
У французского антифашистского движения под названием Сопротивление, созданного в годы Второй Мировой войны, немало русских героев. Один из них — Борис Владимирович Вильде, поэт, лингвист и учёный-этнограф. Можно сказать, что именно с него и началось французское Сопротивление. Вильде стал организатором первой подпольной группы, издателем антифашистской газеты. В противостоянии нацизму Борис Владимирович не пожалел собственной жизни. Во Франции он стал символом народной борьбы с гитлеровской Германией.
Борис Вильде родился в 1908-м году в Петербурге. Когда мальчику исполнилось 4 года, скончался его отец. Мать, дворянка по происхождению, переехала с сыном за город, в их родовую усадьбу Ястребино. Однако и там семья надолго не задержалась. Грянула октябрьская революция 1917-го, за ней — Гражданская война. В 1919-м году Вильде перебрались в эстонский город Тарту. Там Борис пошёл в гимназию, а в 1926-м поступил на физико-математический факультет Тартусского университета. Был завсегдатаем студенческих поэтических вечеров, писал стихи и прозу, публиковался в известных литературных журналах. В 22 года Борис перебрался на жительство в Германию. Ему казалось, что для поэта там открывалось больше перспектив. Не за горами был приход Гитлера к власти, и национал-социалистические идеи пронизывали берлинское общество. У молодого человека они вызывали резкое неприятие. Однажды Борис принял участие в уличных выступлениях противников фашизма. Был арестован, и несколько месяцев провёл за решёткой. В начале 1933-го, когда стало очевидно, что Германия вскоре будет нацистским государством, Вильде уехал во Францию и обосновался в Париже.
Именно там он увлёкся этнографией. Окончил Сорбоннский университет. Изучал историю финно-угорских племён, в частности — эстонской народности сету. Бориса особенно интересовало, что этот реликтовый народ исповедовал православие. Вильде предпринял несколько экспедиций из Франции в Эстонию, собрал ценный этнографический материал и спас от разрушения культурные памятники сету — древние каменные православные кресты. Вильде стал сотрудником Музея человека — антропологического филиала Парижского музея естествознания. Как антрополог, Борис публиковался в научных журналах, выступая против немецких расовых теорий. Одна из самых ярких его статей на эту тему вышла в 1939-м. А буквально через несколько дней фашистская Германия оккупировала Польшу. Началась Вторая Мировая Война. Бориса, который к тому времени успел получить французское гражданство, мобилизовали в первые же дни. На фронт он отправился с готовностью и желанием. Однако почти сразу попал в плен. В июле 1940-го Вильде чудом удалось бежать. Он сумел добраться до Парижа, уже оккупированного немцами. И окунулся в подпольную антифашистскую деятельность.
В типографии Музея человека вместе с единомышленниками Борис Вильде напечатал несколько сотен листовок, обличающих фашизм. Осенью 1940-го под руководством Вильде вышел первый номер подпольной газеты «Сопротивление». Вскоре так станет называться всё антифашистское движение Франции. Группа Бориса Вильде помогала добровольцам, которые хотели сражаться с нацистами на фронтах Второй Мировой. Печатала поддельные документы для подпольщиков. Добывала важные данные, которые передавала разведке стран антигитлеровской коалиции. Зимой 1941-го Борис Владимирович отправился на юг Франции — в планах было создать там несколько ячеек Сопротивления. Однако кто-то выдал его гестапо. В марте Бориса Вильде арестовали.
Год он провёл в фашистских застенках. Прошёл через пытки, но не выдал соратников, взяв всю ответственность на себя. Сохранился тюремный дневник Бориса Вильде. Его записи — живое свидетельство удивительной силы человеческого духа. В них Вильде размышляет о самопожертвовании, цитирует Евангельские слова Христа: «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт ее». 23 февраля 1942 года фашисты расстреляли Бориса Вильде. Он отдал жизнь за свободу ближних от страшной чумы нацизма. После победы над фашизмом на здании парижского Музея человека установили мемориальную доску со словами генерала Шарля де Голля: «Вильде посвятил себя делу Сопротивления, и под пулями палачей явил высший пример храбрости и самоотречения».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Соборное послание святого апостола Иуды

«Апостол Фаддей». Жорж Дюмениль де Латур
Иуд., 77 зач., I, 1-10.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолу Павлу принадлежат прекрасные слова относительно нашего спасения: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8). Если же начинать размышлять над этой апостольской мыслью, то легко увидеть, что есть определённый соблазн понять ее неправильно, и решить, что если мы уже спасены через веру, то наша жизнь может быть какой угодно, хоть праведной, хоть распутной, спасение то уже свершилось, и ничто не может отменить этот факт. Бывали в истории Церкви люди, которые именно так и думали о спасении, против них написал своё Соборное послание апостол Иуда. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы этого послания. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 1.
1 Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом:
2 милость вам и мир и любовь да умножатся.
3 Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.
4 Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.
5 Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил,
6 и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
7 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример,
8 так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.
9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».
10 А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.
Апостол Иуда в только что прозвучавшем отрывке своего послания приводит несколько очень важных аргументов против тех людей, которые, решив, что они спасены, сочли ненужными какие-либо нравственные ограничения, особенно же ограничения грехов плоти.
Во-первых, апостол написал о том, что благодать Божия не может приводить к распутству, а тот, кто мыслит иначе, попросту отвергает Спасителя и не верит в Него. Это действительно так, ведь вера во Христа предполагает исполнение Его заповедей, а заповеди Христовы недвусмысленно ограничивают проявления похоти плоти. Более того, если мы вспомним слова Спасителя относительно прелюбодеяния — «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5:28) — то мы поймём, что Христос требует не только чистоты плоти, но и чистоты ума.
Апостол Иуда адресовал своё послание христианам из евреев, а потому далее он привёл очень хорошо понятный им аргумент: он напомнил, что далеко не все из тех, кто был освобождён Богом из египетского рабства, в конечном итоге оказались в Земле Обетованной. Если же мы обратим наше внимание на эту библейскую историю, то мы вспомним, что сумели это сделать лишь два человека — Иисус Навин и Халев, остальные же умерли во время странствования в пустыне. То есть оказалось, что, будучи освобождены, они не смогли воспользоваться плодами свободы, они попросту были к ней не готовы, и потому в Землю Обетованную вошли их потомки, те, кто сформировался в условиях свободы, и не был рабом по своему внутреннему складу.
В качестве ещё одного аргумента апостол Иуда напомнил о падших ангелах, которые не сумели сохранить своё высочайшее достоинство. Здесь под достоинством надо понимать не какой-то особенный высокий статус, а исполнение воли Божией. Достоинством обладает тот, кто живёт по воле Божией, и первоначально падшие ангелы были именно такими существами, но они соблазнились полученными от Бога дарованиями и пали.
Воля Божия была известна тем людям, которых обличал в своём послании апостол Иуда. Однако они отказались ей следовать, превратно истолковав смысл совершенного Господом Иисусом Христом спасения. В итоге же эти люди просто пропали, мы не знаем ни их имён, ни деталей их учения. Впрочем, в них есть польза: они на своём примере указали на тот образ мысли и действий, которого христиане должны всеми силами избегать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Что общего между пословицей и притчей?

Почему Христос общается с народом притчами? В Евангелии от Матфея сказано: «И без притчи не говорил им». Видимо, потому что людям привычен этот жанр. Притча немногословна. В ней, как правило, встречаются сюжеты, близкие простому народу — пахарям, рыбакам, пастухам. Она содержит поучение в доступной форме и, благодаря краткости и образности, легко запоминается. Вспомним сюжеты о блудном сыне, о сеятеле, о виноградаре.
Однако к данному жанру относят и более короткие высказывания. Например, в книге Притчей Соломоновых мы читаем: «Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя». Подобные мудрые мысли мы находим и в знакомых пословицах, например, «стой за правду горой» или «на льстивые речи не льстись, а на правду не сердись».
По сути, притча говорится по ситуации, в нужный момент. На это указывает и происхождение слова «притча», оно родственно древнерусскому глаголу «притъкнутисѧ», что значило «случиться, произойти». Но ведь и пословицу мы употребляем по случаю, когда нужно сказать мудрое короткое наставление.
Несложно заметить смысловые параллели между данными жанрами. Например, царь Соломон говорит: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен». А пословица подтверждает: «Слово — серебро, а молчание — золото».
Или в книге Притчей читаем: «Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный». А народная мудрость советует: «Готовь сани летом, а телегу зимой». Ещё один пример: «Приятная речь — сотовый мёд, сладка для души и целебна для костей», — сказано царём Соломоном. А русская пословица говорит: «Доброе слово и кошке приятно», «доброе слово лечит».
Получается, что оба жанра схожи, только один — притча — более книжный, тяготеет к сюжетному рассказу, а второй — пословица — это короткая мудрая присказка. Но и притча, и пословица — богатейший кладезь мудрости, сохранённый в книгах и в народной культуре.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Что общего между пословицей и притчей?
- Читать или не читать — вот в чём вопрос
- Правда ли, что слово НОВЫЙ очень старое?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем возродить жемчужину села Пёт

В Рязанской области располагается старинное село Пёт. Его главное украшение — Церковь из красного кирпича, освящённая в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Её масштабы и красота впечатляют. Купола напоминают по форме пламя свечи.
В 20‑е годы прошлого столетия храм закрыли, и огонь горячей веры здесь угас на многие десятилетия. Долгое время во Введенском храме располагался склад зерна, овощей и мяса, а потом его и вовсе забросили. Однако святыня сохранилась и сегодня полюбоваться ею приезжают гости из разных мест. Во всей Рязанской области не найти храма с подобной архитектурой. Он построен в стиле так называемого «северного модерна». Внутри него просторно и светло — окна расположены таким образом, что здание полностью утопает в лучах света.
С 2015 года церковь взяла под опеку небольшая группа активистов из числа местных жителей и неравнодушных людей из Москвы и других городов. Они убрали заросли кустарников на крыше, заменили кровлю и купола, отремонтировали центральное крыльцо, навели порядок внутри, закупили утварь. Их общими усилиями святыня понемногу оживает. Здесь уже совершаются службы! Сейчас важно обустроить иконостас, отремонтировать старые окна и благоустроить территорию вокруг храма.
Дело жителей села Пёт и волонтёров поддерживает фонд «Белый ирис». На своей площадке он открыл сбор на помощь Церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. И если вы тоже хотите внести свой вклад в возрождение святыни, переходите на сайт фонда «Белый ирис» и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов