— Маргарита Константиновна, добрый день!
— Здравствуйте, Владимир Николаевич. День сегодня и в самом деле прекрасный — солнечно, безветренно, нежарко. Вышли воздухом подышать?
— Да, освежиться решил. А чтоб нескучно было, взял с собой отцовскую коллекцию марок.
— О, как интересно!
— Ещё бы! Здесь такие экземпляры есть, доложу я вам! Вот, взгляните только — английская марка , 1967 год. Молодая женщина с младенцем нарисована и надпись — Мурилло. Номинал — четыре пенни. А сейчас, наверное, больших денег стоит.
— Я, к сожалению, не разбираюсь в филателистике. А вот картина, изображённая на марке, мне знакома. Это «Мадонна в облаках» испанского художника семнадцатого века Бартоломе Эстебана Мурильо.
— Эк я его фамилию переврал, неудобно. Должно быть, хороший человек был. Вон, как он мать изобразил — облик нежный, взгляд кроткий. И ребёнка, что стоит у неё на коленях, она поддерживает бережно, но не властно. Надо жизнь понимать, чтоб так нарисовать.
— Это вы верно заметили, Владимир Николаевич. Художнику удалось передать основную черту Богородицы — кротость.
— Богородицы?? Так это что же получается — икона? Вот бы никогда не подумал!
— Да, привычная для нас иконопись византийского образца сильно отличается от испанской, итальянской церковной живописи семнадцатого века. Присущий европейским художникам того времени стиль барокко призван будить чувства, будоражить эмоции, тогда как иконы в наших храмах помогают унять шум в голове и сердце, сосредоточиться. Но, пожалуй, именно эта картина Мурильо написана сдержанно, целомудренно.
— И всё-таки я не представляю, что перед ней можно молиться. Вот вы смогли бы?
— Молиться — едва ли. Образ младенца Иисуса здесь передан слишком сентиментально. А ещё мне мешал бы тревожный оранжевый фон. Облака на картине грозовые, явно предвещающие бурю. С другой стороны, эта деталь побуждает задуматься о грядущих страданиях Богородицы, когда Её Сын взойдёт на Крест, а Она будет стоять у подножия Распятия.
— А эта картина именно для храма была написана?
— Все религиозные полотна Бартоломе Эстебана Мурильо предназначались для храмов, и «Мадонна в облаках» тоже. Жизнь художника от рождения до смерти была связана с Церковью. Он родился в Севилье в доме, который принадлежал монастырю — его родители снимали там комнаты. В пожилые годы, овдовев, Бартоломе вступил в монашеское братство. И умер он, упав с лесов, когда расписывал алтарь в храме.
— Послужил человек Богу своим искусством. А где он учился рисованию?
— В отрочестве брал уроки у своего земляка, художника Хуана дель Кастильо. А в двадцать четыре года отправился в Мадрид, где стал учеником прославленного мастера Диего Веласкеса. Вернувшись на родину в 1645 году, Бартоломе получил первый крупный заказ от францисканской монашеской общины. И с радостью взялся за работу, чтобы показать землякам, чему научился.
— И как, довольны остались севильцы?
— О, да! Картины молодого художника понравились и францисканцам, и горожанам. Монахам он угодил проникновенностью изображения библейских и житийных сюжетов. А простые люди радовались, видя в ликах святых знакомые черты. Во всех религиозных образах у Мурильо узнаются испанские типажи. Мадонна в облаках, обратите внимание, тоже похожа на испанку.
— А вживую где-нибудь можно увидеть работы этого художника?
— Богатая коллекция картин Мурильо сохранилась в его родной Севилье. Произведения художника представлены также в музеях Мадрида, Парижа, Мюнхена, Дрездена, Будапешта, Лондона, Берлина. «Мадонна в облаках» находится в Амстердаме, в Королевском музее искусств. В Санкт-Петербурге в Эрмитаже выставлено жанровое полотно Мурильо «Мальчик с собакой». А у нас в Москве в Пушкинском музее я видела его картину «Архангел Гавриил».
— Непременно схожу в Пушкинский, спасибо. Надо же — прямо не марка в отцовом альбоме оказалась, а билет в мир живописи. И вы в нём, Маргарита Константиновна — проводник.
— Эта миссия для меня отрадна! Особенно мне нравится рассказывать о произведениях искусства, связанных с историей христианства. Таких, как «Мадонна в облаках» Бартоломе Эстебана Мурильо.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия