Частное мнение. Сергей Худиев. Память Пророка Даниила и святых трех отрока Анании, Азарии и Мисаила

Частное мнение. Сергей Худиев. Память Пророка Даниила и святых трех отрока Анании, Азарии и Мисаила
Поделиться

Худиев30-го декабря по новому стилю Церковь празднует память Пророка Даниила и святых трех отрокованании, Азарии и Мисаила. История этих людей Божиих происходит в эпоху вавилонского плена, когда языческие завоеватели, вавилоняне, или, как их еще называют, халдеи, опустошили Иерусалим и угнали большую часть народа в Вавилон. Библия подробно описывает эту страшную катастрофу — особенно в строках книги Плач Иеремии. И дело было не только в бедствиях войны, в бесчинствах захватчиков, в принуждении уходить на чужбину; произошло нечто еще более ужасное. Храм, где Господь пребывал со своим народом, был разрушен.

Для язычников это могло означать только одно — Бог оказался то ли слишком слаб, чтобы защитить свой народ, то ли равнодушен, боги врагов ясно показали свое превосходство. В самом деле, язычник приносит жертвы своим богам, чтобы получить от них какие-то вполне земные блага — здоровье, богатство, победы над врагами. Если поклонение конкретному богу не дает всего этого, зачем его продолжать? Люди оставляли своих прежних богов и искали покровительства новых.

Может быть, не самое почтенное, но довольно естественное человеческое поведение. Это приводило к тому, что побежденные утрачивали свою религию, язык и обычаи, и бесследно растворялись в других народах. Завоеватели помогали этому процессу, переселяя их (особенно культурную элиту) в другие места своих империй.

Но Пророки осмыслили эту катастрофу по-другому — это не проявление слабости Бога, но, напротив, Его всемогущества. Он есть Владыка истории, и даже страшные языческие захватчики пришли по Его воле, чтобы наказать Его неверный народ. Бог не равнодушен — как раз наоборот, Он — ревнитель, Он не потерпит в своем народе греха и неверности и именно поэтому подверг его наказанию — чтобы потом вновь помиловать его.

И трое отроков, угнанных в Вавилон, хранят верность этому Богу. Халдейский царь Навуходоносор велит воздвигнуть свое изображение – огромную статую, которой он потребовал воздавать божеские почести. Всякому, кто отказывается, грозит смерть в огненной печи. И вот трое отроков говорят в лицо грозному властителю: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан.3:17,18) Их бросают в печь, но ангел Божий нисходит к ним и спасает их от смерти.

Церковь напоминает нам эту историю верности, чтобы напомнить, что Богу надлежит хранить верность не ради того, чтобы выторговать себе здоровье, или богатство, или победы, но потому, что Он — единственный истинный Бог.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...