— Маргарита Константиновна, добрый день!
— Здравствуйте, Владимир Николаевич. День сегодня и в самом деле прекрасный — солнечно, безветренно, нежарко. Вышли воздухом подышать?
— Да, освежиться решил. А чтоб нескучно было, взял с собой отцовскую коллекцию марок.
— О, как интересно!
— Ещё бы! Здесь такие экземпляры есть, доложу я вам! Вот, взгляните только — английская марка , 1967 год. Молодая женщина с младенцем нарисована и надпись — Мурилло. Номинал — четыре пенни. А сейчас, наверное, больших денег стоит.
— Я, к сожалению, не разбираюсь в филателистике. А вот картина, изображённая на марке, мне знакома. Это «Мадонна в облаках» испанского художника семнадцатого века Бартоломе Эстебана Мурильо.
— Эк я его фамилию переврал, неудобно. Должно быть, хороший человек был. Вон, как он мать изобразил — облик нежный, взгляд кроткий. И ребёнка, что стоит у неё на коленях, она поддерживает бережно, но не властно. Надо жизнь понимать, чтоб так нарисовать.
— Это вы верно заметили, Владимир Николаевич. Художнику удалось передать основную черту Богородицы — кротость.
— Богородицы?? Так это что же получается — икона? Вот бы никогда не подумал!
— Да, привычная для нас иконопись византийского образца сильно отличается от испанской, итальянской церковной живописи семнадцатого века. Присущий европейским художникам того времени стиль барокко призван будить чувства, будоражить эмоции, тогда как иконы в наших храмах помогают унять шум в голове и сердце, сосредоточиться. Но, пожалуй, именно эта картина Мурильо написана сдержанно, целомудренно.
— И всё-таки я не представляю, что перед ней можно молиться. Вот вы смогли бы?
— Молиться — едва ли. Образ младенца Иисуса здесь передан слишком сентиментально. А ещё мне мешал бы тревожный оранжевый фон. Облака на картине грозовые, явно предвещающие бурю. С другой стороны, эта деталь побуждает задуматься о грядущих страданиях Богородицы, когда Её Сын взойдёт на Крест, а Она будет стоять у подножия Распятия.
— А эта картина именно для храма была написана?
— Все религиозные полотна Бартоломе Эстебана Мурильо предназначались для храмов, и «Мадонна в облаках» тоже. Жизнь художника от рождения до смерти была связана с Церковью. Он родился в Севилье в доме, который принадлежал монастырю — его родители снимали там комнаты. В пожилые годы, овдовев, Бартоломе вступил в монашеское братство. И умер он, упав с лесов, когда расписывал алтарь в храме.
— Послужил человек Богу своим искусством. А где он учился рисованию?
— В отрочестве брал уроки у своего земляка, художника Хуана дель Кастильо. А в двадцать четыре года отправился в Мадрид, где стал учеником прославленного мастера Диего Веласкеса. Вернувшись на родину в 1645 году, Бартоломе получил первый крупный заказ от францисканской монашеской общины. И с радостью взялся за работу, чтобы показать землякам, чему научился.
— И как, довольны остались севильцы?
— О, да! Картины молодого художника понравились и францисканцам, и горожанам. Монахам он угодил проникновенностью изображения библейских и житийных сюжетов. А простые люди радовались, видя в ликах святых знакомые черты. Во всех религиозных образах у Мурильо узнаются испанские типажи. Мадонна в облаках, обратите внимание, тоже похожа на испанку.
— А вживую где-нибудь можно увидеть работы этого художника?
— Богатая коллекция картин Мурильо сохранилась в его родной Севилье. Произведения художника представлены также в музеях Мадрида, Парижа, Мюнхена, Дрездена, Будапешта, Лондона, Берлина. «Мадонна в облаках» находится в Амстердаме, в Королевском музее искусств. В Санкт-Петербурге в Эрмитаже выставлено жанровое полотно Мурильо «Мальчик с собакой». А у нас в Москве в Пушкинском музее я видела его картину «Архангел Гавриил».
— Непременно схожу в Пушкинский, спасибо. Надо же — прямо не марка в отцовом альбоме оказалась, а билет в мир живописи. И вы в нём, Маргарита Константиновна — проводник.
— Эта миссия для меня отрадна! Особенно мне нравится рассказывать о произведениях искусства, связанных с историей христианства. Таких, как «Мадонна в облаках» Бартоломе Эстебана Мурильо.
«Журнал от 26.12.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Анна Леонтьева, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Рождественские подкасты Академии журнала «Фома»;
— Яркие моменты из работы на Радио ВЕРА в 2025 году;
— Старение человека — как не бояться и принимать это, как дар от Бога?
— Как не терять время, не тратить впустую, а использовать на благо.
Все выпуски программы Светлый вечер
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Вологодская область)
На въезде в вологодский городок Тотьму, на высоком берегу реки Сухоны, стоит удивительной красоты храм с кровлей кирпично-красного цвета и почти чёрными маковками куполов — Церковь Входя Господня в Иерусалим. Кажется, что стоит она не на земле, а белоснежным кораблём торжественно плывёт в прозрачной синеве северного неба.
Входо-Иерусалимский храм ассоциируется с величественным кораблём не случайно. В конце 18 века, когда возводилась эта церковь, город Тотьма был одним из центров отечественного мореходства. Здесь начинался речной путь, ведущий в Северное море. Из Тотьмы по реке Сухоне, а затем — через Каму, уходили суда к берегам Сибири, Дальнего Востока, и тогда ещё русских Аляски и Алеутских островов. Исследователи отправлялись осваивать новые земли и составлять карты. Купцы ехали добывать пушнину. На средства, вырученные от торговли этим ценным товаром, и был возведён в 1791 году Входо-Иерусалимский храм. Финансировали строительство известные в городе купцы, братья Григорий и Пётр Пановы, основатели торговой компании «Русская Америка». Тотемские архитекторы отразили в здании храма Входа Господня в Иерусалим дух города мореходов. Церковь получилась похожей на корабль с мачтами устремлённых в небо куполов. Интересно, что в подобной стилистике построены практически все храмы в Тотьме. Этот архитектурный стиль даже получил впоследствии название «тотемское барокко».
Его отличительной чертой стал способ украшения фасадов особым орнаментом, так называемыми «картушами». Это композиции из переплетения причудливых завитков. Церковь Входа Господня в Иерусалим богата украшена разнообразными видами картушей. Они напоминают узоры, которыми когда-то украшали поля географических карт.
В богоборческие 1930-е храм серьёзно пострадал. К счастью, в начале 70-х годов ХХ столетия власти взяли Входо-Иерусалимскую церковь под государственную охрану. Однако серьёзные реставрационные работы начались только в 1995-м, когда указом Президента Российской Федерации храм Входа Господня в Иерусалим был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Сегодня «тотемский корабль», как часто называют церковь, встречает каждого, кто въезжает в город. Входо-Иерусалимский храм — действующий. Богослужения проходят на втором этаже. А на первом символично расположился Музей мореходов. И после молитвы можно прикоснуться к славным страницам истории города Тотьмы и нашего Отечества.
Все выпуски программы ПроСтранствия











