Аркадий Чумаков. «Вид Ипатьевского монастыря в Костроме» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Аркадий Чумаков. «Вид Ипатьевского монастыря в Костроме»

* Поделиться

— Маргарита Константиновна, взгляните, какая акварель — прозрачная, воздушная!

— Ты говоришь про работу Аркадия Чумакова «Вид Ипатьевского монастыря в Костроме», Наташа?

— Да, про неё. Наглядеться не могу. Здания обители выстроились в ряд над рекой. Белёсое небо с кучевыми облаками отражается в воде, и кажется, что храмы парят в воздухе!

— Написано умело и проникновенно. Здесь, в Эрмитаже, богатая коллекция русской графики, и акварели Аркадия Чумакова, посвящённые Костроме — значимая её часть.

— Художник был родом из Костромы?

— Нет, Аркадий Афанасьевич родился в Севастополе. В девятнадцать лет поступил в училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Затем много лет жил в Москве. А в Костроме он работал над серией акварелей к трёхсотлетию дома Романовых.

— А почему именно там?

— В этом городе в семнадцатом веке был призван на царство первый монарх из династии Романовых — Михаил Фёдорович. В годы Смутного времени он жил в Ипатьевском монастыре. И там принял делегацию Земского собора, на котором представители всех русских земель и сословий избрали его царём.

— Кажется, это было в 1613 году?

— Совершенно верно. В мае 1913-го костромичи широко праздновали это событие. На торжества пожаловал император Николай Второй с супругой Александрой Фёдоровной. На набережной Волги горожане выстроили деревянные павильоны, в них проходили спектакли, концерты, выставки. В одном из таких теремков и была впервые представлена акварель Аркадия Чумакова «Вид Ипатьевского монастыря».

— Художник создал её незадолго до праздника?

— Он писал Кострому весной 1913-го. Монастырь на рисунке окружён водой — на реке весенний разлив. Значит, это конец марта — начало апреля.

— Больше ста лет с тех пор прошло, а как будто вчера написано! Обитель почти не изменилась. Я была там в прошлом году — вид на монастырь с противоположного берега реки такой же прекрасный.

— Да. Всё так же величаво высится над святыми воротами белый шатёр храма Хрисанфа и Дарии. От него в обе стороны тянутся зелёные крыши архиерейского корпуса. Окрестности по-прежнему осеняют мощные купола собора Святой Троицы. Именно в этом храме Михаил Романов встретил весть о том, что призван взять в свои руки власть в России и ответственность за неё.

— Какие важные события помнят эти древние стены! Так радостно, что ансамбль Ипатьевского монастыря уцелел в двадцатом веке, когда храмы уничтожали безбожники.

— Уцелел, но не весь. Церковь Рождества Богородицы, что представлена на акварели чуть левее Троицкого храма, разрушили в 1936 году. Вот её серебристо-голубые купола, видишь? Похожи на облака...

— Но как же, Маргарита Константиновна? Я видела этот храм во время своей прошлогодней поездки!

— Ты видела церковь, которую построили в 2013 году взамен утраченной.

— Значит, неповторимый облик Ипатьевского монастыря, запечатлённый Аркадием Чумаковым, восполнен!

— Это правда! А что ещё важнее — к людям возвращается то трепетное отношение к отечественным святыням, которым дышит пейзаж «Вид Ипатьевского монастыря в Костроме». Нежности к родине полны и другие акварели Аркадия Чумакова, представленные в Эрмитаже.


Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем