Наверное, каждому знакома Евангельская притча о человеке, который закопал свой талант в землю. В жизни многим из нас часто приходиться поступать похожим образом – например, заниматься делом, к которому не очень-то лежит душа, только из-за возможности неплохо заработать. Как определить для себя верные ориентиры в условиях необходимости трудиться ради хлеба насущного, должна ли работа приносить радость, а главное – как привести желание хорошо зарабатывать в соответствие с христианскими идеалами? На эти, и многие другие не менее острые вопросы, решили поразмышлять в издательстве Никея, и выпустили книгу «Благословенный труд. Карьера, успешность и вера». В ней два известных священнослужителя и публициста – протоиерей Андрей Лоргус и протоиерей Максим Первозванский размышляют о работе, призвании, амбициях и богатстве в современных условиях и Евангельском контексте.
С тех самых пор, как Бог завещал Адаму «в поте лица есть хлеб свой», человечество оказалось перед необходимостью трудиться ради пропитания. Не утратил актуальности этот принцип и в новозаветные времена – достаточно вспомнить ставшее «крылатым» предостережение Апостола Павла: «кто не работает, то пусть и не ест». Однако в реалиях двадцать первого века и победившего капитализма всё оказывается немного сложнее. Поэтому, когда на повестке дня встаёт вопрос о приобретении второй машины или новой квартиры, - чтобы лучше понять, не противоречит ли это заповедям Христа, авторы книги «Благословенный труд. Карьера, успешность и вера» настоятельно советуют честно ответить на несколько простых вопросов. Пополнившееся семейство перестало умещаться в «однушке»? Тогда, безусловно, новая квартира необходима. А может быть, просто хочется «переплюнуть» соседа или приятеля? И здесь ответ очевиден.
Книга выдержана в ставшем уже фирменным для издательства «Никея» стиле «разговора по душам», когда читатель легко и органично включается в беседу и становится её активным участником, а не сторонним наблюдателем. Глубже погрузиться в обсуждаемые темы позволяют подходящие по смыслу цитаты из классики и высказывания известных людей. Библейские тексты, на которые опираются в своих суждениях авторы, тоже цитируются, и ярко иллюстрируют сказанное. Но главное, с их помощью читатель сможет сделать собственные выводы, наметить ориентиры и решить лично для себя, что важнее: статус или возможность заботиться о ближних, боязнь уронить себя в чьих-то глазах или жить, следуя призванию и таланту. И понять, чего порой недостаёт, чтобы «работа пуще неволи» превратилась в «Благословенный труд».
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема