
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Никого, думаю, не удивлю, если скажу, что греческое церковное пение отличается от русского. Всем, наверное, так или иначе, приходилось слышать церковное пение греческой традиции, которое часто именуется византийским. Лично мое впечатление от византийского пения было следующим. Захожу я в храм и тут же погружаюсь в какую-то иную реальность, очень древнюю и завораживающую.
Отличительной чертой византийского пения является его монофоничность, то есть все поющие исполняют одновременно одну ноту. Поэтому для греков не имеет никакого значения, сколько человек находится в данный момент на клиросе — месте для хора. Петь на греческом богослужении может как двадцать, так и один человек.
Причем бывает и такое — в начале богослужения поет один человек и постепенно рядом с ним встают и начинают петь иные участники хора. Это первое отличие византийского пения от русского. Традиционно у нас за богослужением поет хор из группы певчих, и музыкальное произведение раскладывается на систему из четырех голосов.
Вне зависимости от того, сколько певчих имеется в храме, они обязательно делятся на две половины. Дело в том, что византийское пение предполагает диалог хоров. Эта манера пения называется антифонным. Даже в таких больших храмах, как Базилика святого Димитрия Солунского, по будням можно увидеть подобную картину. На одном клиросе — один певчий, и на другом — тоже один певчий. Причем, греки сохранили даже исторические именования своих певчих. Протопсалтом называется руководитель правого хора, лампадарием — левого, а доместиками именуются их помощники.
Еще одним отличием греческой традиции от русской является то, что в Греции за богослужением поют почти исключительно мужчины. Женщины допускаются до пения или в женских монастырях, или в храмах, где настоятель настроен, так сказать, более современно. Причем мужчины-певчие на службу облачаются для солидности в рясу — верхнюю одежду священника.
Стоит сказать и еще об одном различии между нашей и греческой традициями пения. В настоящее время все церковные песнопения в России записаны в системе европейской нотной грамоты — со скрипичным или басовым ключем, пятистрочным нотным станом и привычными для нас нотами. В Греции же в церковном пении до сих пор используется нотная грамота древней Византии. Это особые значки, которые обозначают не ноты как таковые, а движение мелодии.
Чтобы овладеть византийским пением, необходимо обладать абсолютным слухом. Потому что любое греческое песнопение начинается с определенного тона, оттолкнувшись от которого, нужно четко следовать указаниям нотных знаков, смещаясь иногда даже не на полтона, а на его четверть, чего в европейской музыке просто не бывает. Вот такие премудрости имеются у византийской музыкальной традиции.
Все выпуски программы Вселенная православия
14 июня. О личности и почитании святого праведного Иоанна Кронштадтского

Сегодня 14 июня. День прославления в 1990 году святого праведного Иоанна Кронштадтского.
О его личности и почитании — священник Алексий Дудин.
Иоанн Кронштадтский был уникальной фигурой. Он не просто был молитвенником, не просто был тем человеком, который старался помочь всем и всех услышать. Это был человек, который исполнял заповеди Господа нашего Иисуса Христа всем своим сердцем. Если он старался помочь бедному, то отдавал всё, что у него было. Если он молился за кого-то, то молился со слезами и молился полнотой своего пастырского сердца. Он часто плакал, часто переживал за людей, и Господь дал ему особый дар. К дару доброго сердца дал ему дар рассудительности.
Иоанн Кронштадтский был прославлен не только как святой, но как тот человек, который, например, дал нашей церкви опыт дома трудолюбия — того дома, где нуждающийся человек, придя, получал не просто помощь и утешение, но научался трудиться.
Иоанн Кронштадтский очень много переживал за нашу Родину, предупреждал о том, что сейчас, если власти не употребят как можно больше усилийк трепетному воспитанию юношества, то возникнут как раз вот эти нездоровые революционные идеи, которые будут разъедать нашу Родину изнутри.
Иоанн Кронштадтский предупреждал, молился, трудился, очень много сделал, и именно поэтому он дорог нашему сердцу, и именно поэтому этот пастырь является образцом обращения русского народа к Господу.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 июня. О личности и трудах Николая Рубинштейна

Сегодня 14 июня. В этот день в 1835 году родился выдающийся пианист, дирижёр и педагог Николай Рубинштейн.
О его личности и трудах — протоиерей Игорь Филяновский.
Николай Григорьевич Рубинштейн вместе со своим старшим братом, композитором и пианистом Антоном Рубинштейном, был около четверти века центральной фигурой музыкальной Москвы.
Свою исполнительскую деятельность Николай Рубинштейн начал в возрасте 4 лет под руководством матери, а уже в 7 лет мальчика вместе с братом приглашали на концертные выступления по городам России, а позднее — и Европы. Николай окончил Московский университет и получил профессию юриста, но принял решение полностью посвятить себя концертной деятельности.
В 1859 году Рубинштейн приложил все усилия для открытия специального отделения Императорского российского музыкального общества в Москве, а через 7 лет стал первым директором Московской консерватории. Через несколько лет консерватория стала лучшим музыкальным учебным заведением не только Москвы, но и всей России. Благодаря Николаю Рубинштейну консерватория получила право преподавать по собственным учебным программам. Их разрабатывали сами преподаватели. Кроме того, там была создана единственная на территории России кафедра древнерусского церковного пения.
Умер выдающийся музыкант в 1881 году в Париже, но похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище при огромном стечении народа. А его друг Петр Ильич Чайковский написал в его честь трио«Памяти великого артиста».
Все выпуски программы Актуальная тема
14 июня. О личности и служении Павла Вяземского

Сегодня 14 июня. В этот день в 1820 году родился русский историк и литератор Павел Вяземский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Сергеевич Пушкин, друживший с его отцом, посвятил ему шуточное шестистишие: «Душа моя, Павел, держись моих правил, твори то-то, то-то, не делай того-то, кажись, это ясно, прощай, мой прекрасный».
Павел Петрович не простился с Александром Сергеевичем, но стал своего рода наследником его таланта. И дипломат, и литератор, он служил Отечеству как попечитель учебных округов Петербургского, Казанского. Потрудился в Комитете иностранной цензуры. Был начальником управления по делам печати, организовал первую народную газету «Сельский вестник». Много занимался собирательством. Ценнейшие его замечания на «Слово о полку Игореве» стали отправной точкой для исследования этого шедеврального текста.
Много времени проведя за границей, Павел Петрович у себя в имении, в Астафьеве, оборудовал готический зал, наполненный живописными картинами, которые после его кончины были национализированы и поступили в Пушкинский музей.
Это был подлинный сын великой державной России.
Все выпуски программы Актуальная тема