— Взгляни, Андрей, какая картина эффектная!
— Ты про полотно Богдана Виллевальде?
— Ну да. В центре картины изображен величественный монумент. На его фоне тянется торжественная процессия — духовенство в белых облачениях, офицеры-кавалеристы в парадных мундирах. На заднем плане видны стены Новгородской крепости. Только в названии этого произведения сотрудники музея, кажется, допустили ошибку. На табличке написано «Открытие памятника Тысячелетию России», а правильно-то, наверное — «...тысячелетию Крещения Руси».
— Нет, Леонид, здесь нет никакой ошибки. Мемориал по проекту скульпторов Михаила Микешина и Ивана Шрёдера поставили в Великом Новгороде в 1862 году именно в честь тысячелетия России. За точку отсчёта отечественной истории создатели монумента взяли призвание варягов к правлению Русью. Памятник олицетворяет собой всю историю России.
— Всю историю?
— Именно так. Летопись Отечества представлена на памятнике в скульптурных портретах людей, которые оставили свой след на её страницах. Монумент имеет очертания колокола, на котором в два яруса разместились исторические персонажи.
— А кто именно?
— На первом ярусе — просветители Руси и молитвенники; герои, защищавшие Родину; служители науки и искусства. Среди них преподобные Антоний и Феодосий Печерские, первый крупный русский учёный Михаил Ломоносов, писатели Александр Пушкин и Николай Гоголь, композиторы Михаил Глинка и Дмитрий Бортнянский. Более ста человек, всех и не перечислишь.
— А на втором ярусе памятника какие-то скульптурные группы.
— На картине Богдана Виллевальде хорошо видны две из них. Та, что справа, посвящена Крещению Руси. Равноапостольный князь Владимир возносит над головой крест, а рядом с ним славянин сокрушает на землю идола. Слева — герои, благодаря которым России удалось преодолеть Смутное время. Мы видим, как князь Пожарский защищает царя Михаила Романова обнаженной саблей, а Кузьма Минин вручает юному монарху скипетр и державу.
— Венчает монумент фигура ангела с крестом. А перед ним коленопреклонённая женщина. Кто это?
— Это Россия, принимающая благословение Бога. Композиция именуется «Православие».
— Верный образ. Под сенью православия разворачивалась вся русская история и в дальнейшем.
— Эту мысль выразил и Богдан Виллевальде в своей картине «Открытие памятника Тысячелетию России...». Он изобразил своих современников в процессии перед монументом, как преемников исторического и духовного наследия Руси.
— А ведь мы, выходит, тоже преемники!
— Верно! И раз уж мы с тобой в Новгороде, предлагаю сходить к памятнику Тысячелетия России. Стоит внимательно рассмотреть этот монумент — символ нашей исторической памяти обо всём, что по милости Божией создали и отстояли соотечественники на протяжении веков.
«Картину Богдана Виллевальде „Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде“ можно увидеть в Новгородском музее изобразительных искусств».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер