В 1676 году на Российский престол взошёл царь Фёдор Алексеевич Романов — Фёдор III. Новый правитель был совсем молодым — ему исполнилось всего 15 лет. Царствовал Фёдор Алексеевич недолго. Крайне слабый и болезненный от рождения, в 1682 году он скончался. Однако за шесть лет на Российском троне юный, но мудрый и прекрасно образованный царь успел провести ряд важных преобразований — например, налоговую и административную реформы, которые значительно облегчили людям жизнь. Многие начинания Фёдора Алексеевича впоследствии реализовал его младший брат, Пётр Первый. Наравне с государственными делами, царь Фёдор Алексеевич уделял внимание и духовной жизни. Государь отличался набожностью и благочестием. Примером ему служил отец — царь Алексей Михайлович, которого историк Василий Ключевский называл «истовым древнерусским богомольцем». То же самое можно было сказать и о Фёдоре Алексеевиче. Большую часть своей недолгой жизни царь провёл в паломничествах по храмам и монастырям.
Первое паломничество в качестве русского государя Фёдор Алексеевич совершил в год своего вступления на престол. 19 ноября 1676 года молодой правитель отправился в «Троицын ход» — традиционный царский выезд в Троице-Сергиеву Лавру. На обратном пути из обители святого Сергия Радонежского, Фёдор Алексеевич посетил монастыри в Переяславле-Залесском. Заехал в Александровскую слободу. По дороге останавливался для молебнов в Свято-Троицком Даниловом, Никитском, Борисоглебском Песоцком, Горицком Успенском и Фёдоровском монастырях. Паломничество продлилось тогда больше десяти дней — в Москву царь возвратился 1 декабря. А уже 5-го снова отправился на богомолье.
О том, как много времени Фёдор Алексеевич Романов уделял молитве и Богослужениям, можно судить по записям в монастырских книгах. По ним историкам удалось установить, что, к примеру, только за апрель 1678 года государь помолился в 19 московских монастырях! Каждую неделю царь посещал Новоспасскую обитель. Там, в Преображенском соборе, находилась и находится по сей день родовая усыпальница бояр Романовых. Фёдор Алексеевич ездил помолиться об упокоении родных, в особенности — своей любимой тётки и крёстной матери, царевны Ирины Михайловны. Из-за больных ног Фёдор Алексеевич с трудом мог ходить. Поэтому редко принимал участие в Крестных ходах. Однако раз в год, 28 июня, в праздник Смоленской Иконы Божией Матери, царь совершал шествие в Новодевичий монастырь. Накануне этого события на Девичьем поле рядом с монастырём устанавливались шатры для государя и его свиты. Царь ночевал у стен обители, а утром с праздничным Крестным ходом обходил Новодевичий монастырь, и после Богослужения возвращался в Кремль.
18 июля 1680 года Фёдор Алексеевич обвенчался с Агафьей Семёновной Грушецкой. И в честь этого события дал обет посетить Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде. В исторических документах есть свидетельства о том, что обещание своё царь исполнил уже в сентябре 1680-го. В обитель он приехал с богатым даром. Для мощей преподобного Саввы Сторожевского государь заказал новую серебряную раку. Сохранились свидетельства очевидцев торжественного шествия, которое состоялось в день прибытия Фёдора Алексеевича. Навстречу царю из монастыря вышел крестный ход. Состоялся молебен, после которого царь вместе с коломенским архиепископом и архимандритом монастыря переложил мощи святого Саввы в новую раку. Пожертвования от царя получали и другие обители. В том же 1680-м году Фёдор Алексеевич и Агафья Грушецкая подарили иконостасу собора московского Сретенского монастыря иконы своих святых покровителей — великомученика Фёдора Стратилата и мученицы Агафьи Панормской. Суздальскому Ризоположенскому монастырю в 1681 году Фёдор Алексеевич подарил икону с изображением тринадцати святых — покровителей всех членов царского семейства. Этот уникальный образ специально по заказу царя создал иконописец Кузьма Бабухин. Таким и остался в истории царь Фёдор Алексеевич — богомольным и благочестивым государем. Который за короткий срок, отведённый ему Богом, успел позаботиться и о подданных, и о собственной душе.
Все выпуски программы Открываем историю
Ярославская Печерская икона Божией Матери (фреска)
Имя мещанки Александры Добычкиной в мае 1823 года стало известно всем жителем Ярославля. Причиной тому послужило чудесное исцеление женщины. Она много лет страдала от жестоких болей в суставах и со слезами молилась Божией Матери. Однажды болящая увидела во сне Печерскую икону Богородицы. На изображении Пречистая Дева восседала на троне, с короной на голове. Царице Небесной предстояли преподобные Антоний и Феодосий — основатели Киево-Печерской лавры.
Александра получила от Божией Матери указание отыскать в Ярославле увиденный образ и совершить перед ним молебен. Страдалица обошла немало храмов. И наконец, узнала знакомое изображение! Это была фреска на стене церкви Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в Спасо-Преображенском монастыре. Приблизившись к иконе, болящая почувствовала облегчение. А после молебна Божией Матери совершенно исцелилась!
В Ярославский монастырь к чудотворному образу потянулись верующие. Были зафиксированы многочисленные исцеления. В 1860 году монастырскую церковь, в которой находилась чудотворная фреска, отреставрировали и освятили заново в честь Печерской иконы Божией Матери. Настенное изображение украсили драгоценным киотом.
Паломничество к святыне продолжалось почти сто лет. После революции 1917 года Спасо-Преображенский монастырь закрыли. Безбожники варварски скололи со стены Печерского храма лик Царицы Небесной. Однако, на этом история чудотворного образа не закончилась. В 2023 году реставраторы восстановили настенное изображение Печерской Ярославской иконы по дореволюционным описаниям. Святыня вновь доступна для поклонения!
Все выпуски программы Небесная Заступница
Два дня Поста. Светлана Бакулина
Последние несколько лет у меня сложилась традиция приезжать на первую неделю Великого поста пожить в монастыре. Там я стала узнавать больше о смыслах, традициях, символизме этого церковного периода.
Например, когда приехала впервые, узнала, что в первые два дня Великого поста монашествующие вообще не вкушают пищу и не пьют даже воду. Говорят, что такая строгость первых дней задаёт некий правильный тон на всю четыредесятницу.
Я видела вживую, как складывается день этих людей: с пяти утра и до двенадцати дня соборно в молитве на Богослужении, затем с пяти и до семи вечера вновь в храме на Великом повечерии с чтением канона Андрея Критского. Часть Богослужения проходит на коленях. В лицах этих людей не видно страданий от недоедания, недосыпания, но наоборот столько силы и энергии. «Но откуда?» — задумалась я. Для меня и день прожить без вкусной еды — подвиг, а прийти на службу и пробыть там несколько часов на ногах, не поев, не поспав и так каждый день, — это что-то фантастическое. «Физической силы тут недостаточно точно, здесь необходима сила духовная» — размышляла я.
На следующий год я попробовала подражать монахам в воздержании. Но целью были не духовные мотивы, а просто проверить физически смогу я прожить два дня без еды или нет. Один день смогла, да только уже на второй объелась так, как не наедалась даже до поста. Так что план тренировки в воздержании в пост был провален.
Ещё через год решила, что уж на третий раз я точно смогу, как монахи. Главное в этот раз не о еде думать, а настраиваться на пост душевный. В прошлый не получилось у меня одухотворится и попоститься, потому что я неправильные цели ставила — заключила я. Теперь буду ходить на все службы и утром, и вечером и все молитвы читать вместе с монахами. Есть и пить два дня не буду. И вот после таких подвигов уж наверняка все грехи и страсти как рукой снимет с меня — самонадеянно решила я.
Первый день прошёл отлично. Так мне показалось. Провела 8 часов в храме, на еду и воду не смотрела, статьи духовного содержания читала. Так я была довольна собой, что очень захотелось с кем-то поделиться своими успехами и новыми знаниями.
«В монастыре никого таким не удивишь» — решила я. Здесь это не подвиг, а обычный день. И вот на моё счастье позвонил из города мой знакомый. Что-то стал спрашивать, а я ему в ответ давай рассказывать о своём дне в монастыре. Рассказ мой оказался ему не так интересен. Мы даже успели слегка повздорить на религиозной почве. «Ага. А ещё православным себя называет. А сам на каноне Андрея Критского ни разу в жизни не был. Совсем о покаянии не думает...» — с осуждением бросила я фразу под конец разговора. Конечно же, обидела человека. Разговор получился плохой. Я разозлилась, успела осудить.
Ночью спала плохо и второй день моего постничества начался уже не так гладко, как вчера. С самого утра меня бросало то в жар, то в холод, кружилась голова. Всё раздражало. В голове крутился вчерашний неприятный разговор. На службе уже не могла ни стоять, ни сидеть. Стала молиться: «Господи, помоги!». И в голове вдруг возник вопрос: «А я точно вообще всё делаю правильно?» Буквально вчера я читала статью, где приводилась цитата Серафима Саровского: «Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».
Теперь я поняла насколько точно она характеризовала меня. Ограничив себя постом телесным, я совершенно пренебрегла постом духовным. Но одно без другого невозможно. И первое, что я сделала после службы — написала тому человеку, попросила прощения. Это был мой первый шаг к исправлению. Вторым шагом стало осознание своих мотивов — тщеславный подход к посту. Я приписывала все успехи, изменения и достижения исключительно себе и своей силе воли. В то время как сам Господь сказал: «Без меня не можете творить ничего». И ведь действительно это так. Только стоило в молитве обратить к нему, как всё стало налаживаться, в том числе моё состояние и мысли.
Эти два дня поста действительно помогли мне начать внутреннюю работу над собой. Которую я продолжаю и по сей день. Только теперь не одна. С Богом.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
28 сентября. О фарисействе
В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова, сказанные Христом к фарисеям: «Я отхожу, и будете искать Меня, и умрёте во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти».
О фарисействе, — епископ Черняховский и Славский Николай.