
Фото хора с международного фестиваля церковной музыки «Хайнувка»
На протяжении всей своей долгой истории Восточная Римская империя или Византия постоянно с кем-то воевала. На неё поочередно или все вместе нападали персы, арабы, скифы, славяне. В большинстве случаев Византии удавалось справляться с врагами и выходить победительницей из многочисленных войн. Со временем у византийского войска появилась традиция — в случае триумфа при возвращении домой нести впереди особое знамя, названное «тропайа». Оно символизировало собой военную мощь империи. Впоследствии от слова «тропайа» было образовано церковное понятие «тропарь». Оно стало обозначать торжественное песнопение, в котором прославляется победа — мученика над язычеством, преподобного — над страстями, наконец, Самого Спасителя, Господа Иисуса Христа — над смертью.
В современном богослужении используется множество тропарей. Но самым древним является тропарь, названный по первым своим словам, «Богородице Дево, радуйся». О содержании данного молитвословия рассказывает священник Антоний Борисов:
Тропарь «Богородице Дево, радуйся» состоит из двух частей. Первая звучит так: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою». Перевести этот текст на русский язык можно так: «Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою». Эта часть тропаря была составлена на основании приветствия архангела Гавриила к Божией Матери. Чтобы возвестить Пресвятой Деве о том, что Господь избрал Её стать Матерью Спасителя мира, к Ней послан был архангел Гавриил. Он явился перед Девой Марией, сказав: «радуйся благодатная! (то есть исполненная благодати Божией). Господь с Тобою! Благословенна Ты среди жён». Слова «Благословенна Ты в женах (т.е. среди жён)» означают, что Пресвятая Дева Мария, как Матерь Божия, прославлена более всех других женщин. Вторая часть тропаря «Богородице Дево, радуйся» составлена на основании другого приветствия — святой Елисаветы, матери пророка Иоанна Предтечи, к Божией Матери. Звучит эта часть так: «Благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». По-русски её можно передать так: «Благословен Плод, Тобою рождённый, потому что Ты родила Спасителя душ наших». Под словами «Плод чрева Твоего» понимается Сын Божий Иисус Христос. Это приветствие святая Елисавета произнесла, когда увидела Деву Марию и поняла, что Та в скором времени родит Спасителя Мира.
Тропарь «Богородице Дево, радуйся» поётся на каждой вечерне, которая служится в субботу вечером, т.е. накануне воскресенья, а также на других праздничных службах. Во время пения «Богородице Дево, радуйся» в знак особой торжественности священник открывает Царские врата — центральные двери иконостаса. Это является символом того, что через рождение Спасителя от Богородицы людям было открыто Царство Небесное. А теперь давайте послушаем молитву «Богородице Дево, радуйся» в исполнении хора Валаамского монастыря.
Деяния святых апостолов

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Деян., 7 зач., III, 1-8

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на нравственное падение и какой-то глубинный бытовой атеизм, который поражает сегодня светское общество, многие люди всё равно продолжают присматриваться к христианству, продолжают видеть в Церкви, пусть не во всех верующих, но хотя бы в святых, пример для подражания. А мы можем вести себя, как святые? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Многим людям, знакомым с советской антирелигиозной пропагандой, известна фраза Карла Маркса «религия — есть опиум народа». При этом мало кто знает, что ещё до Маркса её употребляли в том числе и верующие авторы, подразумевающие под опиумом не столько средство одурманивания, сколько средство, облегчающее страдания, которых в жизни простого народа было немало. Сегодняшние борцы с религией часто говорят, что религия сделала своё дело, помогла непросвещённому, мало что понимающему и ограниченному в средствах человеку выжить в трудных условиях, но в наши дни человек может справиться сам. Сегодня у него есть наука, техника, медицина, психология, зачем ему религия? Зачем все выдумки людей древности? Обычно при этом говорящие знают, но не произносят вслух, что сама европейская наука возникла благодаря трудам людей, не только не сомневающихся в бытии Божии, но бывших епископами, священниками или простыми монахами. Например, одно из первых богоугодных заведений, включавших больницу, лепрозорий и странноприимный дом, создал святитель Василий Великий. Можно вспомнить пример священника Павла Флоренского, который сделал немало открытий именно как учёный. И надо сказать, что всё это они сделали не помимо и не вопреки, но именно благодаря своим религиозным убеждениям.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостолы Пётр и Иоанн идут в храм в час молитвы. Они проходят мимо нищего, болезнь которого родственники используют для того, чтобы зарабатывать. Его приносят к воротам храма, чтобы проходящие люди, проявляя благочестие и сострадание, подавали ему милостыню. Апостолы не имели с собой денег, однако они дали этому человеку нечто гораздо большее, чем деньги: они дали ему здоровье, причём не только физическое, но и духовное. Мы видим, как после исцеления этот человек не только самостоятельно ходит, за своё исцеление он воздаёт хвалу Богу.
Сегодня мы тоже бываем ограниченны в средствах. Кроме того, зачастую простой верующий не имеет той веры, того дерзновения, тех благодатных даров, которые были у апостолов. И как будто бы это означает, что он не может совершить никакое чудо. Однако главное чудо, которое проявили апостолы, заключалось в их любви и готовности по-настоящему сердечно участвовать жизни несчастного человека, лежащего перед ним. Обычно, не так сложно, потешив собственное благочестие, подать нуждающемуся и внутренне успокоившись, сказать себе: «Вот и о нищем позаботился». Много ли в такой подачке подлинной заботы и любви? Кажется, нет. Но апостолы не просто позаботились, они воззвали к Богу и, соединив собственное сердечное расположение с Его силой, действенно помогли страдающему человеку. Подражая их искренности, их вере, их любви, мы призваны участвовать в жизни людей, пусть далеко не всегда наше участие сопровождается явными чудесами, главное, чтобы оно сопровождалось искренними состраданием и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сложные моменты первых лет христианской Церкви». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о сложных моментах первых лет существования христианской Церкви, описанных в книге Деяний Апостольских.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Христианские основы в управлении». Сергей Бочаров

Гостем рубрики «Вера и дело» был кандидат экономических наук, первый проректор мастерской управления «Сенеж» Сергей Бочаров.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и о том, как христианские ценности и смыслы могут быть положены в основу образования и работы людей в сфере управления, в том числе государственного.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова