После революции большевики закрыли часовню в честь блаженной Ксении Петербуржской на Смоленском кладбище в Петербурге, но не заглушили память о святой. Народ помнил о блаженной Ксении, и эта память нашла отражение во многих произведениях художественной литературы.
Сегодня мы говорим о блаженной Ксении Петербуржской и стихотворении Дмитрия Бобышева «Ксения Петербуржская».
Место действия — Санкт-Петербург.
Время действия — вторая половина XVIII — начало XIX века.
Ксения Григорьевна Петрова родилась в первой половине XVIII века. Достигнув совершеннолетия, она вышла замуж за придворного певчего Андрея Фёдоровича Петрова и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Внезапно Андрей Фёдорович скончался, оставив двадцатипятилетнюю женщину вдовой.
Безвременная смерть супруга потрясла Ксению. Облачившись в одежду мужа, она стала уверять родных и друзей, что Андрей Федорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна.
Молодая вдова раздала всё своё имущество бедным, дом подарила знакомой, а сама стала жить подаянием.
Многие думали, что от горя Ксения лишилась рассудка, не догадываясь, что она избрала для себя путь юродства ради Христа — особый род подвижничества, когда из смирения духовные подвиги скрываются под видом мнимого безумия.
Поэт Дмитрий Бобышев в стихотворении «Ксения Петербуржская» выразительно показывает этот момент внутреннего преображения.
Коль с мужем плоть одна у вдовыя жены,
чем плохи мужнины кафтанец и штаны?
— Ах, светелко супруг, я — ты, я — ты, я телом -
лампадка масляна; тебя во мне затеплим.
— Ты это я, ты — я (и крестится скорей),
мой милый баринок, я нарекусь: Андрей.
Поэт Дмитрий Бобышев с детских лет жил в Ленинграде, как в XX веке назывался Санкт-Петербург. В начале 60-х годов XX века Дмитрий Бобышев вместе с Иосифом Бродским, Анатолием Найманом и Евгением Рейном входил в ближайший поэтический круг Анны Ахматовой.
В творчестве «ахматовских птенцов», как называли молодых питерских поэтов, часто встречаются мотивы дореволюционного Петербурга. Стихотворение Дмитрия Бобышева «Ксения Петербуржская» и вовсе написано в стилистике XVIII века: оно изобилует старинными речевыми оборотами и народными выражениями.
Блаженная Ксения умерла в 1806 году и была похоронена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Её могила неподалеку от церкви, которую блаженная при жизни помогала строить, с первых же дней стала местом паломничества для верующих. В XIX веке на Смоленском кладбище была построена каменная часовня в честь блаженной Ксении Петербуржской. После революции часовню закрыли, строение обветшало, но народ не забыл сюда дорогу.
Не раз бывал здесь и поэт Дмитрий Бобышев, написавший в 1980 году стихотворение «Ксения Петербуржская» — явно под впечатлением от посещения часовни на Смоленском кладбище.
... Прошло два века.
Стоит на кладбище Смоленском склеп-калека,
на «ладанки на грудь» растащен, а — стоит.
Не склеп — часовня. Нет, и не часовня — скит,
поскольку Божия не сякнет здесь работа!
«Святая Ксения, избави от аборта», -
наскрябана мольба. И дата — наши дни.
«Сдать на механика, позволь». «Оборони».
Здесь — гривенник в щели. А там — пятиалтынный.
«От зла завистников». «Дффай преуспеть в латыни».
И — даты стёртые. «Споспешествуй в пути...»
И — «Отведи навет». И — «Виноват, прости!»
И — «Благодарствую!» И — «Слава в вышних Богу!»
Часовня на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге теперь отреставрирована и открыта, и сюда приезжают верующие со всех концов России и паломники из других стран, чтобы помолится святой блаженной Ксении Петербуржской.
Все выпуски программы Прообразы
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.