Как много всё-таки значат современные информационные коммуникации. Сейчас мы без труда за утренним кофе узнаём, что творится в Париже, на Кубе или на Камчатке. А ведь были времена, когда люди не знали, что происходит буквально в нескольких десятках километров от них…
В декабре 1772 года в одном из Сызранских дворов ночевали мужики. Везли они в Симбирск арестанта – невысокого чернявого мужчину средних лет. Он пытался подкупить конвоиров, а когда не вышло, с горя пропил вместе с ними весьма приличную сумму в 25 копеек. Утром путники отправились в Симбирск, и никто никогда не вспомнил бы об этом случае, если бы не имя чернявого. А звали его Емельян Пугачев. На следующий год, ездившие на Яик за рыбой сызранские торговцы привезли пугающее известие. Будто появился в тех краях чудом спасшийся император Петр III. А ещё через полгода, в январе 1774 года в Сызране арестовали игумена Воскресенского скита Филарета, довольно таинственную и очень влиятельную среди раскольников личность. Говорили, что именно он благословил Пугачева на принятие имени Петра III.
На фоне всех этих событий, в селе Богдановка, что километрах в 60 от Самары, в 1774 году был поставлен деревянный однопрестольный храм во имя Владимирской иконы Божией Матери. Строил его помещик капитан Александр Богданов. Строил не просто так. Причина была более чем серьезная. В храме находился Владимирский образ Божией Матери, о котором известно, что икона эта явилась при ключе на горе Каннской села Никулина Сызранского уезда. Помещица Пелагея Глебовна Никулина, вышедшая в замужество как раз за капитана Александра Моисеевича Богданова, поначалу увезла икону в деревню Алакаевка. В Алакаевке для образа была построена часовня, и народ по слухам о чудотворении стал собираться к 23 июня на поклонение. А уж в 1774 году икона была перенесена в Богдановку, в построенный мужем храм. Он был освящен и просуществовал без перемен до 1829 года, когда был продан за пять тысяч рублей в село Новая Бинарадка.
Новый каменный храм в Богдановке во имя Казанской иконы Божией Матери строился пять лет и был освящен в 1828 году. Эта церковь считалась одной из самых красивых церквей России. Вот что писали очевидцы: «Необычное для сельских церквей великолепие Богдановского храма настолько поражало крестьян, что среди них сложилась легенда, будто строитель его после постройки сослан за то, что осмелился в селе построить храм, достойный столицы». Храм, кстати, строился по проекту академика Михаила Петровича Коринфского. Я проверил – его никуда не ссылали.
Ну, а тех, у кого главной целью всей жизни было раздуть пожар мировой революции, не посещало желание любоваться красотами, созданными буржуйскими архитекторами. Они просто снесли храм и поставили на его месте гараж и котельную. Оно понятнее и полезнее.
Однако, уже в наши дни, была построена новая Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе с символичным названием Богдановка – Богом данная.
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема