Разве атеист не может соблюдать заповеди Христовы лучше, чем многие верующие? — спросили у меня во время одного из эфиров на радио. Что же, тут надо разграничить несколько разных понятий. Может ли атеист быть нравственным человеком, законопослушным гражданином, добросовестным работником, заботливым семьянином? Разумеется, может. Может ли атеист совершать добрые дела? Вне всякого сомнения. Сознание нравственного закона — не признак принадлежности к Церкви. Это признак принадлежности к человеческому роду. Довольно странно было бы говорить о суде Божием, если бы люди просто не имели понятия о законе. Но Закон, как говорит Апостол, всем известен, он написан в человеческих сердцах, и некоторые люди (в том числе и атеисты) упорно старались ему следовать.
Но мы не можем сказать, что атеист соблюдает заповеди. Заповеди — это не совсем то же, что «правила человеческого общежития».
Заповеди — это то, что существует в рамках Завета, особых отношении с Богом. Можно исполнять семейные обязанности, только если вы — член семьи. Можно исполнять приказы командования только если вы — военнослужащий. Можно исполнять указания управляющего, только если вы — работник на этом предприятии.
Точно также можно исполнять заповеди Божии только пребывая в завете с Богом. Первая из Десяти Заповедей гласит: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2,3)
Заповеди — это то, что принадлежит народу Божию, в чем проявляются его отношения с Богом. Поэтому даже очень хороший, нравственный атеист заповедей не соблюдает — и не может.
Второе, что следует отметить — цель христианской веры состоит не в том, чтобы сделать вас порядочным гражданином. Это ее побочный эффект. Обязательный — но побочный.
Представьте себе, например, человека, который готовится к космическому полету — он при этом ведет здоровый образ жизни, соблюдает режим и диету, не пьет и не курит, и, в результате, имеет здоровый цвет лица. Но этот здоровый цвет лица — не главная его цель. Это проявление того, что у него есть в жизни цель — полететь в космос.
Цель христианской веры — не в том, чтобы сделаться добропорядочным гражданином, хотя это обязательно. Так же как цель жизни гусеницы — не в том, чтобы сделаться добропорядочной гусеницей. Эта цель лежит за пределами ее гусеничной жизни. Ей предстоит сделаться бабочкой, и легко вспорхнуть над всем тем миром, который был для нее привычным в ее прошлой жизни.
Евангелие говорит о том, что Бог предлагает нам жизнь вечную и блаженную. Чтобы обрести этот дар, быть нравственным человеком — необходимое, но не достаточное условие. Надо войти в Завет — довериться, стать Богу своим. Это вряд ли возможно для человека, который хочет оставаться атеистом.
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Сол., 274 зач., I, 1-10.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Все две тысячи лет существования христианства мы можем наблюдать, что в тяжёлые времена испытаний войнами, болезнями и гонениями христиане начинают обращать особенно пристальное внимание на те тексты Священного Писания, которые говорят о Втором Пришествии Христовом и о кончине мира. Одними из первых, кто вследствие гонений начал чрезвычайно активно ждать конца физического мира, были христиане древних Фессалоник. Апостол Павел не был согласен с тем методом ожидания, который избрали эти люди: они, полагая, что видимый мир скоро уйдёт в небытие, начали пренебрегать своими повседневными обязанностями. Были в их ожидании и другие спорные пункты. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел постарался все их рассмотреть и дать своим адресатам верное руководство к духовной жизни в условиях усиливающихся гонений. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
6 Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью,
7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
На гонения можно реагировать как минимум двумя способами: можно оставаться верным Христу и можно отречься от Него. Конечно, есть и промежуточные варианты, но все они несут в себе лукавство, и потому мало чем по своей сути отличаются от прямого отречения.
Христиане Фессалоник проявляли стойкость, они сохраняли верность Спасителю, а потому апостол Павел своё послание к ним начинает с похвалы, и это не дань жанру, адресаты апостола действительно были достойными и верными христианами. Используемая здесь апостолом Павлом формулировка очень интересна, и она стоит того, чтобы остановить на ней наше внимание.
Апостол не сразу перешёл к размышлениям о терпении в гонениях и скорбях, ведь с его точки зрения достойное перенесение неприятностей — это лишь следствие, во-первых, веры, а во-вторых, любви между христианами Фессалоник. Действительно, вынести гонения без опоры на единомышленников почти невозможно. Здесь мы можем вспомнить и Гефсиманское моление нашего Спасителя: Господь, зная о Своих скорых Страданиях и Смерти, искал утешения в молитве к Богу-Отцу, но и Ему нужна была человеческая поддержка, по этой причине Он взял с Собой на молитву Петра, Иакова и Иоанна. Как мы помним из Евангелия, апостолы не смогли выдержать напряжение той ночи, а потому они не смогли и дать Спасителю столь необходимую Ему поддержку.
У христиан Фессалоник было все иначе: они умели поддерживать друг друга и не терять единства под натиском гонений. Апостол Павел счёл необходимым не только похвалить своих адресатов, но и поддержать их, он написал, по сути, довольно банальную, но при этом крайне важную мысль: никакое испытание не будет длиться вечно, все скорби пройдут, а причиняющие их люди будут наказаны Самим Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Лука Войно-Ясенецкий». Анастасия Чернова
Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук Анастасия Чернова.
Разговор шел о жизни и судьбе святителя Луки Войно-Ясенецкого, почему он решил быть врачем, как принял монашество и стал епископом и как складывались его отношения с советской властью.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Память о новомучениках». Кирилл Алексин
У нас в студии был руководитель проекта «Слово новомучеников», магистр теологии Кирилл Алексин.
Наш гость рассказал о своем пути к вере, о том, почему для него стала важной тема сохранения памяти о людях, пострадавших в годы советских гонений, и о том, как он начал участвовать в создании фильмов, посвященных новомученикам.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья