Эта картина написана в 1945 году, мужчины на тот момент ещё не вернулись с фронта, поэтому герои полотна дедушка и дети, на чьи плечи легла тяжёлая работа в поле. Мы видим здесь единство семьи перед общей бедой — Великой Отечественной войной.

— Маргарита Константиновна, вы любите пикники?
— Я люблю бывать на природе, Настенька — в лесу, у реки, в горах. И перекусить неплохо на свежем воздухе. Но почему ты вдруг вспомнила про пикники здесь, в Третьяковской галерее?
— Вот эта картина мне напомнила. Тут дедушка, мальчик и две девочки с таким аппетитом обедают, сидя на траве! И собачка рядом с ними, ждёт, что её угостят.
— Ах, вот оно что! Тебя заинтересовало полотно Аркадия Пластова «Жатва»! Работа и впрямь выразительная, только изображён на ней вовсе не пикник. Перед нами разгар одного из тех трудных дней, которые, согласно поговорке, целый год кормят.
— А что это за дни?
— Время сбора урожая, конец лета. Герои картины сидят не на траве, как ты выразилась. Это поле пшеницы. Видишь — часть колосьев уже сжата, а часть ещё предстоит собрать.
— А что значит «колосья сжаты»?
— Значит, их срезали, чтобы собрать спелые зёрна. Колосья собирали вручную специальными ножами с закруглёнными лезвиями — серпами. Вот они на картине Аркадия Пластова, воткнуты в сноп пшеницы. Тут же мы видим другие орудия труда — косы, грабли. Жнецы оставили их на время обеда, чтобы потом вновь вернуться к работе.
— А где же сами жнецы? Тут из взрослых только дедушка. А остальные персонажи — мои ровесники, а то и помладше.
— Они и есть жнецы. Вот такие мальчики и девочки, Настенька, трудились на поле во время Великой Отечественной войны. Аркадий Пластов написал свою картину в 1945 году, то есть, перед нами — первое лето после победы. Возможно, скоро в деревню вернутся с фронтов мужчины, и дети снова будут заниматься тем, что им подобает по возрасту — учиться, играть, читать книжки, загорать и купаться. Но пока, как мы видим, на их плечах лежит забота о хлебе.
— Как же ребята устали! Потому и едят с таким аппетитом.
— Да, деревянные ложки, как птицы, мелькают над чугунком. А как жадно мальчик припал к глиняному кувшину!
— Что в нём, интересно?
— В лучшем случае, молоко. А скорей всего, водица родниковая. А в чугунке — щи или каша. Разнообразия блюд в ту пору на крестьянских столах не было. И всё ели с хлебом, чтобы насытиться. Видишь, какой ломоть в руке у дедушки.
— Старик почему-то мёрзнет, хотя на улице тепло. Дети легко одеты, а у него пальто на плечах.
— Кровь не греет пожилого человека. Так художник подчеркнул возраст крестьянина.
— Как же они справлялись с работой на поле — старый да малые?
— Находили опору друг в друге и тем были сильны. Аркадий Пластов показал это, изобразив работников тесным кружком. Они чуть касаются друг друга — так образно передано чувство локтя, то есть единство, общность.
— Мне кажется, художник сочувствует персонажам картины. Он как будто один из них.
— Ты угадала. Аркадий Пластов родился и вырос в поволжском селе Прислониха и крестьянский труд знал с детства. В 1945 году Аркадию Александровичу было уже за пятьдесят, он жил в Москве, состоял в Союзе художников. Но часто приезжал на родину, писал портреты односельчан. И его картина «Жатва», ставшая экспонатом Третьяковской галереи — правдивая зарисовка из жизни. В ней показана главная примета тех лет — единение людей перед общей бедой.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема