
У французского антифашистского движения под названием Сопротивление, созданного в годы Второй Мировой войны, немало русских героев. Один из них — Борис Владимирович Вильде, поэт, лингвист и учёный-этнограф. Можно сказать, что именно с него и началось французское Сопротивление. Вильде стал организатором первой подпольной группы, издателем антифашистской газеты. В противостоянии нацизму Борис Владимирович не пожалел собственной жизни. Во Франции он стал символом народной борьбы с гитлеровской Германией.
Борис Вильде родился в 1908-м году в Петербурге. Когда мальчику исполнилось 4 года, скончался его отец. Мать, дворянка по происхождению, переехала с сыном за город, в их родовую усадьбу Ястребино. Однако и там семья надолго не задержалась. Грянула октябрьская революция 1917-го, за ней — Гражданская война. В 1919-м году Вильде перебрались в эстонский город Тарту. Там Борис пошёл в гимназию, а в 1926-м поступил на физико-математический факультет Тартусского университета. Был завсегдатаем студенческих поэтических вечеров, писал стихи и прозу, публиковался в известных литературных журналах. В 22 года Борис перебрался на жительство в Германию. Ему казалось, что для поэта там открывалось больше перспектив. Не за горами был приход Гитлера к власти, и национал-социалистические идеи пронизывали берлинское общество. У молодого человека они вызывали резкое неприятие. Однажды Борис принял участие в уличных выступлениях противников фашизма. Был арестован, и несколько месяцев провёл за решёткой. В начале 1933-го, когда стало очевидно, что Германия вскоре будет нацистским государством, Вильде уехал во Францию и обосновался в Париже.
Именно там он увлёкся этнографией. Окончил Сорбоннский университет. Изучал историю финно-угорских племён, в частности — эстонской народности сету. Бориса особенно интересовало, что этот реликтовый народ исповедовал православие. Вильде предпринял несколько экспедиций из Франции в Эстонию, собрал ценный этнографический материал и спас от разрушения культурные памятники сету — древние каменные православные кресты. Вильде стал сотрудником Музея человека — антропологического филиала Парижского музея естествознания. Как антрополог, Борис публиковался в научных журналах, выступая против немецких расовых теорий. Одна из самых ярких его статей на эту тему вышла в 1939-м. А буквально через несколько дней фашистская Германия оккупировала Польшу. Началась Вторая Мировая Война. Бориса, который к тому времени успел получить французское гражданство, мобилизовали в первые же дни. На фронт он отправился с готовностью и желанием. Однако почти сразу попал в плен. В июле 1940-го Вильде чудом удалось бежать. Он сумел добраться до Парижа, уже оккупированного немцами. И окунулся в подпольную антифашистскую деятельность.
В типографии Музея человека вместе с единомышленниками Борис Вильде напечатал несколько сотен листовок, обличающих фашизм. Осенью 1940-го под руководством Вильде вышел первый номер подпольной газеты «Сопротивление». Вскоре так станет называться всё антифашистское движение Франции. Группа Бориса Вильде помогала добровольцам, которые хотели сражаться с нацистами на фронтах Второй Мировой. Печатала поддельные документы для подпольщиков. Добывала важные данные, которые передавала разведке стран антигитлеровской коалиции. Зимой 1941-го Борис Владимирович отправился на юг Франции — в планах было создать там несколько ячеек Сопротивления. Однако кто-то выдал его гестапо. В марте Бориса Вильде арестовали.
Год он провёл в фашистских застенках. Прошёл через пытки, но не выдал соратников, взяв всю ответственность на себя. Сохранился тюремный дневник Бориса Вильде. Его записи — живое свидетельство удивительной силы человеческого духа. В них Вильде размышляет о самопожертвовании, цитирует Евангельские слова Христа: «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт ее». 23 февраля 1942 года фашисты расстреляли Бориса Вильде. Он отдал жизнь за свободу ближних от страшной чумы нацизма. После победы над фашизмом на здании парижского Музея человека установили мемориальную доску со словами генерала Шарля де Голля: «Вильде посвятил себя делу Сопротивления, и под пулями палачей явил высший пример храбрости и самоотречения».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Антон Чехов. «Вишнёвый сад»: «О Фирсах и звёздах»

Фото: PxHere
Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Сюжет произведения сосредоточен на уникальном вишнёвом саду в старой дворянской усадьбе. Сад обречён на уничтожение. Его владельцы разорены, и поместье в конце концов продают с аукциона, а новый хозяин вырубает сад. Но не гибель сада становится центральным нервом пьесы, её главной болью. А что же?
В мире чеховской пьесы, мире, который заполнен переживаниями за обречённый вишнёвый сад, — а красота его и правда стоит того, чтобы её оплакать! — не хватило времени, сил, внимания, тепла на одного-единственного человека. После продажи усадьбы старого слугу Фирса забывают в заколоченном дворянском доме.
Апофеоз трагизма пьесы — не стук топора, рубящего вишнёвые деревья, а стук молотка, заколачивающего ставни дома, в котором остался старик. А ведь Фирс для Творца Вселенной дороже всех садов мира.
Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу, автор романа «Хижина дяди Тома», рассказывала, как однажды её мама, выбрав ясный вечер, вывела маленькую Гарриет из дома, указала на звёздное небо и сказала: «Настанет день, когда самая яркая из этих звёзд погаснет. А душа самого последнего нищего будет жить вечно».
«Смотрите, не презирайте никого из малых сих» — читаем мы в Евангелии от Матфея. Это и есть ключ к «Вишнёвому саду». Антон Чехов показывает: человек очень часто становится едва заметным на фоне того, что кажется гораздо более ценным. Так, старик Фирс, запертый в заколоченном доме, фактически погибает одновременно с садом, в котором уже стучат топоры. Но если услышать евангельское слово и научиться не презирать малых сих, не забывать Фирсов в заколоченных домах, может, уцелеют и вишнёвые сады?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Голос в церковном хоре. Ольга Кутанина

Как здорово, когда душа поёт и голос есть! В такие моменты хочется звучать громче. Пусть и люди, и Бог услышат! Только, чтобы звучать не просто громко, но и красиво, надо хорошо потрудиться.
Моя подруга поёт в церковном хоре. Тихо, осторожно, но чисто и аккуратно. Она всегда старается беречь общую гармонию. Однажды регент сказала ей: «У тебя идеальный второй голос. Он не выбивается, он прекрасно дополняет общее звучание. В любом хоре такой голос нужен».
Я очень люблю петь, но плохо умею. Никак не могу усовершенствовать свои навыки, полученные ещё в музыкальной школе. Времени, как говорится, нет, а желание есть.
Так и проходят мои дни без музыкальных занятий. Среди повседневных забот спою несколько молитв: перед едой и после, с утра и перед сном. Ещё с большим удовольствием мурлычу колыбельные детям на ночь. Сначала для них, а потом, как уснут, уже для себя продолжу.
Но самое чудесное — это петь в церковном хоре. Я даже год ходила на занятия для начинающих певчих при храме, пока время позволяло. В Литургии участвовала. И всё. Бросила. Опять некогда: родился еще один малыш. Затянули домашние хлопоты.
Навык пения в хоре снова был утрачен, но одну молитву — «Воскресение Христово» — у меня хорошо получалось исполнять. Это услышала знакомая в маленьком храме, который находится рядом с нашей дачей. И предложила мне помочь регенту-матушке на Литургии. Певчих мало, ещё один голос лишним не будет.
Как я обрадовалась! Снова есть возможность петь в храме — в доме Бога! И я запела. Звонко, решительно.
Только оказалось, что на занятиях для начинающих певчих, которые несколько лет назад посещала, я выучила совсем мало песнопений, да и те подзабыла. Поэтому знакомые фрагменты я пела громко, а сложные места пропускала: прерывалась, чтобы не портить общую картину. Это быстро приметил батюшка, у которого замечательный слух. Прислал к нам спросить: «Кто это там: то поёт, то не поёт? На полуслове обрывает?» Оказалось, что я. Мне тогда аккуратно намекнули, что пению в храме мне бы ещё подучиться. Предложили приходить на спевки.
Тем временем у нас появился ещё один малыш, опять стало трудно учиться. Моё певческое послушание в маленьком храме с маленьким хором закончилось.
Понимаю, надо работать дома, разучивать песнопения. Как только будет хоть малая возможность, постараюсь заняться. Я же это люблю!
И ещё мне стало ясно: если что-то умеешь плохо, то лучше сначала прислушаться, присмотреться к тому, как это делают другие, более опытные, люди. Горделиво выставлять свой голос и любоваться им ни к чему. «Там, где есть смирение, диавол не может пребывать», — говорит мой любимый святой Паисий Святогорец. Если терпеливо трудиться, развивать данный Богом талант, можно принести пользу и послужить Богу и людям.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
20 октября. О Божьем произволении и наших действиях

Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
О Божьем произволении и наших действиях — священник Николай Конюхов.
Сегодняшние слова апостола должны побудить нас не быть только лишь наблюдателями, но быть участниками. Святитель Иоанн Златоуст очень точно подмечает, что Бог видит в нас некое хотение, некое произволение сердца, что мы готовы к тому, чтобы послужить Богу, чтобы совершить некий, хоть маленький, но подвиг. И Господь тогда даёт нам и действия, Он даёт нам некие силы.
То есть Бог, Он не поддерживает такую, знаете, инфантильность или там безволие, когда мы сидим и ждём у моря погоды и говорим: «А почему это Господь мне не посылает новую работу? Или почему Он мне не даёт отношений?»
Может, потому что Он видит, что у тебя нет произволения в сердце, то есть у тебя нет желания, допустим, послужить? У тебя эгоистическое желание только себе что-нибудь забрать, и ты просишь себе мужа или просишь себе жену, а ты сам хочешь укрепить свой комфорт, а не в том, чтобы сделать человека более счастливым рядом с тобой. И это всего касается.
Поэтому нам важно не только ждать, что Бог придёт и за нас решит наши проблемы, что мы просто прочтём акафист, и вот сразу же после этого к нам кто-нибудь посватается или постучится работодатель и скажет: «Вот тебе суперработа, где ничего не надо делать, и огромная зарплата». Это не так работает. Бог видит наше сердце.
Если у нас возникает здоровое, взрослое чувство ответственности за свою жизнь и за свои отношения, если мы хотим потрудиться, если мы хотим выйти из зоны комфорта и пойти да сделать что-то действительно важное, то тогда Господь даст тебе и благодать, и сил, и супругу пошлёт.
Все выпуски программы Актуальная тема