На Ветхий Завет традиционно обращают меньше внимания, чем на Новый. Широким почитанием пользуются, в основном, святые, которые были современниками Христа (например, апостолы) или те, кто пошел путем Спасителя уже после Его смерти — собственно, в силу верности Ему (например, раннехристианские мученики). А Ветхий Завет на этом фоне — будто другая история, как если бы христиан это почти не касалось… Нет, конечно, «фундаментальные» сюжеты типа сотворения мира или всемирного потопа более или менее известны, но дальше начинаются сменяющие друг друга царства, цари, пророки, герои, в которых очень легко запутаться, а если читать без подготовки, не зная исторического контекста — то и вовсе ужаснуться нравам этих людей.
В этом смысле неслучайно то, что опытные духовники советуют людям, только-только пришедшим к вере, начинать чтение Священного Писания не с Ветхого Завета, которым оно открывается, а с Нового — конкретно с Евангелия. Но те же опытные духовники настоятельно советуют читать Ветхий Завет тем, для кого чтение Нового уже стало ежедневной практикой.
Казалось бы, если главное в христианстве — Христос, Которому посвящен Новый Завет, то зачем Церковь в ходе богослужений уделяет такое внимание Ветхому — всей многовековой предшествующей истории, где до Христа еще далеко. Но в том-то все и дело, что совсем недалеко. С христианской точки зрения, Ветхий Завет — тоже по-своему о Христе: о том, почему приход Спасителя не стал случайностью, о том, как люди за много веков так и не смогли справиться со злом внутри себя и понадобилось, чтобы Бог пришел в мир Сам.
Евангелие расцвечивается новыми красками, если увидеть эту захватывающую ретроспективу. Вся история иудейского народа — Ной с ковчегом, несостоявшееся жертвоприношение Авраамом своего сына Исаака, заповеди Моисея, падение и покаяние царя Давида, урок праведника Иова, мудрость Экклезиаста и т.д. — все это последовательно вело к тому, чтобы из этого народа произошла девушка Мария, проявившая высшую степень смирения и покорности Богу, и в ответ на благую весть о том, что она родит Сына Божьего, сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1:38).
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема