«Береги честь смолоду» - эту пословицу, как известно, Александр Сергеевич Пушкин сделал эпиграфом к своей «Капитанской дочке». А в издательстве «Белый город» так решили назвать сборник произведений русских писателей о дружбе, верности и чести. Правда, упомянутая пушкинская повесть, которую современные литературоведы всё чаще называют даже не повестью, а историческим романом, в сборник не вошла: издатели решили сосредоточиться на малой прозе и включили в книгу «Береги честь смолоду» избранные рассказы и небольшие отрывки из текстов русских классиков.
И всё же духу бессмертного пушкинского творения этот сборник более чем соответствует. Безусловно призванная настроить читателя на патриотический лад, книга избегает искусственной патетики. Издателям удалось составить подборку ярких и сильных произведений, наглядно доказывающих, что подлинный принцип чести – вовсе не «око за око», а скорее, кроткое и милосердное Евангельское «любите врагов ваших».
Об этом, в частности, пытается сказать Николай Лесков в своём рассказе «Под Рождество обидели». Сюжет, на первый взгляд, незатейлив: человека обворовали. Но Лесков не спешит следовать предсказуемой логике. Его герой не бежит заявить на грабителей в участок. Вместо этого он, а вместе с ним и читатели, вступают в область сложных душевных переживаний, основанных на мысли о том, что решившийся на преступление человек далеко не всегда может оказаться отъявленным негодяем. Банально начавшаяся, история получает неожиданное развитие и ещё более неожиданно заканчивается открытым финалом.
Тонкие движения души переживают практически все герои произведений из сборника «Береги честь смолоду». Например, мальчик Волька из одноименного рассказа Лидии Чарской. Он завидует двенадцатилетней барской дочери Талечке, которая из-за болезни ног не может самостоятельно ходить, зато у неё есть фотоаппарат и граммофон. А потом случайно находит дневник девочки, в котором она пишет, что все свои дорогие игрушки отдала бы за одну только возможность пробежаться по летнему лугу. И маленький Волька вдруг начинает по-иному воспринимать жизнь и понимать её ценность.
Несмотря на то, что каждый автор по-своему пытается донести до нас свою мысль – Чехов, к примеру, разыгрывает смешную сценку, а Куприн развивает романтический сюжет, - все они, в сущности, говорят об одном. О том, что подлинная честь – это не обострённое чувство собственного достоинства, а доброе сердце, открытое для любви и милости. Сохранить его таким призывают нас русские писатели, вспоминая старинную пословицу «Береги честь смолоду!».
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов