
Оказывается, модными бывают не только вещи, но и речевые ошибки.
Они не просто проникают в повседневное общение, но и становятся как бы обязательными в определенный период времени. Если человек не употребляет расхожие обороты, то он, как говорится, не в тренде.
Вот, например, многим известное выражение «на районе». Любому грамотному человеку ясно, что это грамматическая ошибка, правильно говорить и писать «в районе». Предлоги «на» и «в» связаны с местом действия и используются в разных случаях по-разному, например, «на улице», но «в переулке», «на площади», но «во дворе», «на заводе», но «в доме отдыха», «в Подмосковье», но «на Урале». В языке существует такая вещь, как лексическая — или словесная — сочетаемость, и мы впитываем традицию употребления слов с детства.
Откуда же вдруг взялась речевая ошибка «на районе»? Данное выражение когда-то возникло как пародия на неграмотную речь. А потом из просторечия превратилось в жаргонизм, причём модный. Что делать? Если вам неприятно, не используйте данное выражение в своей речи и ждите, когда оно утратит «модный флёр». Ведь вышла же из употребления популярная когда-то фраза «Превед, медвед» из так называемого «олбанского языка».
Также в последнее время возникла конструкция: «он умеет в», «он может в». Например: «Он умеет и в русский язык, и в математику».
Эта фраза зародилась в подростковой субкультуре как сокращение: вместо «он может играть и в футбол, и в теннис», стали говорить «он может и в футбол, и в теннис». А затем данное выражение начало употребляться повсеместно и тоже стало популярным. Теперь часто слышим, что кто-то «может и в психологию, и в финансы». Хочется иронично посетовать, что кто-то пока «не может в грамотность».
Наверняка вы знаете ещё несколько модных речевых ошибок. Да, такие явления в языке неизбежны: слова кочуют, переходят из сленга в обиход, становятся популярными. Мне же хочется обратить внимание, что есть мода, а есть стиль. Мода универсальна и быстротечна, это веяние времени, а вот стиль — у каждого свой, он отражает личность человека. Пусть частью нашего уникального стиля будет красивая грамотная речь.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 августа. О христианском отношении к семье

В 19-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
О христианском отношении к семье — протоиерей Максим Первозванский.
В последние столетия супружеские отношения были полностью отданы на откуп чувствам, тогда как на протяжении всей человеческой истории, кроме вот этих последних двух-трёх столетий, на протяжении всей христианской истории человеческие отношения были проявлением человеческой воли. И это было некое решение, подчас внешнее, первоначально к человеку.
«Недели две ходила сваха к моей родне, и наконец благословил меня отец». Или в другом месте, уже про дворян: «Как она была одета всегда по моде и к лицу, но, не спросясь её совета, девицу повели к венцу». То есть некая внешняя воля соединяла эту девушку и этого юношу в мужа и жену, и они принимали это как волю Божию. И говорится в том же «Онегине»: «Привыкла и довольна стала». То есть всегда брак рассматривался как направление воли.
Потом, в XVIII, XIX, XX веках, всё это было отдано на откуп чувствам, что я чувствую. Несомненно, это важно. И пренебрежение чувствами, возможно, и привело вот к такому полному отрицанию и противопоставлению чувства любви и чувства долга. Именно поэтому всё и разрушилось. Именно поэтому такой процент разводов. Именно поэтому такое легкомысленное отношение к браку.
Я должен постоянно в молитве, во внешних действиях и во внутреннем движении сердца напоминать себе, что любить мою жену или любить моего мужа — это мой христианский долг. Главный, между прочим, который главнее всего остального. Потому что семья — это малая Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 августа. Об избытке дарований

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа».
О дарах Святого Духа — священник Николай Конюхов.
Господь каждому из нас даёт то, что и в притче о талантах сказано: кому один, кому три, кому пять, кому десять. Но у каждого человека есть вот этот потенциал развития, у каждого человека есть возможность пройти путь и прийти ко спасению. То есть нет такого, что у нас разные условия.
Кому-то Господь даёт задел и возможность кого-то любить, или стать подвижником, или приобрести добродетель — милосердие, допустим. А у кого-то это просто отсутствует. То есть есть ложное учение предопределения, которое распространено у протестантов. У нас, в христианском богословии, конечно, такого нет.
То есть Господь каждому даёт полноту даров Духа Святого, которые, в том числе, мы получаем. К примеру, помазание — когда священник берёт кисточку и помазывает нас, читает тайносовершительную молитву: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». И таким образом мы получаем вот эти дары, этот потенциал, который потом можем в жизни реализовать.
Другой вопрос, что мы иногда забываем о нём и просто не пользуемся. То есть все орудия в наших руках, мы можем их поставить куда-нибудь в сарай, убрать на антресоль, завесить, и всё, и они там будут пылиться. Это не из-за того, что Господь нас обделил чем-то, а просто мы проявили некое нерадение, невнимание и не воспользовались той возможностью, которую даёт Господь каждому христианину.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 августа. О мировоззрении Александра Грина

Сегодня 23 августа. В этот день в 1880 году родился писатель Александр Грин, автор знаменитой повести «Алые паруса».
О мировоззрении писателя — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Грин закончил жизнь верующим христианином, хотя отдал дань революционным брожениям, в царское время посидел в тюрьме за участие в кружковщине, дезертировал из царской армии, но жизнь прожить — не поле перейти.
И вместе со своей супругой-подвижницей Ниной в последние несколько лет жизни своей в маленьком храме Крыма он прислушивался к тихому богослужению и плакал, отвернувшись к стене, вспоминая прожитые годы, чувствуя, что все самые светлые образы и радужные мечты, которыми преисполнены его прозаические произведения, совпадают в образе Христа-Искупителя, Солнца Правды, в котором нет пятен.
И таким образом романтический пафос Грина разрешился в вере и верности Христу, которому писатель принёс на предсмертном одре свою искреннюю глубокую исповедь.
Отойдя, как Александр Сергеевич Пушкин, в вечную жизнь причащённым, умиротворённым и освящённым божественной благодатью.
Все выпуски программы Актуальная тема