю.
о. Павел
— А Трифону?
Н. Лангаммер
— И Трифону, да. Но Трифону вот недавно я как-то узнала. А почему так?
В. Легошин
— Святитель Николай быстрее помогает.
Н. Лангаммер
— Да, быстрее помогает? А почему именно эти молитвы? Почему Символ Веры, кстати? Это не суеверие какое-то, что потерялось, и читай Символ Веры?
о. Павел
— Это очень интересный вопрос, я глубоко об этом не задумывался. Но, наверное, потому что мы исповедуем веру в Господа, эти слова наполнены болью и различными человеческими даже страданиями, мы этот Символ Веры выстрадали. И когда мы его произносим, мы исповедуем Господа так, как Он есть, правильно и истинно, и в этой правильности и истинности является искренность, и Господь помогает непосредственно, потому что мы Его так вот открыто и правильно, искренне исповедуем. Может быть, в этом кроется какой-то секрет, почему подмечено, что именно Символ Веры, его прочтение помогает найти потерянную вещь. Это вопрос, наверное, открытый, но это работает.
Н. Лангаммер
— Это работает, я однажды в храм зашла, и женщина, видимо, нечасто заходящая, подошла к лавке: «Ой, я кошелек потеряла!» И две монахини стояли, они такие поворачиваются: «Символ Веры читай!» хором. Ей дали бумажку, она начала читать, потом: «Ой, я нашла!» — не дочитала до конца, всё, спасибо, не надо. Были такие моменты. Владимир Данатович, я хотела вас спросить: годы службы, спасение людей, кому вы молились, и как вы для себя решили этот вопрос, как молиться и когда?
В. Легошин
— Когда молиться? Ну, во-первых, есть Нагорная проповедь, всё мы её знаем, и как молиться, мы тоже знаем, это основная молитва, она всегда помогает — «Отче наш».
Н. Лангаммер
— В каких ситуациях вы для себя поняли, что никто, кроме Господа, не поможет?
В. Легошин
— В самых разных, смертельных в том числе.
Н. Лангаммер
— Расскажите какие-то из эпизодов, которые помнятся, яркие, может быть
В. Легошин
— Знаете, был случай, чудо-не чудо, я не знаю, как трактовать. Была война. Наши люди встали у стенки, их расстреливали. А там был разрушенный храм, и вокруг обретались бабушки, которые в развалинах жили. И там у тех, кто по связи об этом узнал, суета началась, бабушки подошли, спросили, что случилось, им обрисовали ситуацию. Они встали перед оградой храма, перед воротами, помолились, отряхнули колени, сказали: «Все будет хорошо» — и никого не расстреляли. Вот это чудо или не чудо?
Н. Лангаммер
— Не знаю. Чудо, конечно, такое Божие. А у вас лично был момент какой-то горячей прямо молитвы, когда удалось тоже кого-то спасти или себя спасти в какой-то ситуации?
В. Легошин
— Были. Это было обращение к святому Пантелеимону.
Н. Лангаммер
— В какой ситуации?
В. Легошин
— Ну, здоровье, ранение.
Н. Лангаммер
— А вот по службе, можно ли вообще такую тяжёлую службу нести, спасая жизни, без молитвы?
В. Легошин
— Знаете, у меня такое отношение к этому, что Господь управит, если ты с Ним, потому что Господь человека создал свободным. Но, опять же, мы говорим, что Господь управит, и не договариваем ту фразу, что — если ты с Ним, и не договариваем, что Господь создал человека свободным, понимая, что он может творить всё, что хочет, но с Господом и в рамках заповедей. Я так считаю.
Н. Лангаммер
— Просто, знаете, мне вспоминается святитель Лука Крымский, который не начинал операцию, пока не помолится, в том числе, пациент. Вот вы молились вместе с людьми, которых спасали?
В. Легошин
— Молились без людей. Они, как правило, были не в состоянии что-либо делать.
Н. Лангаммер
— Это в каких ситуациях было?
В. Легошин
— Это землетрясение, это ДТП, это война. Как правило, спасают тех, у которых уже сил нет молиться, они находятся или без сознания, или в сумеречном состоянии, в ступоре.
Н. Лангаммер
— Как вы после этого сами восстанавливаетесь? Для меня спасатели — это всегда какие-то люди, просто герои.
В. Легошин
— Господь управляет, когда обратишься к Нему. Мы не герои, мы такие же.
Н. Лангаммер
— Герои России, Владимир Данатович, всё-таки. Удивительное, конечно, у вас такое служение, потрясающее. Мы специально взяли от картошки до спасения жизни.
В. Легошин
— Это, если говорить о том, что Господь управит, то я хотел быть учёным. Я занимался электродинамикой, антенными решётками, остался на кафедре. А вот Господь управил так, что я стал спасателем.
Н. Лангаммер
— Как это произошло, почему?
В. Легошин
— Ну так, 90-е годы. Не могу сказать, какая тут причинно-следственная связь. Я занимался альпинизмом, очень серьёзно, а тогда случилось землетрясение в Спитаке, 88-й год. И Рыжков, председатель правительства Советского Союза, выступил по телевидению, сказал: «Все, кто может автономно жить три дня — приезжайте, помогите». Я приехал. Потом рухнул Советский Союз, с кафедры всех выгнали, сократили, ну и я оказался спасателем, что умел, то и делал. Хотя я не умел ничего.
Н. Лангаммер
— Ну, как-то вы обучались в МЧС?
В. Легошин
— Мы знали, как снимать со стен, как транспортировать, как оказывать первую помощь в горах, где помочь никто не может, вот это мы умели, а всё остальное мы не умели. А потом мы учились. Ну, конечно, с Господом.
Н. Лангаммер
— Вы были уже верующим тогда?
В. Легошин
— Да, уже был верующим.
Н. Лангаммер
— И сколько лет такой службы?
В. Легошин
— Двадцать с лишним лет.
Н. Лангаммер
— А за что Героя России дали, расскажите? По совокупности?
В. Легошин
— Не могу.
Н. Лангаммер
— Секретные данные?
В. Легошин
— Не секретные, но не могу.
Н. Лангаммер
— Мира, от картошки до спасения жизни сегодня, так вот широко, для тебя есть какая-то градация, где — ну, не буду просить, это уже слишком мелкое, или, как отец Павел сказал, уже где и сам не плошай?
М. Муромская
— Мы все всегда ищем золотую середину, и я думаю, что ты делай всё, что от тебя зависит, а остальное Господь управит. То есть, если даже ты что-то сделал не то, например, попросил больше или что-то там не допросил — ничего страшного, грабли ты свои найдёшь, где тебя остановят, и где ты неправильно что-то делаешь. Вот я согласна с отцом Павлом про искренность: действительно, когда ты кому-то хочешь помочь искренне или для себя что-то просишь не праздное, а, например, благодать Святаго Духа — это, конечно, прямо так очень, но я и такое прошу, чтобы радость была на душе, чтобы в храм ходить с удовольствием и молиться от души, от сердца, потому что всё равно же каждое воскресенье ходишь в храм, праздники ходишь в храм, какая-то теплохладность появляется, и каждый раз нужно вот эти отношения обновлять, и это всё нужно как-то чувствовать, именно искреннее ощущение, искреннее желание, искреннее обращение к Богу. У тебя же всё равно совесть твоя, она тоже когда-то просыпается и говорит: «ну да, наверное, вот сейчас ты правильно поступил, сейчас в ту сторону идёшь», а остальное Господь поправит, если даже ты куда-то не туда идёшь или свернул, или сам иногда даже понимаешь: что-то я не то сделала, много наговорила.
Н. Лангаммер
— Смотрите, про благодать Святого Духа, вот я тебя спросила про нижнюю грань, а это верхняя такая грань. Отец Павел, кроме спасения, мы можем просить благодать Святого Духа, вот такого возрастания? Мы же призваны стать святыми по итогу жизни, но вот что мы можем такого дерзать просить максимально?
о. Павел
— Да... Ну и вопрос, конечно. (смеются)
В. Легошин
— Но выше Царства Небесного, наверное, нет ничего?
о. Павел
— Да, конечно, спасение души, мы молимся об этом, вообще все молитвы, и утренние, и вечерние, всё-таки лейтмотив именно такой, что — да, благодать Святого Духа, спасение души, избавление от страстей, но такие общие вещи не всегда касаются близко нашего сердца, поэтому Господь каждого ведёт своим путём, и те обстоятельства, в которых мы оказываемся, они научают нас молитве. Вот мне сейчас вспоминается притча о неправедном судье, где вдовица просила неотступно судью, который Бога не боялся, людей не стыдился, то есть человек, для которого уже ничего святого нет, но по неотступности женщины он решил удовлетворить её просьбу, чтобы она не докучала ему. И Господь почему эту притчу говорит: чтобы было понимание, что нужно постоянно молиться и не унывать, вот для этого Господь даёт такой образ вдовицы, которая просит. И вот очень интересно, дальше что происходит, Господь говорит: неужели не удовлетворит просьб тех людей, которые вопиют к Нему день и ночь, подаст им избавление вскоре, но, придя на землю, найдёт ли веру на земле? То есть получается, что те обстоятельства, в которых мы оказываемся, критические или средней тяжести, или совсем мелкие, но через это Господь близко подходит к нашему сердцу, касается его, и возникает молитва — неотступная, может быть, молитва, и Господь, возможно, медлит, но в результате эти наших все вопрошания, наши искренние сердечные молитвы, они, оказывается, нужны для того, чтобы Господь, придя на землю, нашёл здесь веру.
Н. Лангаммер
— А, то есть мы укрепляемся как бы в вере?
о. Павел
— Да, нашёл веру в человеческих сердцах. Поэтому когда человек говорит: «Ну что же я буду докучать Господу, Он и так всё знает, всё видит, и кто я такой, а Господь — Вседержитель, поэтому я ничего делать не буду, я просто даже и вздохнуть не могу без Его воли» — это крайность, конечно же, и Господь это не благословляет, потому что вот, пожалуйста, ответ в этой притче, что нам нужно непрестанно молиться, никогда не унывать, и верить, что Господь подаст, и этим вера укрепляется. Господь всё знает, но ждёт, что мы найдём эту веру в своих сердцах здесь, на земле для того, чтобы с этой верой продолжить путь в Царствие Небесное, поэтому нам необходимо просить. Это, можно сказать, такое задание от Господа, это школа жизни, необходимая нам, поэтому Господь всё знает, всё видит, и знает, что нам нужно, а что неполезно, но ждёт от нас, чтобы мы просили и верили, и дальше уже, имея материал перед собой наших просьб, Господь уже будет как-то формировать самое необходимое для нашего возрастания в духовном спасении.
Н. Лангаммер
— Я напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений», меня зовут Наталья Лангаммер, мы обсуждаем тему «Стоит ли тревожить Бога по мелочам?» И у нас в гостях сегодня клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве, священник Павел Усачёв, Владимир Легошин — заслуженный спасатель, Герой России и Мира Муромская — фермер-предприниматель. Не переключайтесь, мы вернёмся через несколько минут.
Н. Лангаммер
— И мы возвращаемся в студию Светлого радио. Напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений», меня зовут Наталья Лангаммер, мы обсуждаем тему «Стоит ли тревожить Бога по мелочам?» И чтобы обсудить ее, мы пригласили в студию клирика храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве священника Павла Усачева, заслуженного спасателя, Героя России Владимира Легошина и Миру Муромскую, фермера, предпринимателя, которая и предложила эту тему. Отец Павел, я вот в продолжение того, что вы говорили, то есть получается, чем больше мы попросили, тем весомее наша просьба. Ну понятно, что мы пути Господни постичь не можем, но все-таки. У меня просто одна знакомая сказала: «Ну что же это за издевательство такое, если Господь и так знает, чего же мы вот должны, сколько мы должны попросить — пять, десять, пятнадцать раз?»
В. Легошин
— Но просить — это великое умение, ему надо учиться и учиться всю жизнь.
Н. Лангаммер
— А в чем это умение?
В. Легошин
— Уметь просить, чтобы тебя услышали.
Н. Лангаммер
— То есть стучаться?
В. Легошин
— Да, стучаться, и тебе ответят, понятно все.
Н. Лангаммер
— А мне непонятно.
В. Легошин
— А вот учиться, учиться, учиться и учиться.
Н. Лангаммер
— То есть в чем здесь навык для души — просить, повторять одну и ту же просьбу, и чему мы научаемся?
В. Легошин
— Она должна быть искренней.
Н. Лангаммер
— Зачем ее несколько раз повторять?
В. Легошин
— Чтобы себя научить.
Н. Лангаммер
— Чтобы себя смирить?
В. Легошин
— Конечно.
о. Павел
— Ну да, сила Божия в немощи совершается, как мы знаем из Послания Коринфянам апостола Павла, но вот эта немощь, ее очень часто православные воспринимают, как вот сидеть на диване в немощи и ждать, чтобы расслышать волю Божию. Знаете, здесь такой камень преткновения для верующих, которые уже многие годы в церкви: а вот есть ли воля Божия, а вдруг ее нет? И ходят, спрашивают батюшек разных, вот как ее расслышать, а вдруг я сейчас что-то сделаю, и это будет не по воле Божией? Воля Божия, она одна: чтобы мы были живыми и любили своих родных и близких, вот живыми были, и действовали, открывали свое сердце Господу искренне и до конца. Антоний Сурожский здесь тоже вспоминается, потому что это тот человек, который для меня просто образец искренних отношений с Богом, потому что он мог молиться в любом состоянии и говорить, поверять Богу все, что на его сердце. Почему воля Божия такая, чтобы мы были живыми: чтобы мы рассказывали Ему, как своему другу, все, что с нами происходит, а потому что как можно спасти человека, который сам не понимает, что нужно делать или не действует? То есть Господу нужен живой человек, а не когда он не холоден и не горяч, вот это самое ужасное состояние, поэтому, мне кажется, не надо бояться как-то поступить неправильно. Понятно, что речь не идет о том, чтобы нарушать заповеди Божьи, какие-то злодеяния делать, но нужно к чему-то стремиться, чего-то достигать, хотеть, желать, все это поверять Богу и действовать, действовать и не бояться. Конечно, для меня очень страшно звучат слова Иоанна Крестьянкина, который говорит о том, что «у Господа все бывает вовремя для тех, кто умеет ждать». Я сейчас перед вами открою свое сердце, поскольку у нас искренний разговор, и мы обсуждаем, что это важны искренние отношение с Богом, ну и друг с другом: вот я в своей жизни никогда не умел ждать, всегда бежал впереди паровоза, но я же получал, и по башке получал, и вообще получал просимое часто, может быть, впоследствии оказывалось, что то, что я просил и получал, я приходил уже сам к тому, что от этого нужно отказаться, но тем не менее. В свое время я алтарничал, пел, буквально жил в храме, там воцерковился и очень так все это воспринял живо, мне очень все нравилось, как там происходит, но тем не менее, в какой-то момент меня перестало удовлетворять то, как устроена община, какое отношение, мне показалось что-то несправедливо, созрел некий кризис, я решил, что из этого храма пора уходить и стал искать другие храмы, где-то я оказался очень нужен, где-то не нужен, и в результате я вообще сорвал семью и переехал из Москвы в Подмосковье — вот что это? Нет, я молился каждый день, естественно, я это все поверял Богу, я какую-то свою волю, конечно, творил, но в результате Господь все равно так вырулил, потому что Ему было понятно, самое главное — что я хочу, последствие этого желания оформилось, я хочу стать священником, все мои вот эти трепыхания, дергания, забегания вперед, искания, но в результате Господь так устроил, что я стал священником, еще учась в семинарии, а потом вернулся в тот храм, откуда я ушел, и те мои друзья, с которыми я начинал алтарничать, они еще были алтарниками, а я уже был священником, понимаете?
Н. Лангаммер
— А вот это правильно или неправильно было?
о. Павел
— А я до сих пор не знаю, правильно или неправильно, потому что они сейчас тоже стали священниками, они дождались — «у Господа все бывает вовремя для тех, кто умеет ждать», для меня эти слова больно звучат, они противоречат моей жизни, я сам не знаю, как правильно или неправильно, но вот своей жизнью проверено, что нужно быть искренним и не нужно бояться совершить какие-то поступки, которые могут не соответствовать воле Божией, потому что воля Божия есть та, чтобы мы были живыми, наши сердца были живыми, поэтому думайте сами, как надо жить, но бывает по-разному, у всех свой путь, понятно.
Н. Лангаммер
— Вот у всех свой путь, я тоже сижу и думаю о том, что, наверное, надо и в этом быть живым, делать так, как ты хочешь сделать, потому что я вот замечала, что если ты себя как-то сжимаешь и поступаешь «как правильно», то ты не совсем живой, ты не совсем искренний, ты себя задавливаешь, а у каждого свой темперамент, у каждого свой темп, и знаете, такое открытие последних программ на Радио ВЕРА, в которых я участвовала и вела, это что Господь из любой точки может вырулить туда, куда надо, то есть не то, что мы запутались, и всё, распутывайся, а Он выведет из любой точки, это мы должны распутать клубочек назад, а Он может как-то по-другому сделать и протянуть ниточку.
о. Павел
— Да, это абсолютно так.
В. Легошин
— Мы с вами все знаем, у каждого был такой случай: вот должно быть так, ты желаешь свершения какого-то события именно в таком ракурсе, и второй путь тебя абсолютно не устраивает, это кажется ужасом, просто кошмаром, не дай Бог, чтобы это случилось. Потом ты обращаешься к Богу, и просишь, и молишь, а в итоге получается именно то решение, которое ты считал ложным и неправильным, оно оказывается единственно правильным.
Н. Лангаммер
— Вот этот «ужас»?
В. Легошин
— Вот этот «ужас», как тебе казалось, но ты был весьма недальновиден, а Господь управил так, что всё получилось как надо, наилучшим образом.
Н. Лангаммер
— А как трудно смириться-то с этим.
В. Легошин
— Нет, вот ты видишь, ты в разочаровании, что ты свободен, но ничего сделать не смог, и получилось не так, как ты хотел, но получилось так, как надо.
Н. Лангаммер
— Да, вот этот путь смирения.
В. Легошин
— У всех был такой случай. Вот батюшка прошёл этот путь, будучи в семинарии, вернувшись в этот храм, где остальные остались алтарниками, и это тоже вот «ищите и обрящете».
Н. Лангаммер
— Батюшка не пассивно смирялся, батюшка «трепыхался», как он сказал. (смеются)
В. Легошин
— А никто пассивно не смиряется, все бунтуют.
о. Павел
— А в результате мы все приходим к тому, что всё-таки сила Божия в немощи совершается.
Н. Лангаммер
— Надо ещё понять, что значит эта немощь, вот вы же начали говорить, что кто-то сидит и ничего не делает. Что значит та самая немощь, которую имел в виду Господь?
о. Павел
— Ну, это, конечно, не то, чтобы сидеть на диване, это понятно. Но немощь — это понимание, что надо быть живым и нужно просить, и к чему-то стремиться, искренне поверять всё, что на твоём сердце, но всё-таки, когда совпадает вот это просимое с волей Божией, это самое удивительное чувство. Но это бывает очень редко.
Н. Лангаммер
— Вот-вот, это бывает очень редко.
о. Павел
— Поэтому немощь человеческая заключается в том, что человек всё-таки получает иногда от Господа то, что ему неполезно. Он получает это, и потом Господь говорит: ну ты же просил, вот получи, посмотри, что в результате. И ты понимаешь, что приобретаешь вот эту немощь, то есть...
Н. Лангаммер
— ... Прости, Господи, не то просил, понимаю, осознаю.
о. Павел
— Да, то есть невозможно жить и прожить эту жизнь, когда ты удовлетворяешь своему «хочу», и взрослые этим тоже очень болеют, что вот я хочу, и всё, и дай мне. Вот Господь даёт и через это показывает, что всё-таки было бы здорово оглянуться по сторонам, а не только видеть свои желания. И немощь — это как раз то состояние, когда ты уже прошёл через эти медные трубы, и когда ты понял, что не всё, что ты просишь, не всё, что ты хочешь, будет Господом удовлетворено, это вот немощь как раз, ты после этого смиряешься и говоришь: «Господи, сотвори со мной всё, что нужно, всё, что Ты хочешь», полностью себя предаёшь Богу, но при этом ещё остаёшься живым, вот это очень важно. Не стать таким непонятным...
Н. Лангаммер
— Отчаявшимся, безвольным, да?
о. Павел
— Да-да-да. Но, тем не менее, имея горький опыт, когда Господь давал то, что тебе не очень полезно, и всё-таки вернуться в отчие объятия, вернуться уже в другом качестве, когда ты имеешь только одно желание — не отступить от Божьей милости, это как раз и будет совпадение с Божьей волей, и тогда уже в немощи твоей будет совершаться Божья воля.
Н. Лангаммер
— Я напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений», меня зовут Наталья Лангаммер, мы обсуждаем сегодня тему «Стоит ли тревожить Бога по мелочам?» У нас в гостях священник Павел Усачёв, заслуженный спасатель и Герой России Владимир Легошин и Мира Муромская — фермер, предприниматель, которая предложила эту тему для обсуждения. Мы говорим сегодня про смирение и баланс, вот этот баланс очень сложный, о чём просить, а ты выпросил, ну вот мы же говорим: надо просить, вот учиться просить, учиться стучать и отворят. А потом оказывается, что ты выпросил не то, и тебе даже это дано, о чём вы, отец Павел, сказали, очень важно, что Господь иногда даёт, но тоже, наверное, контролирует меру, понесём мы это, или мы сможем из этого, простите, вырулить. Потому что был такой эпизод у Антония Сурожского, когда он вечером видел, что дедушка вынимает зубки и кладёт в стаканчик, и он, маленький мальчик, сказал: «я тоже хочу такие зубки, которые вынимаются и кладутся в стаканчик», и стал об этом молиться, но Господь не дал. А как страшно, если ты о чём-то просишь, и тебе это дают, а ты не можешь понести, вот такая ситуация, Мир, у тебя такое было?
М. Муромская
— Мне не давал.
В. Легошин
— Господь не даёт того испытания, которое человек не может вынести.
Н. Лангаммер
— То есть мы себе организовываем сами испытания на голову?
В. Легошин
— Конечно, Он создал нас свободным.
Н. Лангаммер
— А у кого так было?
о. Павел
— У меня было такое. Я в отчаянии продал свою машину, купил постарше и поменьше, чтобы была разница, и остались деньги на необходимые траты. И когда я сел и собирался уезжать уже, это всё на одной точке происходило, я оставил свою машину одному дельцу и взял у него машину постарше.
Н. Лангаммер
— Как у вас быстро все эти решения происходят!
о. Павел
— Да, да, да. И причём это всё в один вечер, семья не знала. Я сел за руль этой новой- старой машины, и когда собирался уезжать, я понял, что ещё не молился, и надо всё-таки за этот день хоть сейчас помолиться, потому что всё-таки это другая машина, старая. Я помолился, и в этот момент из-под капота повалил густой дым или пар — оказалось, что прорвало патрубок и выгнало весь антифриз, мне Господь не дал уехать на этой машине, я успел отмотать и вернуть обратно свою. Если бы я уехал оттуда, это уже была бы моя вина, наверное, уже был бы другой разговор. То есть Господь в определенный момент мне разрешал творить свою волю, а потом все-таки сказал: ты это дальше не понесешь, и вы останетесь без машины.
Н. Лангаммер
— Но вы не молились.
о. Павел
— Да. И в тот момент, когда я помолился, Господь явил Свою волю наконец-то.
Н. Лангаммер
— Господь уберегает. Ну вот, смотрите, мы близимся к концу программы, и мне кажется, мы очень интересную такую струнку затронули: зачем стучаться? Вот Владимир Данатович сказал, что надо учиться просить, учиться стучать. А вы, отец Павел, сказали, что таким образом Господь найдёт веру на земле. Всё-таки что должно происходить в этот момент с душой, какой навык она вырабатывает — смирение? Упование? Что ещё, вот зачем нам этот навык?
В. Легошин
— Любовь к Господу.
Н. Лангаммер
— Любовь, доверие. Что ещё, Мира?
М. Муромская
— В моём случае это вера и смирение, потому что, если ты веришь, то ты понимаешь, что ты веришь в какое-то чудо, которое Господь может сотворить, и ты понимаешь, что, возможно, Он тебе это даст через пять лет или через год, или ещё через какое-то время. Ты не знаешь, какое это время, потому что для тебя это пока закрыто, но просишь, и Господь, наверное, тоже тебя проверяет: а твоя душа-то, она вообще в каком состоянии сейчас? Ты вот Меня как используешь, я для тебя волшебник, просто на посылках Я у тебя? Или всё-таки, даже если Я тебе не дам это, ты всё равно будешь молиться? Возможно, ты поймёшь, что тебе это не надо через какое-то время. Вот у меня такое было, когда я просила, просила, просила, просила, Он мне это не дал. Я уже, может, даже и забыла. А потом опять что-то вспомнила, бывает же вот сейчас, в век интернета, очень много навязанных тебе мечт, желаний, даже вещи какие-то, у кого-то что-то увидел, или в поездку какую-то захотел. Вот у меня такое было с поездкой недавно. Мы планировали с мужем отпуск и хотели куда-то в тёплое место, потому что из каждого утюга говорят, что в октябре надо ехать в тёплое место, чтобы подзакалить иммунитет и всё такое. И мы смотрели какое-то тёплое место, а потом я говорю: Господи, ну вот что будет сейчас полезно для меня? И мне приходят на ум все вот эти Печоры, Александр Свирский... И я мужу говорю: «Роман, а давай вообще в другую сторону?»
В. Легошин
— На Соловки, там погреемся. (смеются)
М. Муромская
— И он такой говорит: «А давай!» Его в принципе в одну сторону направить стоит титанических усилий, а в другую сторону развернуть еще сложнее. Думаю: ну, сейчас я буду тысячу слов от него слушать, что постоянно куда-то меня несёт то туда, то сюда. А он согласился. И я понимаю, что это было прямо моё желание, моё. Вот то, что мы тоже сегодня обсуждали, что твоё желание, и Господь как-то услышал, и всё так управлялось, столько чудес там случилось. Нам в номере говорят: «Сейчас мост перекроют, и вы не сможете уехать». И мы такие: «А как мы поедем?» — «Такси до вас не успеет доехать. Идите кого-то ищите, попутку». А у нас билеты уже на Печоры и там дальше всё спланировано. А мне так хорошо было у Александра Свирского, мужу говорю: «Да не переживай, здесь останемся». Он говорит: «Нет, мы здесь не останемся, надо быстрее ехать!» Машин нет вообще, даже тормозить некого. И тут подъезжает какая-то попутка, останавливается мужчина, соглашается нас довезти. Мы спрашиваем: «Вы знаете, что скоро мост закроется?» Он такой: «Нет!» И мы едем, знаете, как в кино: мост уже раздвигают, и мы так вот вшух! — и пролетаем. Оказалось, это Денис, он учится на священника, будущий отец Дионисий, тоже столько всего нам интересного рассказал. То есть вот столько чудес случается, когда ты и уповаешь на Бога, и делаешь то, что ты, возможно, и хотел. Я понимаю, что нужно ещё найти вот это вот своё желание, о чём просить, потому что очень многое, может быть, тебе вообще и не надо. Возможно, надо и об этом молиться и говорить: Господи, а вот что мне надо? Открой мне, что мне действительно надо?
В. Легошин
— Батюшка привёл пример очень исчерпывающий.
Н. Лангаммер
— Батюшка много всего привёл.
В. Легошин
— Насчёт мостов — в Питер съездить, там их часто разводят, можно хорошо потренироваться.
о. Павел
— По-моему, вы начинали эту тему: зачем просить святых, Богородицу. Вот мы просим Божью Матерь, и верим, что Она может умолить Сына Своего, Христа Бога нашего, потому что у Неё есть материнская власть, если так можно представить себе. Сложно над Богом представить какую-то власть, но тем не менее. Он же послушался Её в Кане Галилейской, и мы, обладая этим опытом, знанием, что такое было в жизни, просим Божью Матерь, чтобы она, зная наши человеческие сердца, нашу человеческую тяжёлую непростую жизнь, со своей стороны, со своей позиции попросила Его, поэтому и существуют такие молитвы. И используя тот или иной опыт в жизни святых, знание о том, что у них в жизни были те или иные обстоятельства, мы тоже просим, чтобы они, с позиции своего опыта жизненного, определённого знания, попросили Господа. Это тоже удивительные, можно сказать, рычаги нашей молитвы, они у нас есть, они работают, и чудесно, что мы умеем тоже и должны это использовать.
Н. Лангаммер
— У нас на «Светлых историях» батюшка напомнил вот эту ситуацию, когда Хананеянка шла за Господом и кричала, что дочь беснуется у меня. И Он не отвечал, пока апостолы не сказали, что — «ну сделай что-нибудь, она кричит». И тоже это такая простая житейская ситуация, когда попросили друзья, и Он сделал. Это так понятно, что в жизни тоже так вот наши святые могут за нас просить, чтобы нам помогли. А я в завершение программы, знаете, столько сказано разного всякого про молитву, всё-таки это тема баланса, вспомню слова Владимира Данатовича, что нужно жить с Богом, потому что, когда ты в Него погружаешься, в веру, то тут становится сразу понятнее и о чём просить, и сколько просить, мелочь это или не мелочь.
В. Легошин
— Когда поймёшь, что Он пострадал за всех нас, и как Он пострадал.
Н. Лангаммер
— И в этой глубине уже, наверное, вопросов меньше остаётся, и вот это «просите, как дети», мне кажется, это очень правильно. И даже, может быть, обижаться, и, может быть, даже какие-то свои, если есть, уже мы зашли в это, претензии к Богу, тоже, наверное, ему озвучивать, да?
В. Легошин
— Он тебя направит.
Н. Лангаммер
— Он направит, и Он как бы ответит. Главное, наверное, не замолкать, потому что, если эта ниточка, связывающая тебя с Богом, ослабевает или появляется туманность между нами, турбулентность...
В. Легошин
— Если в твоей просьбе ты понимаешь истину, но это, конечно, не истина, познавши истину, познал Бога, но ты понимаешь правду, что, может, твои просьбы-то были неадекватны, не соответствуют ни моменту, ни ситуации, и вообще это не нужно. Ты сам доходишь.
Н. Лангаммер
— Да, да, Он открывает, и ты это чувствуешь. Это та самая, видимо, благодать Святого Духа как бы нас окутывает, о которой ты говорила. Мира, в завершении что ты хотела бы сказать?
М. Муромская
— Я хотела бы сказать, что Господь нас учит радоваться, а меня лично может расстроить какая-то мелочь. Вот утром проснулся — пасмурно, дождик идёт, и тебя просто выбивает. И получается, что мы же воины, мы должны постоянно быть на этой страже, а ты иногда выключился, у тебя всё хорошо. И лично себе такой совет: находить постоянно ключики, по которым ты можешь сказать: Господи, я Тебя благодарю даже за этот дождь, даже за то, что сейчас, возможно, у меня не такое хорошее настроение, как мне хотелось бы. С какой-то такой благодарностью за всё, вот это мой вектор сейчас по жизни — благодарить Бога за всё. Тебе Он там что-то по работе не дал — возможно, тебе это не нужно, неважно, но ты сейчас поблагодари за это искренне, от души. Или, если не получается, хотя бы найди, за что тебе поблагодарить Бога здесь и сейчас. Допустим, мы с мужем диаметрально разные, про смирение тоже сегодня говорили, Господь же смиряет нас через близких, и через близких это самое сложное вообще, ты их периодически готов там, не знаю, поколотить...
В. Легошин
-Съесть, без соли.
М. Муромская
— Съесть, это вообще мягко сказано. И если ссоры какие-то с мужем, я говорю: Господи, я тебя благодарю за такого мужа, слава Богу, что у меня есть муж. И сначала ты это делаешь, у тебя внутри всё прямо наизнанку, ты не согласна с тем, что говоришь, а потом, это как на молитве: бывает, ты начинаешь, у тебя всё болит, тебе вообще не хочется молиться. Потом, к концу последования у тебя силы появились, ты начинаешь вникать. И когда благодаришь, я заметила, муж уже со мной не спорит, своими делами занимается. И вот я: о, ключик! Значит, я его попробую. Возможно, он дальше не сработает у тебя и нужно будет другой какой-то искать ключ. Но вот благодарность в моем случае — это открытие, что вот за все не претензия, а поблагодари сначала. Каждому есть за что благодарить.
Н. Лангаммер
— Интересно, что мы сегодня на программе говорим о просительной молитве в основном, не о покаянной, вот о благодарственной только сейчас заговорила Мира, а в принципе, вот это вот прославление «Слава Тебе, Господи, за все» — может быть, это ключик ко всему?
о. Павел
— Ну да, благодарение — центральная тема нашей жизни, Евхаристия.
Н. Лангаммер
— Евхаристия, и с этого надо начинать. Спасибо большое за эту беседу. Мы, мне кажется, какие-то приоткрыли окошечки и ключики в этой теме. Я напомню, что мы обсуждали тему «Стоит ли тревожить Бога по мелочам?». В эфире была программа «Клуб частных мнений», меня зовут Наталья Лангаммер. В гостях у нас был клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве, священник Павел Усачев. Владимир Легошин — заслуженный спасатель, Герой России и Мира Муромская — фермер, предприниматель, которая предложила эту тему. Я напомню, что нашу программу можно не только слушать, но и смотреть видеоверсию на нашей странице «ВКонтакте» и на сайте radiovera.ru. Мы на этом с вами прощаемся и вернёмся в эфир через неделю, в воскресенье в 18.00. Всего доброго, до свидания.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
«Воспитание девочек». Жанна Трифонова
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
У нас в студии была Вице-президент Международной и Российской Макаренковской Ассоциации по международным отношениям Жанна Трифонова.
Разговор шел об особенностях воспитания девочек, на что особенно важно обращать внимание и как помочь девочке сохранить женственность и чистоту в современном мире.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Прихожане и захожане. Наталья Махмудова
Лет пять назад я услышала в храме слово «захожане». Признаться, мне понравилось это определение людей, которые иногда заходят в храм, например свечку поставить, но сами не знают, ни кому ставить, ни как молиться. Мне показалось, что это остроумно, точно подмечено.
Через некоторое время Великим постом проходило в нашем храме соборование. Людей много пришло. Среди них и совершенно незнакомые лица встречались. Во время первого помазывания священник остановился около мужчины средних лет. Простой такой мужчина, тихий. Выяснилось, что он без нательного креста. Священник велел ему из лавки принести крестик. В этот момент я услышала, как бабушки рядом говорили между собой: «Захожанин». Кивали головами и рассматривали виновника задержки. И я тоже подумала: «Вот, идут на соборование, без креста. Если без креста, зачем соборование? Не понимают даже, наверное, что здесь происходит».
Принесли крест, мужчина надел. Всё пошло своим чередом. Когда я от своих мыслей вернулась к молитве, хор пел покаянные слова: «Помилуй нас, Боже. Помилуй нас, Владыко. Помилуй нас, Святый». От осознания того, что я сделала, заплакала: о чем думаю вместо того, чтобы молиться? Забыла, где нахожусь. В момент таинства я не просто отвлеклась, а осуждала ближнего! Господь человека в храм привел, а я, ничего про него не зная, плохо о нём подумала.
Попросила у Бога прощения. Помолилась за этого мужчину. Думаю, ведь он мог бы и уйти, не собороваться, обидеться. Видела я такое, когда из храма с раздражением уходили. А мужчина все косые взгляды вытерпел. Значит, надо ему здесь быть.
Я задумалась о смысле всей этой истории. Захожане и прихожане. Откуда это протипоставление? Заходить — это иногда и на короткое время. А прийти, значит достигнуть какого-то места. Ну вот я — прихожанка храма. Места я достигла, в храм хожу. А в храме что я делаю? Непрестанно молюсь? Нет, отвлекаюсь. И от того, что я догматические основы веры знаю, молитвы и жития святых, автоматически лучше я не делаюсь, если не веду духовной работы над собой, если не стремлюсь жить по заповедям.
А первая заповедь в отношении к людям: «Возлюби ближнего». Кого же я люблю? Таких же, как я, прихожан. А остальных? Почему же я делю людей в храме на своих и чужих? Как же так получилось в моем сознании? Ведь пришла в храм из совершенно светской мирской среды. Так же зашла когда-то и осталась.
У меня много близких, которые на богослужения не ходят. Я же не общаюсь с ними свысока, не делаю им замечания. Почему же в храме иначе? Получается, прихожане воспринимают «не прихожан» как чужих и как бы охраняют церковь от мимолетных посещений тех, кто, по нашему мнению, не умеет себя вести: во время службы протискиваются к подсвечникам, свечи ставят не так, как надо, да еще запрещают их поправлять, от женщин в брюках, без платка и так далее.
Не удивительно, что люди, заходящие в храм, иногда воспринимают служителей, прихожан как довольно неприятных людей. Знаю я и такие истории, когда прямо говорят: «Войдешь в церковь и тут же к тебе кто-то пристает с замечаниями. Из-за них я и не хожу туда».
Не хочу сказать, что они во всем правы. И, конечно, не имею в виду людей, которые намеренно кощунствуют в храме. Я вот о чем: Это Господь людей приводит в храм, а моя задача сделать всё, чтобы не отвернуть их. Если я не могу им помочь, то не нужно хотя бы мешать.
Каждый раз при появлении в храме нового человека, который может и что-то не так делает, необходимо напоминать себе о том, что очень страшно неосторожным словом или поступком стать препятствием на пути человека к Богу. Приходите, дорогие захожане, в храмы почаще и оставайтесь в нём. Давайте, по заповеди, возлюбим друг друга и помолимся друг о друге.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
14 декабря. О важности догматов в Церкви
В 1-й главе Послания апостола Павла к галатам сказано: «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».
О важности догматов в Церкви — протоиерей Василий Гелеван.
Догматическое учение церкви — это организм. Здесь все стройно, сложено и связано между собой. В истории церкви всегда будут люди, которые хотят приспособить вероучение к своему убеждению, хотят совратить на церковнославянском языке превратители, извратить евангельское Христово благовестие. Не существует другого Евангелия. Есть только люди, искажающие благую весть, а она одна.
Догматические формулировки церковных соборов появлялись в ответ на возникавшие искажения, то есть те или иные еретические учения. Ересь искажает евангельскую истину, а догматика как раз опирается на Евангелие. Христианское учение проистекает из Евангелия, из того, что сам Христос о себе сказал. Это совершенно конкретные формулировки. Например, что он Сын Божий, что он Господь, Судья. Все богословие церкви христоцентрично, и малейшее искажение истины уводит фокус от Христа, уводит душу от спасительной веры.
Выходит, что чистая вера — это вера в евангельскую правду, и вечная участь человека зависит от того, разделяет он или нет вероучения Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема