
Летнее солнце стояло высоко и жарко пригревало. Семилетний Гриша Давыдов с грустью глядел на полоску ржи, которая тянулась далеко вперёд, до самого леса. Хлеб до вечера нужно было обязательно убрать. А работников — только Гриша да его мать, Анастасия Никифоровна. Жать под палящим солнцем было нелегко. Мальчик то и дело останавливался и смотрел, много ли ещё осталось. Лес, возле которого поле заканчивалось, всё никак не хотел приближаться. Анастасия Никифоровна заметила огорчение сына. Она окликнула Гришу и ласково сказала: «Смотри, сынок, на колоски, которые жнёшь. Так легче будет». Гриша послушался маму и больше уже не отрывался от работы. А когда всё-таки решил снова посмотреть, долго ли до конца, не поверил своим глазам: лес был уже совсем рядом, а значит — работа закончена! Эту историю из своего детства часто вспоминал схиархимандрит Григорий (Давыдов) — старец ХХ века. Отец Григорий говорил, что получил тогда от матери важный духовный урок: тому, кто верен в малом, Господь даёт многое. О матушке старец всегда рассказывал с большой любовью и почтением.
Благодаря Анастасии Никифоровне Гриша с самых ранних лет воспитывался в вере и благочестии. Едва он научился самостоятельно стоять на ногах, как стал участвовать в домашней молитве. Крепко прижавшись к матери, мальчик слушал, как она обращается к Богу. Анастасия Никифоровна молилась простыми словами, идущими от самого сердца. Можно сказать, что Гриша и сам был плодом её усердных молитв. Он появился на свет, когда Анастасия Никифоровна и её супруг, Иван Фёдорович, крестьяне из села Жихорево Орловской губернии, были уже немолоды. Однако горячо молили Бога даровать им сына. Их просьба была услышана. Гриша появился на свет в 1911 году. Он стал настоящей поддержкой для матери, которая часто оставалась дома одна — отец мальчика состоял в артели мебельных мастеров и ходил на заработки по городам и сёлам родной Орловщины. Гриша с детства помогал матери по хозяйству. Мальчик умел готовить, шить, вышивать, ткать, вязать, трудился в поле и огороде. Всему этому его научила Анастасия Никифоровна. Позже, в советские годы, схиархимандрит Григорий (Давыдов) был сослан за веру на Колыму. Старец говорил, что эти умения и привитая матерью любовь к труду не раз спасали ему в лагере жизнь.
Когда Грише исполнилось восемь лет, родители взяли его с собой на богомолье в Богородицкую Площанскую пустынь. Паломничество произвело на мальчика огромное впечатление. Он впервые увидел монахов, и на обратном пути заявил отцу и матери, что тоже пойдёт в монастырь. Анастасия Никифоровна восприняла слова сына серьёзно. После поездки она стала замечать, что Гриша изменился. Всё больше времени он стремился проводить в уединении. Не раз мать видела, как по ночам мальчик тайком забирался на чердак и молился там, глядя в слуховое окно на звёздное небо.
В 1927-м, когда Грише исполнилось шестнадцать, Анастасия Никифоровна благословила его на принятие монашеского пострига. В годы безбожия и гонений на веру отцу Григорию пришлось нелегко. Были аресты, тюрьма и десять лет лагерей. Но тёплые воспоминания о дорогой матушке согревали его сердце в самые тяжёлые времена. Вернувшись из ссылки, схиархимандрит Григорий первым делом поспешил навестить родительский дом. С матерью он оставался близок до самого последнего дня её жизни. Незадолго до кончины Анастасии Никифоровны отец Григорий постриг её в иночество. Старец часто говорил, что если имеются у него какие-либо добродетели, то ими он обязан своей любимой матушке, которая собственным примером учила рассудительности, доброте, любви и вере.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 106 зач., XI, 13-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно читать Библию, то легко заметить наличие у Бога плана по восстановлению падшего человечества. Сначала этот план виден лишь как некое не вполне ясное пророчество, дальше он обретает всё более ясные черты, и очевидным он становится с Пришествием Христа. Апостол Павел верил, что история спасения на этом не заканчивается, верил, что Бог продолжает Своё действие в мире, а потому и отпадение израильтян от Бога — это лишь временное явление, необходимое для спасения других народов. Эти мысли апостола Павла содержит в себе 11-я глава его Послания к Римлянам, отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для себя самого, и для других людей апостолу Павлу приходилось отвечать на вопрос о судьбе его собратьев евреев, и если для некоторых христиан этот вопрос не представляет ни интереса, ни труда, то для апостола всё было иначе, и он отнюдь не спешил говорить, что неверующие во Христа евреи — это проклятые Богом люди. Логика апостола была совершенно иной, он полагал, что отпадение израильтян от Бога — это, во-первых, временное явление, а во-вторых, оно произошло не без промысла Божия.
Павел верил, что в определённое Богом время евреи придут ко Христу, свою мысль апостол выразил довольно загадочным образом: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). Как правило, выражение «примирение мира» понимается толкователями как указание на призвание ко Христу язычников. Это может показаться странным, однако мы не можем предположить, каким образом развивалась бы христианская апостольская миссия, если бы евреи не отвергли Христа, здесь можно было бы пофантазировать, но такие фантазии — совершенно бессмысленная трата времени, а потому мы просто верим апостолу Павлу, если он сказал, что языческие народы пришли ко Христу благодаря неверию евреев, значит, это действительно так.
Ещё больший интерес представляет собой вторая часть процитированной фразы апостола Павла, в которой приход евреев ко Христу сопоставляется с жизнью «из мёртвых». Многие толкователи видели в этих словах указание на то, что евреи обратятся ко Христу перед Втором Пришествием, то есть перед тем временем, в которое мы чаем воскресения мёртвых. Однако возможно и другое понимание слов апостола: израильский народ, приняв Христа, обновится и возродится, он избавится от своих вековых грехов, с ним произойдёт то же, что с любым другим народом, принявшим Христа, — он обретёт в себе новую силу, которая сделает его по-настоящему великим народом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов