
У французского антифашистского движения под названием Сопротивление, созданного в годы Второй Мировой войны, немало русских героев. Один из них — Борис Владимирович Вильде, поэт, лингвист и учёный-этнограф. Можно сказать, что именно с него и началось французское Сопротивление. Вильде стал организатором первой подпольной группы, издателем антифашистской газеты. В противостоянии нацизму Борис Владимирович не пожалел собственной жизни. Во Франции он стал символом народной борьбы с гитлеровской Германией.
Борис Вильде родился в 1908-м году в Петербурге. Когда мальчику исполнилось 4 года, скончался его отец. Мать, дворянка по происхождению, переехала с сыном за город, в их родовую усадьбу Ястребино. Однако и там семья надолго не задержалась. Грянула октябрьская революция 1917-го, за ней — Гражданская война. В 1919-м году Вильде перебрались в эстонский город Тарту. Там Борис пошёл в гимназию, а в 1926-м поступил на физико-математический факультет Тартусского университета. Был завсегдатаем студенческих поэтических вечеров, писал стихи и прозу, публиковался в известных литературных журналах. В 22 года Борис перебрался на жительство в Германию. Ему казалось, что для поэта там открывалось больше перспектив. Не за горами был приход Гитлера к власти, и национал-социалистические идеи пронизывали берлинское общество. У молодого человека они вызывали резкое неприятие. Однажды Борис принял участие в уличных выступлениях противников фашизма. Был арестован, и несколько месяцев провёл за решёткой. В начале 1933-го, когда стало очевидно, что Германия вскоре будет нацистским государством, Вильде уехал во Францию и обосновался в Париже.
Именно там он увлёкся этнографией. Окончил Сорбоннский университет. Изучал историю финно-угорских племён, в частности — эстонской народности сету. Бориса особенно интересовало, что этот реликтовый народ исповедовал православие. Вильде предпринял несколько экспедиций из Франции в Эстонию, собрал ценный этнографический материал и спас от разрушения культурные памятники сету — древние каменные православные кресты. Вильде стал сотрудником Музея человека — антропологического филиала Парижского музея естествознания. Как антрополог, Борис публиковался в научных журналах, выступая против немецких расовых теорий. Одна из самых ярких его статей на эту тему вышла в 1939-м. А буквально через несколько дней фашистская Германия оккупировала Польшу. Началась Вторая Мировая Война. Бориса, который к тому времени успел получить французское гражданство, мобилизовали в первые же дни. На фронт он отправился с готовностью и желанием. Однако почти сразу попал в плен. В июле 1940-го Вильде чудом удалось бежать. Он сумел добраться до Парижа, уже оккупированного немцами. И окунулся в подпольную антифашистскую деятельность.
В типографии Музея человека вместе с единомышленниками Борис Вильде напечатал несколько сотен листовок, обличающих фашизм. Осенью 1940-го под руководством Вильде вышел первый номер подпольной газеты «Сопротивление». Вскоре так станет называться всё антифашистское движение Франции. Группа Бориса Вильде помогала добровольцам, которые хотели сражаться с нацистами на фронтах Второй Мировой. Печатала поддельные документы для подпольщиков. Добывала важные данные, которые передавала разведке стран антигитлеровской коалиции. Зимой 1941-го Борис Владимирович отправился на юг Франции — в планах было создать там несколько ячеек Сопротивления. Однако кто-то выдал его гестапо. В марте Бориса Вильде арестовали.
Год он провёл в фашистских застенках. Прошёл через пытки, но не выдал соратников, взяв всю ответственность на себя. Сохранился тюремный дневник Бориса Вильде. Его записи — живое свидетельство удивительной силы человеческого духа. В них Вильде размышляет о самопожертвовании, цитирует Евангельские слова Христа: «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт ее». 23 февраля 1942 года фашисты расстреляли Бориса Вильде. Он отдал жизнь за свободу ближних от страшной чумы нацизма. После победы над фашизмом на здании парижского Музея человека установили мемориальную доску со словами генерала Шарля де Голля: «Вильде посвятил себя делу Сопротивления, и под пулями палачей явил высший пример храбрости и самоотречения».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел
Флп., 247 зач., IV, 4-9.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Призыв к радости — это один из основных призывов Нового Завета, что, конечно же, не удивительно, ведь Христова проповедь — это проповедь радости близости Бога к нам. Удивительно другое: есть те христиане, которые каким-то чудом сумели пропустить многочисленные новозаветные призывы к радости и сочли, что суть христианства — это непрерывный плач о собственном несовершенстве. Сегодня Церковь нам вновь напоминает: Господь близко, а потому радость должна быть нашим постоянным спутником. Именно об этом говорит звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 4-й главы Послания святого апостола Павла к Филиппийцам.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что́ приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Только что прозвучавший отрывок послания к Филиппийцам очень любопытен и одновременно с этим информативен: он призывает нас к радости, затем он говорит о том, почему мы должны радоваться, не обходит этот отрывок стороной и вопрос о сохранении радости.
В первой строке услышанного нами отрывка апостол Павел дважды повторяет один и тот же призыв, это повторение необходимо для усиления апостольской мысли, Павел хочет, чтобы его адресаты восприняли призыв к радости не просто как доброе благопожелание, а как заповедь: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4).
Далее апостол раскрыл, каким образом мы можем исполнить эту заповедь.
Во-первых, он упомянул, что христианам надлежит быть кроткими. Но не стоит воспринимать кротость как некий аналог пассивности, нет, здесь речь идёт о другом — о доброте, которая должна изливаться на всех тех, с кем нам доводится общаться. Добрыми же мы должны быть по той причине, что Господь близко, ведь Он постоянно незримо присутствует среди нас.
Во-вторых, апостол Павел в этом отрывке Послания к Филиппийцам учит очень простому способу избегать каких-либо искушений, лишающих нас памяти о Боге: достаточно лишь «в молитве и прошении с благодарением» открывать свои сердца пред Богом. Мы привыкли, что молитва представляет собой произнесение специальных текстов, которые собраны под одной обложкой в молитвословах. Да, это молитва, но её нельзя назвать полной, молитвословы нам дают лишь некую канву истинной молитвы, а потому со временем стоит переходить на тот уровень, о котором сказал апостол Павел: научившись молитве по молитвослову и поняв, какие структурные и смысловые элементы должна содержать в себе угодная Богу молитва, мы должны переходить к беседе с Богом не только чужими словами, но и своими собственными, открывая Богу то, что у нас есть на сердце. Если удастся стяжать такой навык, то мы будем непрестанно ощущать присутствие Божие, что само по себе является гарантом сохранения веры.
После этого апостол Павел перешёл к ещё одному крайне важному совету: не надо позволять себе увлекаться мыслями обо всём на свете, думать стоит только о том, что «истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала». Здесь апостол предвосхитил то, что сегодня психологи называют гигиеной ума, то есть навыком не позволять себе засорять ум бесполезной и вредной информацией, а также умением управлять своими мыслями.
В словах прозвучавшего сегодня отрывка Послания апостола Павла к Филиппийцам нет чего-то загадочного и чего-то сложного, слова апостола просты и понятны, и если их исполнить, то радость о пребывающем среди нас Господе Иисусе Христе станет нашим постоянным спутником.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы развиваться дальше, Жене необходима реабилитация

13-летний Женя Чейлях — подопечный фонда «Мои друзья». Он любознательный и творческий. Учится на пятёрки, занимается плаванием, поёт и танцует в фольклорном ансамбле и участвует в музыкальных фестивалях. При этом у Жени есть инвалидность. Вследствие поражения центральной нервной системы он во многом отстаёт от других детей. Однако всеми силами старается до них дотянуться. Развиваться ему помогают учёба, музыка, пение и спорт. Но главный источник поддержки для Жени — это реабилитация. С каждым новым курсом самочувствие подростка становится лучше. Тем не менее, некоторые особенности в его поведении всё ещё сохраняются. Например, в общественном месте он может испытать тревожность и начать истерику. «К сожалению, я не могу объяснить всем окружающим, что у моего ребёнка проблемы со здоровьем. Впереди у нас ещё очень много работы», — делится мама Светлана.

Чтобы состояние Жени улучшалось, лечение важно продолжать. В одном из медицинских центров в Москве специалисты разработали для подростка индивидуальную программу занятий. Она поможет ему ментально повзрослеть и шагнуть в развитии.
Женя с мамой живут в небольшой деревне в Московской области, и оплатить очередное дорогостоящее лечение семья не в силах. Поэтому на выручку им пришёл благотворительный фонд «Мои друзья». На сайте фонда опубликована полная история Жени Чейлях, там же есть возможность его поддержать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вход Господень в Иерусалим. Страстная седмица». Протоиерей Максим Первозванский

Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения в воскресенье, в которое вспоминается Вход Господень в Иерусалим, а также о важных смыслах и особенностях богослужений дней Страстной седмицы.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица