
Одним из главных символов православного праздника Пасхи является крашеное яйцо. В преддверии Пасхи мы красим варёные яйца в самые разные цвета. Обычно радостные: красный, зеленый, желтый и иные. Существует также практика ручной росписи пасхальных яиц. Хотя, так сказать, «каноническим» цветом пасхального яйца является красный. Традиция приготовления крашеных яиц к празднику Пасхи имеет многовековую историю.
Согласно церковному преданию появление данной традиции связано с личностью святой Марии Магдалины, которая являлась ученицей Господа Иисуса Христа. Мария Магдалина была также одной из первых свидетельниц воскресения Спасителя. Впоследствии она много путешествовала, проповедуя учение Христа в разных городах Римской империи. Побывала она и в столице, где имела встречу с императором Тиберием.
По древнеримской традиции к императору нельзя было приходить без подарка. Так как Мария была чрезвычайно бедна, то с собой она принесла обычное куриное яйцо. Подарок Марии Магдалины при всей своей простоте имел глубокое символическое значение. Он служил иллюстрацией воскресения из мёртвых. Снесенное птицей яйцо внешне напоминает неживой объект, остается таким определенное время, а затем открывает свою истинную сущность — дает начало жизни скрытому под скорлупой существу. Вручив правителю империи свой подарок, святая рассказала ему о воскресении Христа из мертвых. Тиберий не поверил Марии, с усмешкой заявив, что скорее яйцо покраснеет, чем человек воскреснет из мертвых. В тот же момент яйцо в руках императора стало красным.
С этих пор в христианстве появилась традиция красить яйца к Пасхе. В память о древнем чуде и в качестве символа воскресения Христа из мертвых. Долгое время пасхальные яйца были красными. Со временем цветовая гамма расширилась, включив в себя иные жизнерадостные оттенки. Мрачные тона, черный и фиолетовый, если и использовались, то только в качестве фона для лучшего оттенения главных цветов. Использовать черный цвет в качестве основного для покраски пасхальных яиц, в общем-то, не принято. Так как он никак не сочетается с радостным пасхальным настроением.
Впрочем, есть в православном мире место, где вплоть до сегодняшнего дня пасхальные яйца красят именно в черный цвет. Так поступают православные жители сербского города Лесковаца, а также черногорцы из Боки Которской. В упомянутых поселениях на протяжении веков существует обычай, согласно которому семья должна к Пасхе покрасить некоторое количество яиц в черный цвет, если в течение года умер кто-то из родственников. Черное яйцо служит символом траура, который переживает родня. Черное пасхальное яйцо называется здесь «монахом». Несколько черных яиц обязательно относится на могилу умершего. На пасхальной трапезе покрашенные в черный цвет яйца съедаются в память об ушедшем в мир иной с молитвой об упокоении его души. Представленная традиция, безусловно, является интересной, но даже в рамках Сербской Церкви не получила распространения. Поскольку по духу своему не совпадает с церковным пониманием Пасхального торжества как победы над смертью. Празднуя Пасху, мы вспоминаем умерших родственников, но не со скорбью, а с надеждой на их воскресение из мёртвых в день Второго пришествия Христа.
Все выпуски программы Вселенная православия
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.