
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
День Святой Троицы или Пятидесятница, как это следует из названия, празднуется в пятидесятый день после Воскресения Христова. Торжество всегда приходится на воскресенье, хотя праздник является переходящим и зависит от даты Пасхи.
В этот день служба совершается по самому праздничному чину. На богослужении опускаются традиционные песнопения воскресенья, чтобы всецело сосредоточиться на празднике. Так случается очень редко, и с очень немногими праздниками, например, с Рождеством.
Сохранились свидетельства о том, как праздновали день Святой Троицы в первые века христианства. Паломница Эгерия побывала в четвёртом веке на Святой Земле. Она сообщала, что богослужение на Пятидесятницу начиналось в Иерусалиме, в храме Воскресения Христова, ещё ночью. На рассвете все шли к горе Сион, где по преданию находился дом, в котором на апостолов сошёл Святой Дух. Здесь продолжалась молитва. Затем после краткого отдыха верующие собирались на службу в церкви на месте Вознесения Господня на Елеонской горе. В сумерках крестный ход возвращался в храм Воскресения. Богослужение шло почти сутки. Такая длительность считалась естественной и никого не удивляла. В наши дни участие в такой долгой службе кажется многим настоящим подвигом. Но пребывать в молитве — то есть общении с Господом — это радость для каждого христианина.
В наши дни в ночь на Пятидесятницу богослужения нет, но служба на Троицу всё равно особенная, длинная. Сразу после литургии начинается особая вечерня. Она посвящена уже следующему дню, в который мы чтим Святого Духа.
Отличительная черта Троицкой вечерни — три коленопреклонённых молитвы. Они написаны святителем Василием Великим. В них мы исповедуем свои грехи перед Отцом Небесным, просим Его о прощении и благодатной небесной помощи. Мы молимся Господу Иисусу Христу о даровании нам Святого Духа, как апостолам в день Пятидесятницы, чтобы Он наставлял и укреплял в соблюдении заповедей Божьих. Церковь также молится об упокоении душ всех усопших христиан.
В период от Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны и коленопреклоненные молитвы не совершаются. Церковь предлагает всем вместе присоединиться к общему торжеству, потому что состоялось Воскресение Христово, Спаситель победил смерть. Для покаянной молитвы придёт и свой черёд, а пока время радости. Но в день Святой Троицы мы впервые преклоняем колени и просим приобщения к благодати Святого Духа, чтобы нам хоть в чём-то уподобиться апостолам и святым.
В следующие семь дней после Троицы не бывает поста в среду и пятницу, как и на Светлой седмице после Пасхи. Мы прославляем Святой Дух так же, как чествовали воскресение Сына Божия. Церковный писатель начала тринадцатого века Иоанн, епископ Китрский, пишет: «Разрешаем пост на седмице по Пятидесятнице в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святый равночестен Отцу и Сыну, и по благоволению Их совершилось таинство нашего воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания».
Все выпуски программы День Святой Троицы
21 августа. О временах и сроках

В 24-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого».
О жизни человека в ожидании Второго пришествия Христа — священник Николай Конюхов.
Господь говорит, что Евангелие будет проповедано всем народам, чтобы не осталось людей, которые скажут: «Господи, мы не имели благовествования, мы не следовали за тобой, не соблюдали твои заповеди не потому, что мы не хотели, а мы просто не знали, не ведали, а жили на далёком острове или на каком-то далёком континенте, и просто не имели проповедников, не имели миссионеров, которые нам бы открыли тайну Евангелия».
Действительно, когда уже Евангелие полностью будет проповедовано по всей Вселенной, когда не будет ни у кого отговорки, что он просто не знал о Христе, тогда, может, приблизится точка кончины мира. Но нужно понимать то, что блаженный Иероним Стридонский говорил, что не осталось ни одного народа, который не знал бы имени Господа Иисуса Христа.
Тем не менее, это не должно нас пугать каким-то образом или наводить панику, что всё, конец, у нас не осталось никакого времени. Мы должны продолжать жить, любить, бороться с грехом со своим, желательно, а не с грехом ближнего.
И нам не полезно знать времена и сроки. Господь нам не даёт точной информации о Своем втором пришествии, чтобы мы каждый день ждали Его, как того самого заветного жениха ожидали пять мудрых дев, взяв с собой елей, который прообразует добрые дела, и ожидая своего жениха ежедневно, а не только тогда, когда, как нам кажется, исполнились некие пророчества.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 августа. О признаках кончины мира

В 24-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».
О временах и сроках кончины мира — игумен Назарий Рыпин.
Евангелие Царство будет проповедано всем народам в свидетельство о Христе, чтобы никто не смог оправдаться на страшном суде, что он не знал о Христе. Безусловно.
Но мы видим, что, может быть, какие-то поверхностные знания о Христе есть у многих, но далеко ещё не всем народам проповедано Царствие Небесное. Потому кончины мира ещё пока мы не видим.
Да, есть признаки кончины мира, да, мы видим очень серьёзные знамения, исполняющиеся порой на наших глазах, при нашей жизни. Но все же Господь сказал: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец Небесный положил Своей власти».
Поэтому мы должны служить этому делу благовестия, проповедовать тем, кто не знает о Христе, а когда придёт конец, всё-таки оставить это на тайну божественного промысла.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 августа. О служении апостолов

В 4-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Имея по милости Божией такое служение, мы не унываем».
О служении апостолов — священник Захарий Савельев.
Больше всего, наверно, лично меня вдохновляет мысль, что Спаситель при своей земной жизни не оставил ни одной рукописи, не оставил ни одного физического следа о Своей земной жизни. Он оставил лишь группу учеников, которых назвал Церковью. Эти ученики, эти апостолы, проповедовали Евангелие по всему миру.
Самое главное и самое важное для человека — это иметь смысл жизни, который выражается и в работе, и в семейных делах, и в том, как он смотрит на мир. Это великое служение апостолы передали епископам и духовенству, то есть епископ является преемником апостолов, а духовенство является помощниками преемника.
И этот факт в какой-то степени приравнивает священнослужителей сегодня к тому делу, которым занимались апостолы. Это действительно радостное великое служение — служение Богу и подлинное служение человеку.
Не так давно мы праздновали память апостолов Петра и Павла, и по их жизни, и по их путешествиям, особенно по путешествиям апостола Павла, мы можем увидеть, как он был увлечён этим служением. Как много он путешествовал по всей Римской империи, как много он церквей основал и какие плоды эти церкви принесли Самому Богу, а церкви — это, в первую очередь, не столько территории, сколько люди. То есть люди, каждый из нас, каждый человек.
Все выпуски программы Актуальная тема