Летнее солнце стояло высоко и жарко пригревало. Семилетний Гриша Давыдов с грустью глядел на полоску ржи, которая тянулась далеко вперёд, до самого леса. Хлеб до вечера нужно было обязательно убрать. А работников — только Гриша да его мать, Анастасия Никифоровна. Жать под палящим солнцем было нелегко. Мальчик то и дело останавливался и смотрел, много ли ещё осталось. Лес, возле которого поле заканчивалось, всё никак не хотел приближаться. Анастасия Никифоровна заметила огорчение сына. Она окликнула Гришу и ласково сказала: «Смотри, сынок, на колоски, которые жнёшь. Так легче будет». Гриша послушался маму и больше уже не отрывался от работы. А когда всё-таки решил снова посмотреть, долго ли до конца, не поверил своим глазам: лес был уже совсем рядом, а значит — работа закончена! Эту историю из своего детства часто вспоминал схиархимандрит Григорий (Давыдов) — старец ХХ века. Отец Григорий говорил, что получил тогда от матери важный духовный урок: тому, кто верен в малом, Господь даёт многое. О матушке старец всегда рассказывал с большой любовью и почтением.
Благодаря Анастасии Никифоровне Гриша с самых ранних лет воспитывался в вере и благочестии. Едва он научился самостоятельно стоять на ногах, как стал участвовать в домашней молитве. Крепко прижавшись к матери, мальчик слушал, как она обращается к Богу. Анастасия Никифоровна молилась простыми словами, идущими от самого сердца. Можно сказать, что Гриша и сам был плодом её усердных молитв. Он появился на свет, когда Анастасия Никифоровна и её супруг, Иван Фёдорович, крестьяне из села Жихорево Орловской губернии, были уже немолоды. Однако горячо молили Бога даровать им сына. Их просьба была услышана. Гриша появился на свет в 1911 году. Он стал настоящей поддержкой для матери, которая часто оставалась дома одна — отец мальчика состоял в артели мебельных мастеров и ходил на заработки по городам и сёлам родной Орловщины. Гриша с детства помогал матери по хозяйству. Мальчик умел готовить, шить, вышивать, ткать, вязать, трудился в поле и огороде. Всему этому его научила Анастасия Никифоровна. Позже, в советские годы, схиархимандрит Григорий (Давыдов) был сослан за веру на Колыму. Старец говорил, что эти умения и привитая матерью любовь к труду не раз спасали ему в лагере жизнь.
Когда Грише исполнилось восемь лет, родители взяли его с собой на богомолье в Богородицкую Площанскую пустынь. Паломничество произвело на мальчика огромное впечатление. Он впервые увидел монахов, и на обратном пути заявил отцу и матери, что тоже пойдёт в монастырь. Анастасия Никифоровна восприняла слова сына серьёзно. После поездки она стала замечать, что Гриша изменился. Всё больше времени он стремился проводить в уединении. Не раз мать видела, как по ночам мальчик тайком забирался на чердак и молился там, глядя в слуховое окно на звёздное небо.
В 1927-м, когда Грише исполнилось шестнадцать, Анастасия Никифоровна благословила его на принятие монашеского пострига. В годы безбожия и гонений на веру отцу Григорию пришлось нелегко. Были аресты, тюрьма и десять лет лагерей. Но тёплые воспоминания о дорогой матушке согревали его сердце в самые тяжёлые времена. Вернувшись из ссылки, схиархимандрит Григорий первым делом поспешил навестить родительский дом. С матерью он оставался близок до самого последнего дня её жизни. Незадолго до кончины Анастасии Никифоровны отец Григорий постриг её в иночество. Старец часто говорил, что если имеются у него какие-либо добродетели, то ими он обязан своей любимой матушке, которая собственным примером учила рассудительности, доброте, любви и вере.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Сол., 274 зач., I, 1-10.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Все две тысячи лет существования христианства мы можем наблюдать, что в тяжёлые времена испытаний войнами, болезнями и гонениями христиане начинают обращать особенно пристальное внимание на те тексты Священного Писания, которые говорят о Втором Пришествии Христовом и о кончине мира. Одними из первых, кто вследствие гонений начал чрезвычайно активно ждать конца физического мира, были христиане древних Фессалоник. Апостол Павел не был согласен с тем методом ожидания, который избрали эти люди: они, полагая, что видимый мир скоро уйдёт в небытие, начали пренебрегать своими повседневными обязанностями. Были в их ожидании и другие спорные пункты. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел постарался все их рассмотреть и дать своим адресатам верное руководство к духовной жизни в условиях усиливающихся гонений. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
На гонения можно реагировать как минимум двумя способами: можно оставаться верным Христу и можно отречься от Него. Конечно, есть и промежуточные варианты, но все они несут в себе лукавство, и потому мало чем по своей сути отличаются от прямого отречения.
Христиане Фессалоник проявляли стойкость, они сохраняли верность Спасителю, а потому апостол Павел своё послание к ним начинает с похвалы, и это не дань жанру, адресаты апостола действительно были достойными и верными христианами. Используемая здесь апостолом Павлом формулировка очень интересна, и она стоит того, чтобы остановить на ней наше внимание.
Апостол не сразу перешёл к размышлениям о терпении в гонениях и скорбях, ведь с его точки зрения достойное перенесение неприятностей — это лишь следствие, во-первых, веры, а во-вторых, любви между христианами Фессалоник. Действительно, вынести гонения без опоры на единомышленников почти невозможно. Здесь мы можем вспомнить и Гефсиманское моление нашего Спасителя: Господь, зная о Своих скорых Страданиях и Смерти, искал утешения в молитве к Богу-Отцу, но и Ему нужна была человеческая поддержка, по этой причине Он взял с Собой на молитву Петра, Иакова и Иоанна. Как мы помним из Евангелия, апостолы не смогли выдержать напряжение той ночи, а потому они не смогли и дать Спасителю столь необходимую Ему поддержку.
У христиан Фессалоник было все иначе: они умели поддерживать друг друга и не терять единства под натиском гонений. Апостол Павел счёл необходимым не только похвалить своих адресатов, но и поддержать их, он написал, по сути, довольно банальную, но при этом крайне важную мысль: никакое испытание не будет длиться вечно, все скорби пройдут, а причиняющие их люди будут наказаны Самим Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Лука Войно-Ясенецкий». Анастасия Чернова
Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук Анастасия Чернова.
Разговор шел о жизни и судьбе святителя Луки Войно-Ясенецкого, почему он решил быть врачем, как принял монашество и стал епископом и как складывались его отношения с советской властью.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Память о новомучениках». Кирилл Алексин
У нас в студии был руководитель проекта «Слово новомучеников», магистр теологии Кирилл Алексин.
Наш гость рассказал о своем пути к вере, о том, почему для него стала важной тема сохранения памяти о людях, пострадавших в годы советских гонений, и о том, как он начал участвовать в создании фильмов, посвященных новомученикам.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья