Чем греческое церковное пение отличается от русского? - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Чем греческое церковное пение отличается от русского?

* Поделиться

Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Никого, думаю, не удивлю, если скажу, что греческое церковное пение отличается от русского. Всем, наверное, так или иначе, приходилось слышать церковное пение греческой традиции, которое часто именуется византийским. Лично мое впечатление от византийского пения было следующим. Захожу я в храм и тут же погружаюсь в какую-то иную реальность, очень древнюю и завораживающую.

Отличительной чертой византийского пения является его монофоничность, то есть все поющие исполняют одновременно одну ноту. Поэтому для греков не имеет никакого значения, сколько человек находится в данный момент на клиросе — месте для хора. Петь на греческом богослужении может как двадцать, так и один человек.

Причем бывает и такое — в начале богослужения поет один человек и постепенно рядом с ним встают и начинают петь иные участники хора. Это первое отличие византийского пения от русского. Традиционно у нас за богослужением поет хор из группы певчих, и музыкальное произведение раскладывается на систему из четырех голосов.

Вне зависимости от того, сколько певчих имеется в храме, они обязательно делятся на две половины. Дело в том, что византийское пение предполагает диалог хоров. Эта манера пения называется антифонным. Даже в таких больших храмах, как Базилика святого Димитрия Солунского, по будням можно увидеть подобную картину. На одном клиросе — один певчий, и на другом — тоже один певчий. Причем, греки сохранили даже исторические именования своих певчих. Протопсалтом называется руководитель правого хора, лампадарием — левого, а доместиками именуются их помощники.

Еще одним отличием греческой традиции от русской является то, что в Греции за богослужением поют почти исключительно мужчины. Женщины допускаются до пения или в женских монастырях, или в храмах, где настоятель настроен, так сказать, более современно. Причем мужчины-певчие на службу облачаются для солидности в рясу — верхнюю одежду священника.

Стоит сказать и еще об одном различии между нашей и греческой традициями пения. В настоящее время все церковные песнопения в России записаны в системе европейской нотной грамоты — со скрипичным или басовым ключем, пятистрочным нотным станом и привычными для нас нотами. В Греции же в церковном пении до сих пор используется нотная грамота древней Византии. Это особые значки, которые обозначают не ноты как таковые, а движение мелодии.

Чтобы овладеть византийским пением, необходимо обладать абсолютным слухом. Потому что любое греческое песнопение начинается с определенного тона, оттолкнувшись от которого, нужно четко следовать указаниям нотных знаков, смещаясь иногда даже не на полтона, а на его четверть, чего в европейской музыке просто не бывает. Вот такие премудрости имеются у византийской музыкальной традиции.


Все выпуски программы Вселенная православия

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем