
https://bit.ly/2HZFuz5
Обычно и облик храма, и его размеры соответствуют размерам деревни или поселка или города, в котором он строился. Тут играют свою роль и количество прихожан, и уровень доходов самого населенного пункта и его жителей.
Но бывает, что вдруг где-то происходит самое настоящее чудо. Вряд ли по-другому можно назвать появление в поселке Иващенково, названном позднее городом Чапаевск, храма Сергия Радонежского. В нем удивительно буквально всё.
Во-первых, место и время строительства. Храм был заложен в 1916 году как часть комплекса построек Сергиевского Самарского завода взрывчатых веществ. Свое значение как центра оборонной промышленности в городе Чапаевск он сохраняет и поныне. Начатое в 1916 году строительство продолжалось вплоть до 1918 года, несмотря на все потрясения, переживаемые страной в тот период. То есть строительство храма завершено уже при советской власти.
Во-вторых, тесная связь с царской фамилией роднит церковь в Чапаевске с двумя другими, гораздо более известными: это храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, возведенный на месте гибели Александра Второго, и церковь Марии Магдалины в немецком Дармштадте, построенная на родине императрицы Александры Федоровны при содействии ее супруга, императора Николая Второго. Дело в том, что руководство строительством завода осуществлял великий князь Сергей Александрович Романов. Это по его имени завод был назван Сергиевским, а возводимый при нем храм решено было посвятить небесному покровителю великого князя — преподобному Сергию Радонежскому.
И, наконец, в-третьих, — самое главное. Церковь преподобного Сергия Радонежского стоит в ряду наиболее выдающихся памятников архитектуры Самарской области. Она стала одной из последних построек в романтическом стиле, достойной лучших произведений Васнецова и Щусева. Лишь местоположение храма стало причиной его относительно неширокой известности. Как мне кажется, такой храм запросто вписался бы даже в архитектуру Москвы.
Вполне возможно, что именно к образам храма Спаса на Крови и церкви Марии Магдалины обращался архитектор Дмитрий Александрович Вернер при разработке проекта церкви в поселке Иващенково. Несмотря на все тяготы военного времени, Вернеру удалось подобрать для отделки храма огромное количество различных видов плитки, майолики и израцов, а гранит и самоцветы для оформления интерьеров были выписаны с Урала. Ему также удалось в полной мере использовать положение храма в соседствующей застройке: она поставлена в центре широкого сквера и сориентирована четко по сторонам света, благодаря чему из глубины ведущих к ней улиц церковь видна в самых выгодных и интересных ракурсах. Своими утонченными формами она напоминает и старинные пятиглавые храмы с ажурными колокольнями, и затейливые древнерусские терема.
Нет смысла перечислять всё, что вытворяли атеисты в храме. К моменту начала реставрации в 2003 году храм был разрушен на 50%. Сейчас работы постепенно приближаются к финалу. Самое главное — храм действует и нет и тени сомнения, что реставрация завершится.
Обязательно запишите себе куда-нибудь в блокнотик с пометкой «посетить обязательно»: город Чапаевск, улица Комсомольская, дом 3А, храм Сергия Радонежского.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема