«Богослужения Рождественского периода». Протоиерей Илья Кочуров - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Богослужения Рождественского периода». Протоиерей Илья Кочуров

* Поделиться

Прот. Илья Кочуров

У нас в гостях был настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях протоиерей Илия Кочуров.

Разговор шел о подготовке к празднику Рождества Христова, о смыслах богослужений предпраздничного периода, а также о том, как почувствовать и сохранить радость от встречи Рождения Спасителя.

Ведущие: Алексей Пичугин, Марина Борисова


Алексей Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте. Это «Светлый вечер» на «Светлом радио». Здесь, в этой студии, приветствуем вас мы, я Алексей Пичугин.

Марина Борисова:

— И Марина Борисова.

Алексей Пичугин:

— И с удовольствием представляем гостя, в ближайший час эту часть «Светлого вечера» здесь вместе с вами и вместе с нами проводит протоиерей Илья Кочуров, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях. Добрый вечер.

Протоиерей Илья Кочуров:

— Добрый вечер.

Марина Борисова:

— Отец Илья, мы с вами встречаемся в очень важный момент, когда один праздник уже закончился, а второй еще не начался. Я имею в виду, что Новый год мы уже отпраздновали, а вот самый главный праздник — Рождество Христово — нас только ожидает. Если судить по тому, что нам говорит Типикон, пять дней перед Рождеством это дни строгого поста и сугубой подготовки. Но в наших реалиях, как правило, начинаются вопросы, а как бы это сделать, дети на каникулах, тут новогодние гости, все это каким-то образом надо совместить. Мне кажется, что легче всего совместить, если понять смысл праздника не как рождественскую открытку, и, может быть, даже не как икону, а каждый для себя определить, что же произойдет в этот день, что собственно мы будем праздновать, в чем смысл того праздника, к которому мы готовились сорок дней Рождественского поста.

Протоиерей Илья Кочуров:

— Я бы не сказал, что мы отпраздновали один праздник и движемся к другому. Новый год по Юлианскому календарю в другое время. Сейчас Новый год был по Григорианскому календарю, по которому Церковь не живет. Поэтому-то и первое января по новому стилю как-то нелепо вклинивается в Рождественский пост и, собственно говоря, все портит. Даже очень стойкие и крепкие православные, бывает, соблазняются на этот праздник. Понятное дело, что есть в праздновании первого дня Нового года есть что-то от нашего советского прошлого, ощущение семейности, когда в выходной день люди бывают вместе, могут побыть или посетить кого-то из своих близких. Но все-таки православный человек живет по церковному календарю, и, конечно же, центром всего празднования является Рождество, а не Новый год. Если смотреть с этой точки зрения, то вопросов больших не возникает по соблюдению поста. Пост, как шел, так и идет, просто в последние дни он становится наиболее строгим, потому что мы подходим уже непосредственно к встрече этого торжественного праздника. А ведь праздник Рождества Христова — это один из центральных моментов христианского богословия. Без понимания сути этого праздника вообще невозможно понимать, что такое православие, что оно проповедует. Воплощение Бога Слова — это событие, которое переворачивает всю жизнь человечества. Недаром волей или неволей, но весь исторический цикл изучения истории разделился на две части, на две эры: до Рождества Христова — после Рождества Христова. Фактически даже взгляд всего человечества смотрит на это событие, как на центральное, как на нулевую точку отсчета. Не понимая сути, для чего Господь воплощается, для чего Бог Слово становится плотью — без этого невозможно вообще быть христианином. Рождественский цикл богослужений весь направлен на то, чтобы мы его (это богословие) восприняли не только своим разумом, но в первую очередь душой.

Алексей Пичугин:

— А это очень важно. Потому что мы не всегда... даже те люди, которые постоянные прихожане, многие приходят только на Рождественскую литургию. Все, что происходит до нее, все богослужения, которые передают смысл праздника Рождества, остаются часто за кадром. И люди не очень представляют, что за богослужения, чем они важны и почему важно, если есть, конечно, такая возможность, прийти не только на саму праздничную литургию, но и на ту службу, как минимум одну, которая служится до.

Марина Борисова:

— Но потом еще людям бывает трудно разобраться. Эти службы отличаются от тех, на которые они ходят в течение всего года. Службы, состоящие из разных составных частей, есть еще особенности как в этом году, когда Царские часы сочельника переходят на пятницу...

Алексей Пичугин:

— В этом году много особенностей.

Марина Борисова:

— Есть вещи, о которых просто нужно людям рассказать, чтобы они хотя бы сориентировались и собственное расписание жизни выстроили в соответствии с тем, что ждет их в храме.

Протоиерей Илья Кочуров:

— Безусловно. Поэтому те дни, которые дает нам сегодняшний календарь выходных дней, можно было бы очень хорошо и удобно использовать именно для того, чтобы достойно встретить праздник Рождества Христова. Еще недавно, вспомним, когда даже Рождество Христово не было выходным днем, православным людям было очень трудно, невозможно было сходить на богослужение сочельника, невозможно было даже сходить на праздник самого Рождества Христова, когда этот день был рабочим. Далеко не все имели такую возможность отпроситься с работы, пропустить этот день.

Алексей Пичугин:

— Надо оговориться, что ночные литургии на Рождество далеко не везде служатся, во-первых. Во-вторых, раньше, это был в большой степени нонсенс, служились, конечно, но даже устав не предписывает никаких ночных служб.

Протоиерей Илья Кочуров:

— Совершенно верно. Устав предписывает, конечно, всенощное бдение чуть-чуть в другое время, условно говоря, примерно в четыре часа утра по нашему времени, начало всенощного бдения. А литургия, фактически, тогда получается где-то после рассвета далеко. Ночные литургии появились тоже относительно недавно, таким образом, мы почти забыли, а на самом деле, было вот-вот еще совсем на нашей памяти, когда Рождество Христово практически ускользало от православных людей, потому что это все были рабочие дни. А сегодня это просто благодать. Можно ходить, прямо начиная с 1 января, каждый день в храм, и все эти дни обязательно святая Церковь вкладывает в богослужения какие-то особые смыслы. Конечно, особенно интересное богослужение навечерия Рождества Христова, когда Церковь Христова очень красиво и поэтично в стихирах и тропарях раскрывает смысл праздника Рождества Христова. Если с этой точки зрения подходить к выходным дням, не с точки зрения, как бы нам побольше успеть погулять и больше родственников успеть навестить, а именно с точки зрения подготовки и встречи праздника Рождества Христова, то все становится на свои места достаточно логично. Но тут нужно еще понимать, что богослужение — византийское, очень витиеватое, очень красивое. За этой всей красотой не всегда можно сразу же понять смысл песнопения, которое совершается в этот момент в храме. Мне кажется, эти выходные дни хорошо использовать и для самообразования, расширения кругозора. Сейчас много прекрасной литературы, которая описывает и праздник Рождества Христова и его богослужения, очень много прекрасных статей есть в интернете. Почитать, найти что-то для себя интересное о празднике Рождества Христова именно в эти дни, начиная с 1 января по новому стилю, прекрасная возможность правильно провести эти выходные. Ну и заодно не соскользнуть с поста в этот разгул, который, к сожалению, царит и соблазняет многих людей.

Марина Борисова:

— Можно не только найти литературу, но интернет нам в помощь, на сайте, например, miloserdie.ru выкладывается не только текст стихир, но и аудио-вариант. Человек может и прочитать, чтобы понять смысл, и услышать, на что он может обратить внимание, когда будет стоять на службе, знакомый напев. Подготовиться к восприятию богослужения сейчас масса возможностей. Я думаю, при желании ими можно воспользоваться, не зависимо от того, где ты находишься.

Протоиерей Илья Кочуров:

— Безусловно. Есть большой набор прекрасных проповедей, сказанных в разные годы разными священнослужителями, которые раскрывают смысл праздника Рождества Христова. Очень хороший цикл проповедей есть у святителя Филарета Московского.

Алексей Пичугин:

— Да, простите, я бы хотел уточняющий вопрос задать. Проповеди это прекрасно, каждый церковный человек, даже не церковный, любой человек, который приходит в храм, даже если он не посещает службы, зачем-то, свечку зашел поставить, рано или поздно попадает на какие-то окончания богослужений, на речь священника, на проповедь. А вот мне подумалось, что интересно поговорить о том, как богослужение Рождества раскрывает смысл праздника. Если мы сейчас выйдем на улицу и спросим любого человека, который проходит мимо: что ты знаешь о Рождестве? Вне зависимости от того, как и в кого он верит, он все равно в общих чертах расскажет. А вот далеко не все люди, церковные даже, представляют, как богослужение может раскрыть смысл праздника.

Протоиерей Илья Кочуров:

— Богослужение любое состоит из изменяемых и неизменяемых песнопений. Неизменяемые являются как бы скелетом, структурой богослужения. Какой бы ни был у нас праздник эти песнопения или чтения, чаще всего это из Псалтири, или ектеньи остаются. А вот изменяемые, сюда относятся тропари, стихиры, каноны, ирмоса — это все и содержит в себе всю глубину смысла богослужения Рождества Христова. В первую очередь всегда в любом богослужении, и в данном богослужении, мы должны обращать внимание на тропарь и кондак. Это два небольших песнопения, которые являются квинтэссенцией всего смысла, заложенного во все остальные песнопения.

Алексей Пичугин:

— А канон?

Протоиерей Илья Кочуров:

— Канон, безусловно. Канон — это, можно сказать, высшая точка развития богослужения, это самый торжественный момент.

Алексей Пичугин:

— Это поэтическое произведение.

Протоиерей Илья Кочуров:

— Может быть, чуть-чуть является небольшим упущением наших храмов, что канон внешне звучит и выглядит достаточно тривиально, то есть это попеременное чтение тропарей с предварительным пением ирмосов. Однако, допустим, в определенный момент, например, в чтении канона преподобного Андрея Критского видно, что это произведение имеет особое значение для христианского богослужения. Канон, безусловно, содержит огромное количество важных моментов богословских, заложенных в само богослужение. Но из всего канона выделяется песнопение, которое поется после 6-й песни, называемое кондак. В свое время кондаки были очень развиты. Они имели 12 частей и 13-ю заключительную. Собственно говоря, из этих кондаков родилось то, что сейчас очень популярно в православной церкви, это акафист.

Алексей Пичугин:

— Друзья, напомню, что в гостях у «Светлого радио» сегодня священник Илья Кочуров, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях. Кстати говоря, как вы думаете, если мы раскрываем смысл праздника через богослужение, через изменяемые части канонов, тропари, кондаки, почему в свое время это творчество литературное, церковное, богослужебное завершилось. Я знаю, что шли и идут споры о том, закончилась или не закончилась эпоха творчества в церкви. Но, казалось бы, это в основном византийские произведения, поэтические, которые поэтическим языком того времени раскрывали смысл праздника, богословский смысл зачастую. Почему сейчас мы не видим новых произведений. Когда мы говорим о музыке, мы говорим, что приходит композитор, он написал свой собственный вариант, извините, у меня плохо с нотной грамотой, но свой собственный вариант того или иного песнопения. Он написал свой вариант Херувимской. А почему мы не видим новых поэтических творений в Церкви, которые были бы акцептированы богослужебным уставом?

Протоиерей Илья Кочуров:

— Почему не видим? Видим. И огромное количество.

Алексей Пичугин:

— Но не акафисты.

Протоиерей Илья Кочуров:

— Я имею в виду богослужения новым святым или богослужения, которые относятся к пусть даже древним святым или богослужения почитания икон Божией Матери, но когда-то эта служба в свое время не была написана, и вот сейчас нашелся такой песнопевец, который этот пробел восполнил. Понятное дело, что как и иконописцы, как и музыканты, песнописцы богослужения не обязаны быть в лике святых, как преподобный Косма Маюмский или Иоанн Дамаскин.

Алексей Пичугин:

— Да, безусловно.

Протоиерей Илья Кочуров:

— Достаточно того, что новое богослужение, написанное новым песнописцем, одобрено Синодальной комиссией, принято в Церкви для богослужения, и это является свидетельством того, что это плод соборного разума Церкви.

Алексей Пичугин:

— Я вспомнил сразу знаменитую историю про службу русским святым, которая была составлена после Собора 17-18 годов, составлена плохо, как они сами признавались. Святитель Афанасий (Сахаров) потом ее пересоставлял. Впервые они эту службу отслужили в 22-м году в Таганской тюрьме, в камере, собравшись сонмом архиереев, встретившись достаточно случайно в камере Таганской тюрьмы, они торжественно эту службу совершили. Потом, правда, святитель Афанасий ее дописывал в течение всей жизни, но первый раз это было в таких условиях.

Протоиерей Илья Кочуров:

— Да, служба Всем русским святым — это вообще прекраснейшее произведение. Святитель Афанасий обогатил нашу Церковь вот таким чудесным богослужением.

Марина Борисова:

— Давайте вернемся все-таки к Рождеству.

Алексей Пичугин:

— Да, извините, Марина, мысль меня увела, как всегда, далеко.

Марина Борисова:

— Мне очень хотелось бы поговорить отдельно о смысле богослужения, на которое большинство прихожан даже регулярно посещающих храм, попадают очень редко. Я имею в виду Царские часы. В этом году у нас есть уникальная возможность отдельно посетить эту службу в пятницу. Почему мне кажется это важно? Потому что там как раз очень много смыслов. Начиная с того, что там 8 паремий, которые начинаются с Сотворения мира. И отдельно мне хочется поговорить, что там, благодаря тропарям, бо́льшая часть тропарей посвящена Иосифу Обручнику. Так сложилось, что в западной христианской традиции, гораздо больше внимания уделено этому святому. Мы вспоминаем его, как правило, через запятую, то есть вместе со всеми участниками события Рождества Христова. А ведь это уникальная история о том, как человек принимал волю Божию. То есть сначала этот праведный иудей, который вырос и прожил свою жизнь в убеждении, что нужно всегда поступать по Закону. Он принимает невесту, которая, оказывается, ждет ребенка. И по Закону он должен ее огласить, он должен всем объявить, что беззаконие совершилось. И этот праведный иудей, еще до того, как его ангел посетил и открыл ему, что его ждет, решает ее отпустить. То есть метаморфоза, которая происходит в человеке, когда он сталкивается с явной волей Божией, которую он еще не знает. Вообще очень интересно все, что связано с этим персонажем библейской истории.

Протоиерей Илья Кочуров:

— Да, безусловно. Царские часы имеют особое значение. Недаром же они называются Царскими. На эти часы непосредственно прибывал Византийский император для того, чтобы на них присутствовать и слушать их. Уже этим подчеркивается их особое значение.

Алексей Пичугин:

— Простите, пожалуйста, я тут влезаю со своим мнением, извините. Такая же история у нас произошла, в течение веков сложилась, с тем, что мы включили в свое богослужение совершенно разные варианты, написанные для разных мест. Мы берем великое повечерие, которое у нас во всенощное бдение включено, сугубо монастырскую службу с большим количеством чтений или берем Царские часы, где присутствовал император искони. Где он мог присутствовать? В Святой Софии, когда Святая София была главным храмом Византийской империи, мы знаем про устав Великой церкви, мы берем какую-то часть оттуда. И таким многосоставным образом, как пазл, складываем свое богослужение.

Протоиерей Илья Кочуров:

— Это показывает как раз то, что Церковь это живой организм, причем, вневременной. Так вот, в Царских часах закладывается огромное количество смыслов. Там раскладывается постепенно перед человеком вся картина домостроительства спасения человека. Человек согрешивший требует того, чтобы его поднять из этой бездны его падения. Сам человек не может оттуда подняться, и поэтому Бог сходит туда, где лежит человек, и на Своих плечах, на раменах Своих возносит человека из этой бездны падения. Здесь показывается неизреченная глубина любви Божией к человеку. Но при всем при этом сам человек не является безучастным в этом деле спасения. Человек непосредственно принимает участие, и нам очень хорошо показывает богослужение, что именно люди принимали участие в деле Рождества Христова. Вот первое совершилось, обетование произошло, приходит Мессия. Но люди здесь не как зрители в театре, они каждый несут на своем месте свое служение. Есть, допустим, интересная стихира, которая начинается: «Волсви персидстии царие». Правда, он не на часах поется. Здесь нам Церковь через богослужение даже некоторые детали доносит. Мы не находим нигде в Евангелии, чтобы персидских волхвов называли царями из Персии, а богослужение нам дает такую интересную деталь. Это говорит о том, что богослужение еще и с богословской и с исторической точки зрения является источником многих наших знаний. Иосиф Обручник тоже человек и несет свое послушание там, где ему дал Господь. А Господь ему дает очень ответственное задание, очень ответственное у него служение. Он должен сохранить Пресвятую Деву. Недаром Она была по внушению Святого Духа вручена именно Иосифу, потому что это был благочестивейший человек, который смог воспринять волю Божию и исполнить ее именно так, как Господь ему благословил. Конечно, безусловно, для Иосифа исполнение Закона Моисеева, который предписывал в определенных случаях поступать так, как положено, иногда это было очень жестко и очень строго. Мы зачастую удивляемся строгости некоторых ветхозаветных правил, очень часто можно слышать от людей именно такой вопрос: почему в Ветхом Завете так много жестокости? Мы должны понимать, что человечество тогда было другое, оно было до Христа. Спасти хотя бы какие-то крупицы нравственности в этом небольшом богоизбранном народе удавалось, и возможно было, в том числе, и при помощи вот таких очень строгих, жестких правил. И то зачастую не удавалось даже, благодаря этим правилам. Так вот Иосиф делает то, что, наверное, никто, кроме него, никто не смог бы сделать. Он полностью покрывает Пресвятую Богородицу от всего, что могло на Нее повлиять негативного и со стороны иудейского народа через исполнение буквы Закона, и со стороны языческих народов, когда ему приходилось путешествовать с Пресвятой Богородицей и Богомладенцем Христом в Египет, чтобы спастись от руки Ирода. С одной стороны, Иосиф представляет собой потомка царя Давида, но с другой стороны, он в свое время уже простой человек, плотник, живущий в очень простом городе, в Назарете, в Галилее. Галилея, скажем современным языком, не была престижной областью. Престижной областью Иудеи был Иерусалим и его окрестности, а Галилея это были простые жители, рыбаки, те, кто занимались простым трудом. Иосиф был в данном случае плотником. Сохранились небольшие фрагменты жилища Иосифа в Назарете, их сегодня можно увидеть. В этом простом жилище, у этого простого человека Господь благословил сохраниться Пресвятой Богородице, а затем и Он Сам сохранялся, ведь Его тоже нужно было сохранить до времени, когда Он выйдет на проповедь. Христос, будучи младенцем, отроком, сохранял в тайне от всех Свое Божество. Апокрифические Евангелия есть, то есть подложные, ненастоящие, они все изобилуют рассказами о каких-то суперсвойствах Младенца Христа. Потому они и подложные, потому они и апокрифические, что Христос, будучи отроком, однажды только показал Свою Божественную власть. Это в Иерусалимском храме, когда беседовал с учениками.

Алексей Пичугин:

— Вы говорите подложные, но на самом деле, конечно, текстология и библеистика очень по-разному смотрит на тексты апокрифов. Взять назвать их подложными, как будто их специально писали для того, чтобы ввести в оборот как подлинные, тут очень спорный вопрос. Какие-то да, какие-то просто бытовали как сказания и предания, которые потом входили, не входили. Друзья, напомню, что в гостях у «Светлого радио» сегодня протоиерей Илья Кочуров, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях. Марина Борисова, я Алексей Пичугин. Через минуту мы снова сюда вернемся.

Алексей Пичугин:

— Возвращаемся в студию «Светлого радио». Друзья, еще раз приветствуем вас мы, Марина Борисова и я, Алексей Пичугин. С нами вместе сегодня протоиерей Илья Кочуров, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях.

Марина Борисова:

— Отец Илья, еще хотелось бы нашим радиослушателям пояснить, из чего состоят богослужения непосредственно рождественского сочельника, навечерия Рождества Христова, из чего состоит и как служится на практике непосредственно уже служба самому празднику. В некоторых храмах начинается богослужение с великого повечерия, потом утреня и потом сразу литургия. Где-то литургия служится отдельно. Чтобы люди не запутались, мне хотелось бы, чтобы вы пояснили, какие составные части богослужения непосредственно сочельника, и из чего состоит служба Рождества.

Протоиерей Илья Кочуров:

— Всенощное бдение в уставе очень продолжительное. Потому оно и называлось всенощное, что оно совершалось всю ночь, и за ним сразу же совершалась и литургия. Это для очень сильных людей, мы не относимся к сильным, поэтому мы чаще всего и разносим эти два богослужения. Как правило, все всегда знают, что вечером в субботу у нас всенощное бдение, с утра в воскресенье Божественная литургия. Однако в особые праздники, такие, как Рождество Христово, мы чуть-чуть, но возвращаемся к тому древнему уставу, и если у нас, например, служится ночная литургия, то чаще всего мы видим, что в храме всенощное бдение, и после всенощного бдения сразу же начинается Божественная литургия. Конечно, в таком случае всенощное бдение начинается чуть позже. Наше распространенная практика, что всенощное бдение в храмах обычно начинается в 17 часов, в 18 часов.

Алексей Пичугин:

— Это реалии начала 20-го века, первой половины, когда так стало.

Протоиерей Илья Кочуров:

— Да, совершенно верно. Однако если всенощное бдение совершается вместе с ночной Божественной литургией на Рождество Христово, то тогда всенощное бдение переносится на более позднее начало, 21-22 часа примерно. Тут нужно проявить небольшую внимательность, внимательно изучить расписание именно в своем храме, куда вы планируете прийти на богослужение Рождества Христова, чтобы не оказаться в ситуации, что вы пришли, а служба уже закончилась или, наоборот, вы пришли, а до службы еще четыре часа впереди. Навечерие Рождества Христова особое богослужение, оно отличается от богослужений других дней. Навечерие Рождества Христова, во-первых, имеет особый канон на повечерии, служится точно так же и вечерня вседневная и утреня, но на малом повечерии добавляется особый канон. Затем служба навечерия Рождества Христова имеет Царские часы. Но как вы уже сказали, в этом году небольшие изменения, потому что если навечерие попадает на субботу или воскресенье, то Царские часы переносятся на предыдущий день, то есть на пятницу.

Алексей Пичугин:

— Там еще меняется в этом году местами литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Протоиерей Илья Кочуров:

— Да, совершенно верно.

Алексей Пичугин:

— Кстати, объясните, почему. Тоже важно.

Протоиерей Илья Кочуров:

— Дело в том, что навечерие Рождества Христова всегда совершается с литургией святителя Василия Великого. Когда оно попадает либо на субботу, либо на воскресенье, то служба святителя Василия Великого не служится, а служится литургия святителя Иоанна Златоуста, именно ради этих дней, субботы и воскресенья, чтобы выделить их особое значение. Субботний и воскресный день для христиан всегда имел особое значение, потому что воскресенье — день Господень. А суббота, предшествующая дню Господню, тоже всегда выделяется. Поэтому даже в Великий пост суббота и воскресенье выделяются особым образом. Споры о том, возможен ли пост в субботу, в свое время были такие споры, закончился тем, что были приняты особые правила, что пост в субботу не дозволяется.

Алексей Пичугин:

— Можно сразу вопрос, простите? Это важный вопрос, который часто задают прихожане, мне доводилось это слышать. Когда речь идет о подготовке к причастию, понятно, что есть сейчас соответствующие документы, есть традиция. Это именно традиция поститься несколько дней перед причастием. Тогда этот пост попадает на субботу. Получается, у тех людей, которые знают о правиле, что пост в субботу отменяется, есть некое смущение: мы благочестиво постимся перед причастием, а пост в субботу на самом деле отменяется, и есть даже правило на сей счет. Как же тут быть?

Протоиерей Илья Кочуров:

— В таких случаях нужно всегда советоваться со своим духовником. Невозможно взять и сказать: вот такое правило, одно для всех. Если человек соблюдает все посты, положенные Церковью, один вопрос. Другой вопрос, когда человек, допустим, вообще никогда не постится или постится только Великий пост, как часто причащается. Это все накладывает свой отпечаток и на подготовку ко причащению. Поэтому лучше всего общаться со своим духовником, который лично знает человека, знает его ситуацию, и духовник посоветует, как ему правильно поступать, и человеку будет значительно легче и проще готовиться ко причащению.

Марина Борисова:

— Если мы будем говорить все-таки о рождественском сочельнике, то и по уставу это день строгого поста, и по традиции мы знаем эту присказку: «до первой звезды нельзя». Кстати, откуда взялась эта присказка. Ведь речь-то шла о том, что до первой звезды человек пребывает в храме практически. Там много, включая те же Царские часы, служб приходится на сочельник, и когда заканчивается литургия, уже смеркается. Поэтому человек может что-то съесть и выпить как раз после того, как причастился за Божественной литургией. Но поскольку у нас это все дела давно минувших дней и никто этого уже не помнит, но про то, что до первой звезды нельзя, помнят все, благодаря рекламе, которая была очень популярна в 90-е годы.

Алексей Пичугин:

— Да, это правда.

Марина Борисова:

— Тут есть вопрос практический. Если человек хочет причаститься на ночной рождественской литургии? Нет какого-то жесткого определения, сколько часов длится литургический пост, то есть за сколько часов до предполагаемого причастия человек должен перестать пить. То, что он не будет есть, это как бы само собой подразумевается. Это, казалось бы, деталь, но для многих это важный вопрос.

Протоиерей Илья Кочуров:

— Представляете, как русский народ хорошо излагал церковные уставы. Многие были безграмотные, не могли читать Типикон, да и сегодня далеко не все могут читать Типикон. И люди придумывали такие правила, которые из века в век настолько хорошо ложатся на сознание, что мы с вами без всяких проблем сейчас воспроизводим их, даже нас никто специально этому не учил, мы просто впитали их из нашего народа. Да, действительно, особо строгий устав по пище в сочельник. Но здесь, опять же, надо все делать разумно. Есть, конечно, очень сильные люди, но до первой звезды, то есть до наступления темноты современный человек без пищи, думаю, с большим трудом, особенно если ему приходится в этот день совершать какую-то работу, а многие же еще готовятся к празднику, надо что-то купить, куда-то сходить. Чтобы совсем не ослабеть, я думаю, что достаточно дождаться той звезды, которую износят в храме после завершения торжественного богослужения навечерия Христова. После окончания литургии выносится в центр храма зажженная свеча, так скажем, вот наша звезда, которая символизирует собой Вифлеемскую звезду. Все священнослужители выходят, становятся перед иконой Рождества Христова и торжественно поется тропарь Рождеству Христову и кондак. После этого можно уже и вкушать, но именно постную пищу, разрешенную для сочельника, а не все подряд. Что касаемо евхаристического поста, сколько нужно часов отступить и не пить и не есть минимальное количество. Вообще шесть часов. Приблизительно отсчитать, во сколько ночью литургия начнется, отсчитать это время, эти шесть часов провести в полном воздержании, этого будет вполне достаточно. Чрезмерно тоже не надо себя утруждать, потому что как говорят отцы-постники, это мы и у преподобного Иоанна Лествичника встречаем, что чрезмерное удручение тела постом может приводить к унынию и ко всяким другим нехорошим последствиям. Все надо делать разумно. С одной стороны, не бросаться в разгул, начиная с 1 января и вплоть до 6-го. С другой стороны, не истощать себя, как будто бы мы пустынники Нитрийской пустыни.

Алексей Пичугин:

— Друзья, мы напомним, что в гостях у «Светлого радио» сегодня протоиерей Илья Кочуров, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях.

Марина Борисова:

— Есть еще вопрос, который многих крайне волнует. Если есть желание у родителей посетить ночную литургию, а дети.... Вот тут начинаются сомнения, то ли брать с собой детей, то ли не брать. А если дети хотят, скажем, дети уже подросткового возраста? А вынесут они или не вынесут? А что, если они там будут всем мешать? А что, если они там заснут. Много вопросов. Они вроде как житейские, а с другой стороны, это важно, это все-таки праздник всей семьи, это не индивидуально праздник каждого. Чтобы вся семья прочувствовала этот праздник, как лучше распорядиться временем каждого члена семьи?

Протоиерей Илья Кочуров:

— Во-первых, если дети хотят, ни в коем случае нельзя им в этом отказывать. Дети очень тяжело переносят, если они хотели на ночную службу, а их не взяли, это прямо трагедия. Практика показывает, что в целом дети нормально переносят ночную службу, если дать им возможность где-то посидеть, чтобы они не стояли все время. Да, конечно, в рождественские дни храмы переполнены, найти свободное место, чтобы посидеть, учитывая, что много пожилых людей, которым тоже нужно присесть и отдохнуть немножко. Можно подготовиться заранее, к этому вопросу подойти технически. Взять с собой, например, раскладной стульчик. Часто я вижу в храме, как мамы берут свой пуховик, сворачивают, кладут где-то в уголочке и сажают ребенка. Бывает, что ребенок может прикорнуть где-то в уголочке, пригревшись на теплой шубе или на теплом пальто. Это все совершенно не является проявлением какого-то неблагочестия, даже если ребенок заснул в храме, ничего страшного, потому что для ребенка эти воспоминания, ощущение Рождественской ночи, проведенной с родителями, проведенной в особой обстановке, это воспоминания на всю жизнь, это закладывает в него стержень. Да, конечно, мы можем детей не взять на ночную службу, а привести их с утра. В большинстве храмов, по крайней мере, в Москве, совершается поздняя литургия, где бывает очень много детей, знаю по нашему храму. Это уже для ребенка чуть-чуть не то, потому что каждое воскресенье, каждый праздник, православная благочестивая семья в той или иной степени бывает с утра на литургии, причащается. А вот побывать ночью, прочувствовать всю атмосферу Рождественского богослужения — это бесценно. Поэтому, если дети хотят и есть хоть какая-то маленькая возможность, то нужно ее использовать.

Марина Борисова:

— Еще один очень важный вопрос, который иногда задают, иногда считают, что неудобно задавать. Вроде он такой детский вопрос. А как, собственно говоря, праздновать-то праздник. Хорошо, с церковью понятно, в храм сходили, Бог даст, причастились, все замечательно. А дальше начинаются сомнения. В нашем представлении надо собрать гостей, застолье. Но это как на любой праздник, тут ничего нет особенного. Владыка Пантелеимон советует, он со своими подопечными ходит поздравлять в детские дома и в дома престарелых, в больницы. Еще он советует пригласить в гости не только близких друзей, с которыми ты и так по разным поводам встречаешься, а кого-то, кто одинок, или кто явно находится в таком состоянии: или болеет, или редко выходит из дома. Попробовать устроить праздник для людей, для которых этот праздник никто никогда не устраивает. Насколько это возможно осуществить?

Протоиерей Илья Кочуров:

— Вообще принести радость другому человеку это самый большой праздник. Никогда человек не испытывает такой радости, как тогда, когда он сумел кого-то другого порадовать. Если есть такая возможность, то конечно. Мы с детьми нашей воскресной школы, у нас уже есть такая традиция, перед праздниками ходим, посещаем наших пожилых, кто не может до храма дойти. А бывает, что и может до храма дойти, ну и что, все равно мы уважаем, почитаем старших, приходим к ним домой, на Пасху кулич, еще что-то. Все-таки мы это делаем чуть-чуть заранее, до ночной службы. Все-таки сам день после богослужения это такое время, когда семья может побыть вместе. Вообще это бесценно, когда семья собирается вместе, это стало для современного общества почти нонсенсом. Чаще всего как происходит общение семьи: один прибежал поел, другой прибежал поел, у каждого дела, у каждого расписание. Расписание начинается у детей уже в дошкольном возрасте, они все занятые, всех надо на занятия. А где может семья пообщаться, кроме как за столом. Поэтому использовать возможность собраться всем вместе, всей семьей, эту возможность ни в коем случае нельзя упускать. Рождественский праздник надо обязательно выделить. Его можно выделить тем, что заранее к нему подготовиться, это и нарядить елку и украсить дом. Во-вторых, подготовить хороший, приятный стол, сделать кушанья, которые в семье особенно любимые, то, что любят дети, как-то их побаловать. Чтобы они действительно прочувствовали, что сегодня день особенный. Потом, конечно, рождественские подарки, они очень украшают жизнь. Взрослые-то их любят, а уж дети-то и подавно ждут с нетерпением, за полгода, если не за год, только Рождество закончилось, они уже начинают тихонько ждать, когда наступит следующее. Обязательно должен быть семейный праздник, нужно постараться в этот день отменить все дела. Насколько нужно посещать родственников или приглашать их — это каждая семья знает по своей практике сама, тут по-всякому бывает. Кому-то приятнее собраться самим, а кому-то наоборот хочется, чтобы в этот день стол был максимально наполнен всеми, кого только можно позвать. Это зависит от темперамента, от устоев. Но обязательно должен быть рождественский стол, вне всякого сомнения, должен быть дом, квартира украшены, заранее подготовлены подарки, все должно быть обставлено по высшему уровню, чтобы этот день запомнился, как что-то особое. У нас же получается как? Вроде бы все православные праздники отмечены богослужением. Но богослужение накладывает на человека определенный труд, надо стоять, надо быть внимательным. Если готовишься ко причащению, то еще надо воздерживаться, поститься, на исповедь сходить, молитвы почитать. Духовно-аскетический труд накладывается на человека.

Алексей Пичугин:

— А вы помните свое первое Рождество? Такое, как вы сейчас описываете?

Протоиерей Илья Кочуров:

— Так, надо сосредоточиться. Конечно, я помню много таких праздников. Череда лет моего детства состояла из того, что были центральными днями нашей жизни Рождество и Пасха. Мы всегда были на богослужении, всегда торжественно отмечали это дома, всегда готовились к этому празднику. Да, мое детство ассоциируется именно с таким проведением рождественских праздников.

Марина Борисова:

— А что делать, если ваша семья верующая, православная, и вы все сделали, как вам кажется правильным. А те, кого вы пригласили, люди либо неверующие, либо номинально верующие, крещенные, но в церковь не ходят, особенно сильно не задумываются о смыслах, которые предлагает православие. Собрав всех в этот день вместе за одним столом, как дальше распорядиться этим временем, чтобы оно не переросло в обычную застольную беседу, никакого отношения не имеющую к празднику уже через полчаса.

Протоиерей Илья Кочуров:

— Да, ничего плохого не в застольной беседе, пускай она перерастает, пусть люди общаются, пусть смотрят друг другу в глаза, пусть говорят приятные вещи, это хорошо. И такое проведение встреч, пусть с неверующими своими родственниками, но именно по поводу Рождества, может быть, будет своего рода проповедью. Люди не церковные увидят, как живут православные. Часто в сознании людей, далеких от церкви, есть штамп, что православная семья это что-то мрачное, средневековое, постоянно постящееся, которым вечно ничего нельзя. А здесь люди увидят, что православные могут праздновать праздники намного более одухотворенно, осмысленно, нежели все остальные люди. Праздники без какой-то основы, без какого-то смысла пустые, поэтому-то общаясь с людьми, которые празднуют Новый год, с неверующими или индифферентными, от них часто слышишь слова, что они чувствуют опустошение после этого праздника. Вроде бы так ждали, так готовились и, раз, как будто что-то из души вынули. Это именно потому, что это праздник не настоящий, он пустой. А Рождество Христово — это как раз праздник очень осмысленный, глубоко продуманный и веками освященный. Люди неверующие могут посмотреть в этот день, как живет православная семья, и, может быть, тоже что-то в этом зацепят они, как-то, может быть, проникнутся уважением. А, может быть, даже и задумаются: может быть, действительно православие имеет какую-то особую суть и информацию, которая не доступна не верующим.

Алексей Пичугин:

— Спасибо большое. Друзья, мы напомним, что сегодня в гостях у нас был священник Илья Кочуров, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях. Марина Борисова.

Марина Борисова:

— И Алексей Пичугин.

Алексей Пичугин:

— Прощаемся. До свиданья.

Марина Борисова:

— До свиданья.

Протоиерей Илья Кочуров:

— До свиданья.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем