
«Человек-улыбка», студия: Trigger Street Productions, режиссёр: Антон Ланшаков
— А кем вы работаете?
— Помощник директора похоронного бюро.
— А что вы должны делать?
— Утешать близких покойника.
— Вот это да! Ирония судьбы.
— Да... Это точно!
Действительно, ирония судьбы... Главный герой фильма «Человек-улыбка» попал в автомобильную аварию, и у него произошёл паралич лицевых нервов. Теперь всю жизнь ему придётся ходить с широкой, сияющей улыбкой. Для него, работника похоронного бюро, — не самый подходящий образ. Да и в повседневной жизни, общаясь с людьми, которые не в курсе обстоятельств, всегда есть риск оказаться в сложном положении. Ленту с таким необычным сюжетом снял российский режиссёр Антон Ланшаков. Правда, сам фильм — американский, и вот почему. В 2013 году Антон принял участие в международном конкурсе молодых кинематографистов, главной наградой которого стала возможность снять фильм по собственному сценарию с участием голливудских звёзд первой величины. Ланшаков выиграл конкурс — так на свет появилась короткометражка «Человек-улыбка» с Уиллемом Дефо в главной роли.
Режиссёр называет свой фильм комедией с драматическим подтекстом. По словам организатора конкурса, знаменитого американского актёра Кевина Спейси, Антон Ланшаков проявил большую смелость и настоящее мастерство, уместив в неполные 10 минут историю, в которой так много смыслов. Сначала — просто смешно, как в каких-нибудь немудрёных юмористических телешоу. Но с каждой минутой ситуация поворачивается к зрителю новой гранью. Невольно начинаешь задумываться: каково это — улыбаться, когда тебе больно, грустно, тяжело? А может быть, в этом заключается особая мудрость жизни?
Наверное, не случайно слоган картины звучит так: «Если жизнь сбивает тебя с ног, терпи невзгоды с улыбкой». Мы ничего не знаем о прошлом героя — в фильме мы встречаемся с ним его сразу же после выписки из клиники с «вечной» улыбкой на лице. Но почему-то кажется — это словно читается между строк — что случившееся изменило не только его внешность, но и внутренний мир. Ведь теперь Человеку-улыбке ежедневно приходится смиряться и терпеть насмешки, а порой и с агрессию. Как, например, в эпизоде, который происходит на безлюдной автобусной остановке, когда к герою привязывается хулиган.
— Эй, тебе чего, так смешно, да?
— Только не это...
— Ты чего, надо мной ржёшь? Я спрашиваю, ты надо мной смеёшься?
— Нет. Я не смеюсь.
— А чего тебе тогда так весело?
Можно ли при такой жизни не озлобиться, не впасть в отчаяние или уныние, и за вынужденной улыбкой не спрятать гримасу злобы? На этот вопрос даёт ответ актёр Уиллем Дефо своей блестящей, яркой игрой. Режиссёр Антон Ланшаков, делясь впечатлениями от съёмок фильма, говорил, что Дефо буквально вжился в роль, пропустил всю боль и драму главного героя через себя. По сути, от актёра требовалось одно — всё время одинаково улыбаться. Но Уиллем играет глазами, и самые тонкие чувства персонажа считываются мгновенно, несмотря на то, что выражение его лица на протяжении всего фильма не меняется.
Можно долго рассуждать, о том, как режиссёру и актёрам удалось сделать десятиминутный фильм таким насыщенным, увлекательным, глубоким и динамичным. Но лучше просто внимательно и вдумчиво посмотреть очень короткую ленту Антона Ланшакова «Человек-улыбка». А потом — так же внимательно взглянуть на людей вокруг. Быть может, кто-то из них скрывает боль и трудности за улыбкой. И нуждается в нашей поддержке.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 130 зач. (от полу́), IV, 5-8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Слово «фарисей» знают все — и верующие, и неверующие. Причём, иногда даже не в прямом значении, которое оно имело в истории народа израильского, но в значении лицемера, смотрящего на всех сверху вниз. При этом странным образом нередко именно верующие люди, которые уж точно понимают опасность фарисейства, начинают вести себя по-фарисейски. Почему это происходит и самое главное, как от этого избавиться? Ответ на эти вопросы звучит в отрывке из 4-ой главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
Помню, когда я поступил в университет на филологический факультет, мне довольно часто приходилось слышать фразу «в школе говорят, что это так, но на самом деле всё сложнее, а иногда и вовсе не так», и подобный подход характерен не только для филологии. Наука развивается, и то, что считалось правильным, оказывается не совсем правильным или даже просто неправильным. На первый взгляд в богословии подобный подход невозможен. Однако одно дело догматы — как вечные истины о Боге, мире и человеке, и другое дело — формулировки и особенно попытки объяснения, которые бывали менее или более удачными у разных авторов. Да и в нравственной сфере тоже не так просто, ведь Бог, обращая к людям заповеди, учитывал их духовное состояние. Именно поэтому заповеди Ветхого Завета заменены новозаветными. Естественно, и в сфере нравственной есть вещи, которые от завета к завету оставались неизменными. Впрочем, дело не только в изменении форм или норм, порой через время оказывается, что человек был прав, а его гонители нет. Кроме очевидных библейских примеров Спасителя или архидиакона Стефана, из истории вспоминаются святитель Иоанн Златоуст или преподобный Максим Исповедник, которые были гонимы и обличаемы при жизни и прославлены как святые после смерти. Причём, самое важное для нашего разговора — гонимы не язычниками, а теми, кто называл себя христианами.
Сегодняшний отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам начинается с очень важного призыва к верующим: «не судить до времени, пока не придёт Господь». Этот призыв не касается смертных грехов или ересей, потому что в другом месте этого же послания апостол говорит, что коринфяне должны были сами оценить смертный грех кровосмесителя как недопустимый и даже изгнать этого человека из общины. Подобным образом он не раз предупреждал христиан других общин остерегаться лжеучителей. Но в то же время, там, где нет очевидного нарушения заповедей, лучше предполагать добрые намерения, а не злые, и не судить. Почему? Потому что только Бог — сердцеведец и только Он знает сердечные намерения. Павел видит, что коринфскую общину разделяют противоречия, так как одним ближе его подход, а другим подход Аполлоса. Апостол призывает учеников не думать о себе много, то есть не судить, опираясь на личные вкусы и представления, потому что может оказаться, что перед Богом прав и тот, и другой, потому что в своих намерениях они оба стремились исполнить волю Божию, пусть и способ исполнения у каждого несколько отличался.
Очевидно, что призыв апостола Павла актуален и сегодня. Когда мы смотрим на других христиан, мы нередко позволяем себе оценки, даже не задумываясь о том, что можем исходить из неполноты информации, незнания условий, изнутри которых они действуют, непонимания духовных законов, по которым развивается человек. И вместо того, чтобы судить других, нам стоит помнить, что мы, как и каждый человек, получили свой дар Господа и призваны развивать его в служении людям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притчи о сокровище, жемчужине и о неводе». Протоиерей Андрей Юревич

У нас в студии был настоятель храма преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешниве в Москве протоиерей Андрей Юревич.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности об образах найденного сокровища, купленной жемчужины и невода, в чем особенность этих образов и как эти притчи можно проецировать на современную жизнь.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Этические нормы в бизнесе». Сергей Иванов

Гостем рубрики «Вера и дело» был исполнительный директор Группы компаний «Эфко» Сергей Иванов.
Мы говорили от том, как применение этических норм в бизнесе может служить важным инструментом развития и даже положительно влиять на эффективность.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело