
— Добрый день, Андрей Борисович! Вот так встреча!
— Инна, какая приятная неожиданность! Как ты оказалась здесь, в Краснодарском художественном музее?
— Мы с друзьями-студентами в Краснодаре проездом, едем на Чёрное море отдыхать. И вот решили на денёк задержаться, погулять по Краснодару. Но вы же меня знаете — я сразу в местную галерею! Давно слышала, что здесь замечательный музей и большая коллекция картин.
— Ты ещё на первом курсе, как я помню, увлеклась живописью. Как тебе музей? Нашла что-то интересное для себя?
— Нашла, и немало. Здесь и русский авангард, и японская живопись, и голландцы... Но мой любимый художник по-прежнему старый-добрый Борис Михайлович Кустодиев. Кстати, здесь недалеко его работа находится, пойдёмте я вам покажу...
— Да, интересная картина. «Ёлочный торг». Особенно приятно созерцать её в самый разгар лета в тёплом Краснодаре.
— Да, Андрей Борисович! Я когда увидела эту работу, поняла, как соскучилась по зиме и Рождеству. На картине изображена базарная площадь, заполненная людьми. На ней продают рождественские ёлки, большие и маленькие, со светящимися фонариками и покрытые снегом...
— Да, и весёлый русский люд, который готовится к празднику Рождества Христова. И повсюду царит предпраздничная суета — художник подчеркнул это настроение с помощью особого художественного приёма в нижней части картины. Стволы елей и фигуры людей расположены хаотично, под разным углом относительно горизонта и друг друга. И это создаёт на полотне движение...
— И мы буквально слышим шум торговой площади! Люди стремятся быстрее закончить все дела, купить самую пушистую, самую красивую рождественскую ёлку. А ещё надо накрыть праздничный стол, и не опоздать на вечернюю службу в храм.
— Он, кстати, виден на заднем плане работы — художник написал полупрозрачным силуэтом стены храма и его купола. По сравнению с яркой и энергичной нижней частью картины, верхняя половина с храмом — светлая, едва заметная... Но насколько величественная!
— И какие нежные краски использовал художник... Светло-жёлтый, светло-сиреневый... По сути, мы видим только контуры храма, но возникает ощущение его величия и важности. Он как бы больше картины, он продолжается за её пределами.
— Так же, как Господь выше и бесконечно больше нашей мирской суеты. На картине Борис Кустодиев явно расставляет свои приоритеты — превыше всего Бог. И это несмотря на то, что работа написана в 1918 году, то есть уже после революции, когда начались гонения на церковь и верующих.
— За это мне и нравятся картины Кустодиева. Мне близок его подход и мироощущение. Мне нравится то, что его работы смелые, живые, настоящие. Они правдивые и от них глаз не оторвать — такие красивые. На его полотнах бьют колокола православных храмов, созывая честнjй люд на праздник. На них звучат протяжные крестьянские песни. На них живёт и дышит большая русская душа, которая ничего не боится и всё выдержит.
Картину Бориса Кустодиева «Ёлочный торг» можно увидеть в Краснодарском краевом художественном музее имени Фёдора Коваленко.
Все выпуски программы: Краски России
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов