
https://bit.ly/2HZFuz5
Обычно и облик храма, и его размеры соответствуют размерам деревни или поселка или города, в котором он строился. Тут играют свою роль и количество прихожан, и уровень доходов самого населенного пункта и его жителей.
Но бывает, что вдруг где-то происходит самое настоящее чудо. Вряд ли по-другому можно назвать появление в поселке Иващенково, названном позднее городом Чапаевск, храма Сергия Радонежского. В нем удивительно буквально всё.
Во-первых, место и время строительства. Храм был заложен в 1916 году как часть комплекса построек Сергиевского Самарского завода взрывчатых веществ. Свое значение как центра оборонной промышленности в городе Чапаевск он сохраняет и поныне. Начатое в 1916 году строительство продолжалось вплоть до 1918 года, несмотря на все потрясения, переживаемые страной в тот период. То есть строительство храма завершено уже при советской власти.
Во-вторых, тесная связь с царской фамилией роднит церковь в Чапаевске с двумя другими, гораздо более известными: это храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, возведенный на месте гибели Александра Второго, и церковь Марии Магдалины в немецком Дармштадте, построенная на родине императрицы Александры Федоровны при содействии ее супруга, императора Николая Второго. Дело в том, что руководство строительством завода осуществлял великий князь Сергей Александрович Романов. Это по его имени завод был назван Сергиевским, а возводимый при нем храм решено было посвятить небесному покровителю великого князя — преподобному Сергию Радонежскому.
И, наконец, в-третьих, — самое главное. Церковь преподобного Сергия Радонежского стоит в ряду наиболее выдающихся памятников архитектуры Самарской области. Она стала одной из последних построек в романтическом стиле, достойной лучших произведений Васнецова и Щусева. Лишь местоположение храма стало причиной его относительно неширокой известности. Как мне кажется, такой храм запросто вписался бы даже в архитектуру Москвы.
Вполне возможно, что именно к образам храма Спаса на Крови и церкви Марии Магдалины обращался архитектор Дмитрий Александрович Вернер при разработке проекта церкви в поселке Иващенково. Несмотря на все тяготы военного времени, Вернеру удалось подобрать для отделки храма огромное количество различных видов плитки, майолики и израцов, а гранит и самоцветы для оформления интерьеров были выписаны с Урала. Ему также удалось в полной мере использовать положение храма в соседствующей застройке: она поставлена в центре широкого сквера и сориентирована четко по сторонам света, благодаря чему из глубины ведущих к ней улиц церковь видна в самых выгодных и интересных ракурсах. Своими утонченными формами она напоминает и старинные пятиглавые храмы с ажурными колокольнями, и затейливые древнерусские терема.
Нет смысла перечислять всё, что вытворяли атеисты в храме. К моменту начала реставрации в 2003 году храм был разрушен на 50%. Сейчас работы постепенно приближаются к финалу. Самое главное — храм действует и нет и тени сомнения, что реставрация завершится.
Обязательно запишите себе куда-нибудь в блокнотик с пометкой «посетить обязательно»: город Чапаевск, улица Комсомольская, дом 3А, храм Сергия Радонежского.
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема