— Взгляни, Андрей, какая картина эффектная!
— Ты про полотно Богдана Виллевальде?
— Ну да. В центре картины изображен величественный монумент. На его фоне тянется торжественная процессия — духовенство в белых облачениях, офицеры-кавалеристы в парадных мундирах. На заднем плане видны стены Новгородской крепости. Только в названии этого произведения сотрудники музея, кажется, допустили ошибку. На табличке написано «Открытие памятника Тысячелетию России», а правильно-то, наверное — «...тысячелетию Крещения Руси».
— Нет, Леонид, здесь нет никакой ошибки. Мемориал по проекту скульпторов Михаила Микешина и Ивана Шрёдера поставили в Великом Новгороде в 1862 году именно в честь тысячелетия России. За точку отсчёта отечественной истории создатели монумента взяли призвание варягов к правлению Русью. Памятник олицетворяет собой всю историю России.
— Всю историю?
— Именно так. Летопись Отечества представлена на памятнике в скульптурных портретах людей, которые оставили свой след на её страницах. Монумент имеет очертания колокола, на котором в два яруса разместились исторические персонажи.
— А кто именно?
— На первом ярусе — просветители Руси и молитвенники; герои, защищавшие Родину; служители науки и искусства. Среди них преподобные Антоний и Феодосий Печерские, первый крупный русский учёный Михаил Ломоносов, писатели Александр Пушкин и Николай Гоголь, композиторы Михаил Глинка и Дмитрий Бортнянский. Более ста человек, всех и не перечислишь.
— А на втором ярусе памятника какие-то скульптурные группы.
— На картине Богдана Виллевальде хорошо видны две из них. Та, что справа, посвящена Крещению Руси. Равноапостольный князь Владимир возносит над головой крест, а рядом с ним славянин сокрушает на землю идола. Слева — герои, благодаря которым России удалось преодолеть Смутное время. Мы видим, как князь Пожарский защищает царя Михаила Романова обнаженной саблей, а Кузьма Минин вручает юному монарху скипетр и державу.
— Венчает монумент фигура ангела с крестом. А перед ним коленопреклонённая женщина. Кто это?
— Это Россия, принимающая благословение Бога. Композиция именуется «Православие».
— Верный образ. Под сенью православия разворачивалась вся русская история и в дальнейшем.
— Эту мысль выразил и Богдан Виллевальде в своей картине «Открытие памятника Тысячелетию России...». Он изобразил своих современников в процессии перед монументом, как преемников исторического и духовного наследия Руси.
— А ведь мы, выходит, тоже преемники!
— Верно! И раз уж мы с тобой в Новгороде, предлагаю сходить к памятнику Тысячелетия России. Стоит внимательно рассмотреть этот монумент — символ нашей исторической памяти обо всём, что по милости Божией создали и отстояли соотечественники на протяжении веков.
«Картину Богдана Виллевальде „Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде“ можно увидеть в Новгородском музее изобразительных искусств».
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница