
Фото: eksmo.ru
«Дар напрасный, дар случайный/ Жизнь, зачем ты мне дана? – написал однажды Александр Сергеевич Пушкин. Современник поэта, митрополит Московский Филарет (Дро здов) на этот его меланхоличный пассаж ответил собственными стихами. «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана» - возразил он и заставил великого пиита всерьёз задуматься. Точку зрения святителя Филарета полностью разделяют авторы-составители сборника «Благословите дитя. Божий дар жизни», который вышел в издательстве ЭКСМО. И предлагают читателю рассказы о детстве великих исторических личностей.
Но не писатели, не философы, учёные или полководцы стали объектом внимания авторов книги. На её страницах нам открывается удивительный мир детства… библейских героев и первых христианских святых. Их пример как нельзя убедительнее демонстрирует, что у Бога не бывает случайностей.
К примеру, сын раба-израильтянина Амрама вырос… во дворце фараона! В Египте в то время действовал указ, согласно которому всех новорождённых детей израильтян надлежало умерщвлять. Жена Амрама, Иохаведа, желая спасти сына от царских слуг, исполняющих этот указ, пустила мальчика в тростниковой корзинке по Нилу. Плывущую по волнам корзинку с ребёнком увидела купающаяся дочь фараона, забрала младенца во дворец и назвала Моисей, что значит, взятый из воды. Повзрослев и воспользовавшись своим привилегированным положением, Моисей смог устроить так, чтобы его народ покинул египетское рабство. И именно Моисею впоследствии было суждено получить от самого Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
Хотя сборник «Благословите дитя. Божий дар жизни» увлекательно пересказывает ветхозаветные и Евангельские сюжеты, часть которых, возможно, уже известна читателю, авторы книги особым образом расставляют акценты, показывая, как обстоятельства детства героев влияли на их последующую жизнь. Благодаря этому даже на знакомые события смотришь новым взглядом, улавливая поразительную логику Божьего Промысла. Кстати, многие свидетельства о детстве героев Священной истории буквально по крупицам собирались и восстанавливались на основе фактов, описанных в Библии, упомянутых в Священном предании и святоотеческих писаниях – как, например, рассказ о детстве Богородицы.
Составители сборника «Благословите дитя» осмыслили огромный пласт исторического материала и сумели увлекательно и просто донести до читателя и события из детства самого Христа, и историю маленькой римской девочки Мариам, которую на арене Колизея на глазах у толпы должен был растерзать лев, и, любопытные детали из детских лет Николая Чудотворца. А ещё – помочь нам с вами увидеть Промысл Божий и в собственной жизни, которая, без сомнения, настоящий Божий дар.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов