«Архитектурное наследие Николая Львова и фестиваль в честь юбилея со дня его рождения». Николай Чернышев, Алексей Богатырев, Маргарита Дейч-Богатырева - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Архитектурное наследие Николая Львова и фестиваль в честь юбилея со дня его рождения». Николай Чернышев, Алексей Богатырев, Маргарита Дейч-Богатырева

* Поделиться

У нас в гостях были члены попечительского совета благотворительного фонда имени архитектора Николая Львова Маргарита Дейч-Богатырева, Алексей Богатырев и Николай Чернышев.

Мы говорили с нашими гостями о культурном значении архитектурного наследия Николая Львова, в том числе, о Знаменском храме в селе Тёплое в Клину, на территории которого было принято решение провести Всероссийский историко-архитектурный и литературно-художественный фестиваль в честь юбилея со дня рождения выдающегося архитектора. Также разговор шел о том, почему важно возрождать и сохранять памятники архитектуры, и какая работа сейчас ведется в этом направлении, в частности, нашими гостями.

Ведущий: Алексей Пичугин


Все выпуски программы Светлый вечер


А. Пичугин

— Дорогие слушатели, здравствуйте! Это «Светлый вечер» на Светлом радио, меня зовут Алексей Пичугин, рад вас приветствовать. И я с удовольствием представляю моих собеседников, наших гостей, ближайший час эту часть «Светлого вечера» здесь, вместе с вами и вместе с нами проводят члены попечительского совета благотворительного фонда имени архитектора Николая Александровича Львова: Маргарита Дейч-Богатырева, здравствуйте!

М. Дейч-Богатырева

— Добрый вечер!

А. Пичугин

— Алексей Богатырев. Добрый вечер!

А. Богатырев

— Добрый вечер!

А. Пичугин

— Николай Чернышев. Добрый вечер, здравствуйте!

Н. Чернышев

— Здравствуйте!

А. Пичугин

— Николай, вы у нас были как архитектор-реставратор совсем недавно, и тогда мы с вами договорились, что мы подробнее поговорим и про Николая Александровича Львова, и про замечательный храм в селе Тёплое, в бывшем, наверное, уже теперь селе Тёплое под Клином, неподалеку от Клина в Московской области, воссозданием, восстановлением которого вы занимаетесь, и у нас есть очень хороший повод для того, чтобы сегодня начать разговор — это фестиваль, который уже завтра пройдёт на территории Знаменской церкви, ну не в самой Знаменской церкви села Тёплое, а в непосредственной близости от неё, в этом фестивале примут участие музыканты, будет концерт, пройдут выставки, экскурсии, мастер-классы, и даже состоится фермерская ярмарка. Почему мы об этом обо всём говорим, и почему приглашаем вас на этот фестиваль? Храм в селе Тёплое непростой, его автором предположительно, ну практически вероятно, является архитектор, замечательный русский зодчий Николай Александрович Львов. Если вы бывали в Тверской области, ну понятно, что не вся Тверская область, не все храмы Тверской области построены Львовым, но тем не менее в Торжке замечательная колокольня, множество правда, не очень восстановленных сельских храмов, усадьбы, в общем, имя архитектора Львова — это действительно очень значимое для русской культуры имя. Давайте, наверное, и программу нашу начнём с того, что вы расскажете, кто-то из наших гостей начнёт про Николая Александровича Львова, про его жизнь, судьбу и творчество. Как-то все друг на друга показали, кто?

Н. Чернышев

— Я.

А. Пичугин

— Да, пожалуйста.

Н. Чернышев

— Спасибо большое, Алексей, за замечательное вступление. Я хочу добавить несколько полемичности нашей сегодняшней встрече и сказать, что, мне кажется, не бывшее село Тёплое, а будущее село Тёплое, и фестиваль — это один из первых шагов, а первый шаг — это начало восстановления Знаменской церкви, которое произошло в прошлом году, началось и продолжается в этом году благодаря нашим благотворителям, которые здесь присутствуют и благодаря позиции Минкультуры, которая тоже выделила определенные бюджетные средства в рамках проекта «консервация». Кто же такой Николай Александрович Львов, предположительно и с высочайшей вероятностью автор Знаменской церкви 1797 года и со столь же высокой вероятностью автор несохранившейся рядом усадьбы Соймоновых? Николай Александрович Львов, он не только архитектор, он человек увлеченный, он настоящий тип русского человека, который занимался всем, так по-европейски это называется «энциклопедист». Николай Александрович — ботаник, Николай Александрович — поэт, Николай Александрович — геолог, Николай Александрович — технолог строительства, Николай Александрович — собиратель русских народных песен, издатель переводных иностранных книг об архитектуре, в частности, трактата Андреа Палладио, Николай Александрович — первооткрыватель русского угля, введший его в промышленное использование, и все это — один человек, который прожил 50 лет, с 1753 по 1803 год. И вот в этом году исполняется 270 лет со дня его рождения — это, на мой взгляд, чрезвычайно значимая дата для Отечества, потому что помнить таких людей, таких созидателей совершенно необходимо, и их пример должен нас вдохновлять на дальнейшее созидание.

А. Пичугин

— А, кстати, я не знал, вот только сейчас увидел, что он прадед Поленова.

Н. Чернышев

— Да, совершенно верно. Его дети, Николая Александровича, воспитывались в семье Гавриила Романовича Державина, и в частности, там воспитывалась Вера Николаевна Львова, бабушка художников Василия Дмитриевича и Елены Дмитриевны Поленовой. Сохранилась замечательная усадьба, вернее, от нее сохранился тоже только один храм в Тамбовской губернии — Старая Ольшанка, построенная при непосредственном участии Веры Николаевны и несущая все признаки палладианского стиля, который она впитала с молоком матери и наблюдая рисунки своего отца. И бесконечно талантливое потомство Николая Александровича, дело в том, что и Мария Алексеевна, дочь Веры Николаевны, блестяще рисовала, в Поленовском музее хранятся ее рисунки типов русских людей в национальных и традиционных костюмах, почему национальных — потому что там встречаются и другие национальности, и это действительно блестящие исполненные рисунки, так же, как блестящие рисунки Николая Александровича Львова, пока не опубликованые, хранятся в музеях. Что еще делал Николай Александрович Львов? Николай Александрович Львов еще издавал и русские летописи, то есть он занимался еще и вопросами истории, и все это параллельно со службой, сначала в гвардии, а затем в коллегии иностранных дел. Вот такой вот удивительный человек.

А. Пичугин

— И не только, конечно же... Я начал как-то про Тверскую область, понятно, что если мы посмотрим на знаменитый петербургский храм «Кулич и Пасха», например, это тоже, кто не знает, может вот так прямо и забить где-то поисковике: храм «Кулич и Пасха» в Петербурге, уникальный совершенно храм, тоже построенный Львовым. Собор в Торжке, это уже, конечно, тоже Тверская область. То есть если посмотрите, наверное, какие-то, может быть, незнакомые с точки зрения архитектора памятники, прекрасно запоминающиеся с детства, в Петербурге, в Москве, они вдруг обретут автора, и им будет Николай Александрович Львов как раз. А откуда предположение или знание о том, что Знаменский храм в Тёплом — это работа Львова?

Н. Чернышев

— Дело в том, что кроме архитектурных признаков, которыми обладает храм, известно, что Николай Александрович находился в родстве с Соймоновыми, хозяевами этой усадьбы, и в первый период его петербургской жизни они ему оказывали содействие, и даже с одним из них Николай Александрович путешествовал за границу, где получил первые свои опыты, и достаточно интересные дневники сохранились на сей счет одного из их спутников о том, как они интересовались технологическими аспектами, архитектурными аспектами, о всем этом путешествии. Поэтому близкая связь и родственная, и такая совместная деятельность позволяет предположить, что здесь, конечно, было логично заказать этот проект Николаю Александровичу, востребованному и талантливому архитектору, который проектировал, в том числе и по царским заказам.

А. Пичугин

— Ну и стиль, сам стиль, есть все-таки авторский стиль, и когда смотришь на храм в Тёплом, пускай даже он сейчас в таком печальном руинированном состоянии, понимаешь, что это прямо вот точное почти попадание.

Н. Чернышев

— Совершенно верно.

А. Пичугин

— Как у нас, знаете, в Москве есть улица Казакова, и часть строений на этой улице приписывается Казакову, но тем не менее, там, может быть, где-то верифицировано, где-то не верифицировано, но есть какие-то там признаки авторского стиля, и они хорошо угадываются. Какая история храма и почему вдруг так получилось, что мы сегодня в таком составе здесь собираемся и говорим не только о фестивале — напомню, 20 мая, уже завтра на территории Знаменского храма в Тёплом, мы еще подробнее поговорим, как туда добраться — будет проходить фестиваль, очень советую вам посетить, просто потому что таким образом вы можете стать причастным к судьбе этого чудесного храма, к первым, ну даже не первым, но к каким-то шагам по его восстановлению, но для этого надо, конечно, представлять, что же это такое, чем этот храм ценен и важен.

Н. Чернышев

— Вы знаете, достаточно интересно, что речь может идти не только о храме, и тот, кто побывает в Тёплом, в нынешнем, увидит фрагменты того комплекса, который там был создан, и это еще одно доказательство участия в этом Николая Александровича Львова. Дело в том, что это была и система каскадных прудов, и плотина, и усадьба, и все это было композиционно связано и встроено в существующий ландшафт, поэтому это большой комплекс, который стоит увидеть, а храм сейчас находится в законсервированном состоянии, к счастью, но им тоже можно при этом любоваться.

М. Дейч-Богатырева

— Да, и кроме того, посетители, которые будут на нашем фестивале, могут побеседовать с краеведами, которые также примут участие в нем, с экскурсоводами, которые приедут к нам, со знатоками творчества Николая Александровича Львова, которые расскажут о том, где находилась усадьба, и сохранились карты очень интересные, они тоже будут на стендах опубликованы, и можно будет посмотреть, где была усадьба, где были те самые деревни Тёплого и Марьино, и еще несколько деревень в то время, потому что территория была крайне населена, не то, что сейчас, и можно будет познакомиться с территорией, посмотреть, где находился храм, где усадьба, и послушать массу интересных историй про это, и купить книги, и прочие информационные материалы, в общем, обещаем массу сюрпризов, кто не знаком с этим объектом еще.

А. Пичугин

— А как в вашу жизнь вошло Тёплое?

М. Дейч-Богатырева

— Значит, два примерно года назад нас волею судеб занесло в этот район, мы планировали и, собственно, реализовали намерение перебраться для постоянного места жительства в Клинский район, мы сейчас живем ближе к Москве, но вот наши, видимо, родовые гнезда не давали нам покоя, потому что супруг родом из Рузского района, его прадеды жили там, мои Высоковские, что тоже в 20 километрах, и вот где-то посередине мы увидели участок, не знаю, как сказать, земля, это даже невозможно определить этими банальными названиями, это райское место, место силы — поля, леса, отсутствие человеческих построек, и только этот храм в чистом поле, посреди лесов, рек, вот эти вот живописные руины. Мы уехали из этого места, но через 15 минут буквально мы поняли, что наша жизнь должна быть связана именно с этим местом, ну и дальше уже мы приняли решение, как развивать с точки зрения сельскохозяйственного производства, так и, собственно, прикладывать усилия к восстановлению чудесного храма, потому что руины, конечно, это романтично и живописно, но не укладывается в голове, как великолепное сооружение знаменитого архитектора может пребывать в таком виде, поэтому следующим решением было начать восстановление, ну и дальше уже работа с фондом и так далее.

А. Пичугин

— Друзья, напомним, что в гостях у Светлого радио сегодня члены попечительского совета благотворительного фонда имени архитектора Львова: Николай Чернышев, Алексей Богатырев, Маргарита Дейч-Богатырева, и что же ждет гостей фестиваля?

А. Богатырев

— Ну, как уже было сказано, что будет очень много всего интересного, мы постараемся сделать так, чтобы все, кто приехал на фестиваль, остались как минимум, довольны, как максимум, получили те знания, которых у них сейчас пока нет, потому что есть о чем рассказать, есть о чем узнать, и вот в добавление к тому, о чем рассказывал Николай, собственно, Николай Львов, при всех своих достижениях, он был человеком со средним образованием у него не было высшего образования, он закончил военное училище низшее, и не имея никакого другого образования, вот он стал тем, кем он стал, сама по себе история этого человека, она не просто интересна, она очень увлекательна, об этом написаны книги, и сейчас, насколько я знаю, продолжают писаться книги об этом человеке, я думаю, это стоит того — приехать, посмотреть, увидеть, послушать рассказы, и самое главное, рассказы — это одно, а потрогать буквально — это совсем другое, потому что картинка, она не выглядит по-настоящему живой до тех пор, пока ты себя не поместил внутри этой картинки.

А. Пичугин

— Это правда, я очень часто вспоминаю, есть такая книга Битова «Человек в пейзаже», но там о человеке, и когда я кому-то рассказываю про какие-то памятники или у нас программа, посвященная архитектуре, я очень часто вспоминаю вот это битовское «Человек в пейзаже» применительно к памятнику. Когда у нас в советские годы организовывали Музей деревянного зодчества, организовывали как вынужденную меру спасения памятников, когда их невозможно уже было далее сохранять в тех местах, где они стояли, их свозили, куда только не свозили, по всему Советскому Союзу, в Архангельске есть, в Костроме, в Суздале, в Подмосковье Музей деревянного зодчества, но вот каждый раз, когда мы говорим о памятнике, мы, конечно же, понимаем, что лучше всего его смотреть в пейзаже, то есть в том ландшафте, в котором он был задуман, и пускай нет села Тёплое, пускай нет там десятков сотен сел, это не уникальный случай, у нас в России множество храмов стоит в распаханных полях, в местах, куда пришел лес, хотя 50-60 лет назад на этом пространстве жили люди, в непосредственной близости от храма, а сейчас кроме вот этих четырех стен, а то и трех, а то и двух ничего и не осталось, но все равно он остается в пейзаже, если чуть-чуть его подправить, немного развернуть назад, этот пейзаж заиграет новыми красками, и я так понимаю, что очень важно храм в Тёплом как раз сохранить в этом своем пейзаже, в том, в котором он был задуман когда-то архитектором Львовым и людьми, которые его ему заказывали. Так все же, что ждет гостей фестиваля с точки зрения программы, потому что мы говорим про концерт, мы говорим про краеведов, мы говорим про выставку, про фермерскую ярмарку, но вот можно чуть-чуть подробнее об этом?

А. Богатырев

— Ну, если позволите, я коснусь выставочной части, и она увязана с взаимодействием с музеями Российской Федерации, которые нас поддерживают, и нам это очень приятно, хотя, конечно, поддерживают они память о Николае Александровиче Львове, но здесь мы находимся с ними вот в этом общем поле взаимодействия, и с 15-го числа, когда, собственно говоря, день рождения Николая Александровича, проходит конференция сначала в Торжке, во Всероссийском историко-этнографическом музее, и затем в Санкт-Петербурге, в который фонд тоже принимает участие, а на фестивале будут представлены выставки, которые проходят в составе этой конференции и в составе празднований 270-летия Николая Александровича, это и выставки в Торжке, и выставки в Гатчине, мы постараемся представить эту музейную работу на фестивале, рассказать больше и о Николае Александровиче, и о его произведениях. Со своей стороны мы тоже подготовили две выставки, одна из них посвящена связи Николая Александровича и усадьбы Соймоновых, посвящена Знаменской церкви, истории этого места, и надеемся, что эта выставка — это наш первый шаг к созданию музея, который, мы надеемся, будет в усадьбе Соймоновых. А вторая выставка более такая обширная, она посвящена нашим единомышленникам, людям, которые также в глубинке, порой в совершенно безлюдных местах восстанавливают сельские храмы, это, я бы сказал, такая выставка-надежда, и каждому, кто приедет, я надеюсь, что эта выставка тоже подарит надежду и зарядит оптимизмом в отношении того, что каждый из нас может что-то сделать для сохранения святынь Отечества, какие-то малые дела, которые ведут, потом складываются в великое общее дело.

А. Пичугин

— Что за концерт? Можно о музыкантах и о программе узнать?

А. Богатырев

— Ну, концерт делается с большой помощью администрации Клинского района, они пошли нам навстречу, и там будут участвовать коллективы: ансамбль «Радоница», ансамбль «Мандрагора» — это вот музыкальная часть, хореографический ансамбль «Акулина» также будет принимать участие. Кроме этого, я обязательно должен сказать о том, что состоится торжественная панихида.

А. Пичугин

— Да, надо сказать, что всё начнётся в час дня с панихиды по Николаю Александровичу Львову, которую будет служить кто-то из священнослужителей, я так понимаю, местных Клинского округа церковного.

А. Богатырев

— Да, весь спектр мероприятий, который будет на этом фестивале, он направлен на то, чтобы люди приобщились к наследию Николая Александровича Львова, это главная задача, потому что многие сейчас не знают, кто это, хотя об этом стоит узнать. Также хочу сказать, что у нас будет проведен пленэр, к нам в гости приезжает художник Егор Плотников, он будет проводить пленэр для всех желающих детей, кто хочет научиться рисовать, или кто уже умеет рисовать, но хочет получить какие-то дополнительные навыки от мастера, это всё будет происходить в непосредственной близости от храма для того, чтобы дети смогли запечатлеть на своих рисунках то, как храм выглядит сейчас, и мы в надежде на то, что спустя некоторое время, когда мы храм восстановим, что будет с чем сравнить.

А. Пичугин

— А какова судьба и храма, и усадьбы в XX веке? То есть, как так вышло, что мы... ну, как так вышло — понятно, у нас сотни тысяч храмов лежат в руинах, сотни усадебных зданий, усадеб по всей стране либо разрушены, либо место от них не сохранилось, либо тоже лежат в руинах, либо перестроены, заняты чем-то совсем другим. Но вот какова история именно Тёплого и Соймонова в XX веке? Я так понимаю, что от усадьбы ничего не осталось.

Н. Чернышев

— Усадьба сгорела, говоря коротко. До 60-х годов в Тёплом была жизнь, и на фотографиях жизнерадостные люди со своими мотоциклами на фоне вполне сохранного храма. В паспорте 60-х годов памятника, объекта культурного наследия написано, что требуется небольшой ремонт крыши. Когда мы его увидели в 20-х годах...

А. Пичугин

— А храм когда был закрыт?

Н. Чернышев

— Храм был закрыт в 30-е годы, если я не ошибаюсь.

А. Пичугин

— Да, потому что у нас же очень много храмов закрывалось во времена хрущевской антирелигиозной кампании с 57-го по 64-й год, и очень много, понятно, что сёл, которые, согласно хрущевскому же указу о ликвидации неперспективных деревень, тоже исчезли.

Н. Чернышев

— Это тот самый случай. И показательно, что храм был любим, от него хранились ключи, он был закрыт.

А. Пичугин

— То есть там не было зернохранилища?

Н. Чернышев

— Нет, там не было зернохранилища, там были все пять иконостасов сохранны с иконами, и даже существуют воспоминания о том, что там хранились церковные книги, в одной из которых была запись, что художнику Васнецову за роспись храма выплачена какая-то сумма, предположительно, это мог быть Аполлинарий Михайлович Васнецов, который недалеко от этого места жил.

А. Пичугин

— Но от работ художника Васнецова ничего не осталось?

Н. Чернышев

— От живописи практически ничего не осталось, осталось два Архангела на входе.

А. Пичугин

— Мы прервёмся буквально на минуту. Я напомню, друзья, что мы сегодня говорим про Знаменский храм в селе Тёплое, про замечательную постройку архитектора Николая Александровича Львова, про самого архитектора Львова. И у нас в гостях сегодня члены попечительского совета благотворительного фонда имени Николая Александровича Львова— Маргарита Дейч-Богатырёва, Алексей Богатырёв и Николай Чернышев. Я Алексей Пичугин, мы через минуту вернёмся.

А. Пичугин

— Возвращаемся в студию Светлого радио, напомню, друзья, что сегодня мы говорим о фестивале, во-первых, фестивале, который уже завтра в час дня начнётся, в бывшем селе Тёплое, это Клинский округ, Московская область, и пройдёт он неподалёку от Знаменского храма, который, пожалуй — всё, что осталось от когда-то существовавшего большого села Тёплое, это усадьбы Соймонова. Храм этот построен по проекту знаменитейшего российского архитектора Николая Александровича Львова. У нас в гостях члены попечительского совета благотворительного фонда имени Николая Александровича Львова: Маргарита Дейч-Богатырёва, Алексей Богатырёв и Николай Чернышев. А как ваш фонд появился, с чего всё началось? Я так понимаю, что фонд не занимается только храмом в Тёплом, фонд в целом занимается сохранением, популяризацией наследия Николая Александровича.

А. Богатырев

— Всё верно, да. На самом деле, фонд был создан достаточно давно, он был создан энтузиастами, вот, и в какой-то момент работы фонда были приостановлены по разным причинам, и некоторое время фонд не осуществлял никакой деятельности, но так случилось, когда мы узнали о храме, мы познакомились с одним из учредителей этого фонда, и мы поняли, что это судьба, и поэтому мы с позволения учредителей взяли фонд в свои руки и как бы возобновили работу с фондом, и с этого момента мы считаем, что фонд переродился и начал свою новую жизнь довольно эффективно, как мы считаем. Мы уже поучаствовали в одном из программ государственных, я правильно понимаю?

Н. Чернышев

— Мы сейчас участвуем в программе по восстановлению некрополя при содействии, при поддержке Фонда Президентских грантов, и надеемся, что нам удастся благоустроить этот участок. Некрополь находится за алтарём храма, Знамения в Тёплом, в непосредственной от него близости.

А. Пичугин

— От него что-то осталось?

Н. Чернышев

— От него, вы знаете, остались руины, это разбросанные надгробия или ушедшие в землю надгробия, провалившиеся, а может быть, и осквернённые раскопками могилы, это совершенно заросшая деревьями территория, в том числе деревьями аварийными, которые угрожают не только сохранности некрополя, если они будут падать, но и отчасти сохранности храма, поэтому в наших планах в этом году привести эту территорию в порядок и, кроме того, создать некую информационно-туристическую структуру, которая позволит интересующимся храмом, интересующимся творчеством Николая Александровича Львова и его жизнью получить информацию не в том дикарском виде, как это сейчас происходит, когда люди приезжают на квадроциклах, а квадроциклы уродуют ландшафт и землю, и уничтожают ту память, которая там была, о том ландшафте и о тех технических решениях, которые там были заложены, а делать это, так скажем, более культурно.

А. Пичугин

— Как проехать в Тёплое? Вот завтра кто-то из наших слушателей соберется поехать к вам, как им добраться?

Н. Чернышев

— Самый простой способ — это автомобиль. Нужно набрать «урочище Тёплое, Клинский район», и навигатор приведет правильной дорогой к Знаменской церкви.

А. Пичугин

— Да, тут даже, кстати, не должно, наверное, наших слушателей обманывать несколько то, что мы говорим «Клинский округ», на самом деле, урочище Тёплое находится между Клином и Волоколамском и, наверное, на одном расстоянии от одного до другого, где-то посередине, прямой дороги асфальтовой туда нет, то есть асфальтовая дорога, я так понимаю, это дорога, которая доходит до Покровского Жукова, и вот оттуда надо уже сворачивать на Кадниково, Вертково и поворачивать на урочище Тёплое.

М. Дейч-Богатырева

— Да, совершенно верно, это очень долго рассказывать, на самом деле добраться очень легко, ориентир — это поселок Ну́доль, это ближайший крупный населенный пункт к нашему храму, а оттуда действительно всего 10 километров на машине, на всех картах церковь присутствует, я думаю, найти достаточно легко. Если добираться общественным транспортом...

А. Пичугин

— Вот, я как раз хотел спросить, далеко не у всех машины.

М. Дейч-Богатырева

— Это станция Николопетровская Рижской железной дороги, ехать от Москвы там минут 45 или час. Оттуда можно добраться или на автобусе до указанного поселка Нудоль, ну, либо на такси, «ЯндексТакси» там работает.

Н. Чернышев

— Дорога хорошая, чтобы не пугались наши завтрашние гости.

А. Пичугин

— То есть не нужен там лифтованный джип с грязевой резиной?

М. Дейч-Богатырева

— Нет, на любой машине можно доехать на легковой, для посетителей организованы удобные парковки, мы будем их встречать, показывать, как пройти, проехать, мы готовы к приему большого количества людей, семей с детьми, для детей будут большие программы очень интересные. Вот коллективы, про которые говорил Алексей, это детские коллективы, будут взрослые коллективы, также будет джазовый коллектив выступать, будем читать стихи Львова, гулять по окрестностям, в общем, будет здорово, интересно.

А. Пичугин

— Погоду хорошую обещают, что самое главное. Друзья, кстати, еще хотел сказать, но это, может быть, просто географически недалеко, понятно, что это не завтра, но я просто рекомендую от своего имени, тут рядом Высоковск находится, а в Высоковске есть замечательное место — лошадиный приют, там девушка Анастасия, которая уже не один год занимается спасением лошади, она просто сама, за свои средства и средства благотворителей, людей, которые ей помогают, выкупает лошадей с бойни, и там вот у нее большие достаточно наделы земли, где она это все реализует, содержит конные походы, это, конечно, удивительная история. Мы когда-то туда ездили, решили ездить раз в несколько месяцев — не получается, естественно, делать, но вот, друзья, если как-то соберетесь, запомните, что рядом с Клином, недалеко от Тёплого, в поселке Высоковск, есть такой лошадиный приют, который называется «Шанс».

Н. Чернышев

— Ну что же, это еще один шанс, потому что через Тёплое проходила дорога на Иосифо-Волоцкий монастырь, и это еще один конный маршрут в копилку идей хозяевам приюта, и я думаю, что нам, потому что мы стараемся сформировать совместно с музеями и восстановить те львовские маршруты, которые были, а по дороге от Москвы до Петербурга можно путешествовать долго, осматривая львовские постройки, я думаю, что на перспективу это всем чрезвычайно интересно.

А. Пичугин

— Важно, почему еще мы об этом говорим — потому что такая инициатива «снизу», пожалуй, опыт показывает, что она имеет более всего шансов на существование, потому что когда эта инициатива «сверху», это всегда все упирается в бюджеты, выделили деньги-не выделили, заинтересовались-не заинтересовались, заинтересовались на какое-то время. А когда есть люди, которые выступают с инициативой, эта инициатива живет несколько лет, хотя бы несколько лет, то это уже велик шанс на то, что все сложится. И вот мы видим, что храм в Тёплом, он выгодно отличается от десятков, сотен, тысяч своих собратьев тем, что у него есть имя Николая Александровича Львова, которое все-таки в некотором роде его такая спасительная, охранительная грамота, потому что много, к сожалению, у нас безвестных храмов, прекрасных совершенно, красивых, которые, уж не знаю, дождутся ли тех людей, которые когда-нибудь просто приедут их спасать, консервировать. Вы говорите, храм в Тёплом, он законсервирован сейчас, то есть какие-то первостепенные противоаварийные работы в нем проведены.

Н. Чернышев

— Да, в нем проведены первоочередные работы, над ним возведены кровли, осталось возвести кровли над ротондой и колокольней, и консервационные работы и противоаварийные будут завершены. Даже наклонные колонны, которые отклонились от вертикали до 30 градусов, они все закреплены.

А. Пичугин

— Сейчас есть технологии, которые позволяют их выпрямлять?

Н. Чернышев

— Это вопрос проекта реставрации, выпрямлять их или разобрать на блоки и восстановить, это все возможно, главное, что сейчас храм закреплен, и его состоянию ничто не угрожает, никакие экстренные обрушения или ухудшения состояния.

А. Пичугин

— А у него есть какой-то статус?

Н. Чернышев

— Это объект культурного наследия федерального значения.

А. Пичугин

— И церкви он не передан?

Н. Чернышев

— Он передан церкви, и он является приписным храмом.

А. Пичугин

— А богослужения туда кто-то приезжает, служит?

А. Богатырев

— Ну, за последний год было проведено два богослужения по нашей инициативе...

М. Дейч-Богатырева

— Нет, четыре или пять молебнов и богослужений.

Н. Чернышев

— Это был молебен на начало работ.

А. Пичугин

— Но литургии не было ни одной?

А. Богатырев

— Литургия была одна. Отец Аркадий приезжал, как раз очень долго готовились к ней, и она прошла. И это было очень правильным решением, потому что церковь очень долго стояла, и местный священник, вот отец Аркадий, он очень переживал за это, потому что он видит, как разрушается храм на его глазах, и когда пришли мы и заявили о том, что мы будем восстанавливать этот храм, первоначально, конечно, он был очень скептически настроен, я его понимаю, потому что это сложный процесс, и, вероятно, в его глазах мы не производили впечатления тех людей, кто...

А. Пичугин

— Приехали какие-то интересанты.

А. Богатырев

— Да, да, вот так вот, да, скорее всего. Но со временем, слава Богу, отношения изменились, у нас сейчас очень тёплые дружеские отношения, он очень сильно нас поддерживает, и в том числе, когда мы заявили про инициативу фестиваля, он сказал, что — да, безусловно, это очень хорошая идея, он всячески поддерживает, и говорит: да, вот мы проведём молебен, обязательно надо сделать, обязательно надо, чтобы люди увидели, потому что церковь должна жить, в первую очередь, она должна жить, и это очень важно.

А. Пичугин

— Да, церковь должна жить, и я так понимаю по вашим рассказам, что действительно всё делается для того, чтобы она жила в полной мере. Вот вы обмолвились в начале программы, что не бывшего села Тёплое, а возможно, будущего села Тёплое. А как-то вы видите возможность его воссоздания, привлечения туда людей, или, по крайней мере, перезапуска какой-то истории, вот села как места, которое существует на карте, действительно не как урочище Тёплое, а как действующее село?

А. Богатырев

— Ну, планов громадьё, кроме восстановления храма, мы планируем восстановить усадьбу, создать рекреационную зону определённую, а дальше как пойдёт, как Бог даст. Ну, изначально планировалось это сделать местом притяжения неравнодушных людей, и, как я уже говорил перед началом этой передачи, что всё-таки я, как один из инициаторов всего этого, я бы хотел всё-таки увидеть людей, которые туда приезжают не для того, чтобы развлечься, а для того, чтобы что-то привнести туда.

А. Пичугин

— Ну да, мы это даже не в начале программы, а мы перед программой об этом говорили, я тоже об этом, очень хотел бы поговорить с вами, потому что мы часто поддерживаем какие-то фестивали, говорим о них, и люди говорят: «ну вот, мы хотим привлечь людей, привлечь людей к тому, что есть такая проблема, нужно восстанавливать храм, нужно воссоздавать какие-то новые смыслы, в это всё вкладывать». Вы достаточно скептически относитесь, как я понял, к истории, что туда будет приезжать много людей, что это будет вот место какого-то притяжения большого количества интересантов, я с вами согласился, вот давайте буквально через секунду мы поговорим, почему, потому что это на самом деле так вот на поверхности не лежит.

А. Пичугин

— Напомним только, что в гостях у нас сегодня члены попечительского совета благотворительного фонда имени Николая Александровича Львова — Маргарита Дейч- Богатырёва, Алексей Богатырёв, Николай Чернышев, мы говорим о Знаменском храме в селе Тёплое, в бывшем селе Тёплое, возможно, в будущем селе Тёплое, о фестивале, который уже завтра в час дня начнётся в Тёплом и будет посвящён храму, наследию Львова, усадьбе, которая когда-то стояла в этих местах. И вот мы решили поговорить о том, что на самом деле, вот это всё не для того, чтобы туда огромное количество интересантов приезжали. Я вас хорошо понимаю, потому что я наблюдаю в одном из регионов России тоже много достаточно таких историй, когда вот стоит руинированный храм в чистом поле, или не в чистом поле, а посреди деревни, но приезжает огромное количество людей, чтобы его красиво сфотографировать, чтобы красиво сфотографироваться на его фоне, потому что вот, Алексей Александрович, вы говорите, что люди выгодно смотрятся на фоне руин, вот я, может быть, не совсем согласен, но у нас люди действительно любят заброшки, заброшенное, даже термин такой у нас появился несколько лет назад: «заброшки», потому что руины привлекают. Причём это история, так было, помните, там картины чуть ли не от эпохи Возрождения, когда там сам фон — это какие-то руины, людей привлекает эта история, может быть, кого-то привлекает действительно возможность прикоснуться к тому, на чём не остался отпечаток последующих десятилетий, это что-то вот такое настоящее. Кого-то привлекает это, как что-то такое необычное, тревожное, но это простой интерес, а вот участие в судьбе, сохранение, наверное, привлекает единиц, я правильно понимаю вашу мысль?

А. Богатырев

— Да, я с вами полностью согласен. Хотел бы добавить, что всегда очень сложно созидать, созидание, оно требует усилий каких-то, наблюдение снаружи, оно требует значительно меньше сил, энергии, просто понаблюдать, как оно: а может, развалится, а может, не развалится, как оно меняется в динамике, вот сейчас так модно говорить. Я как раз хотел сказать о том, что если человек приезжает к нам туда, на фестиваль, и просто, ну не знаю там, говорит, что «я хочу помочь», то есть я хочу взять и перенести эту тяжелую плиту из одного места в другое, потому что она здесь, надо убрать территорию и так далее, вот я об этом говорю, то есть мы не говорим о том, что человек, безусловно, человек может помочь деньгами, как угодно, но все-таки мне кажется, что во главе угла должно стоять личное участие.

А. Пичугин

— Ну знаете, помочь деньгами — это великая вещь сейчас по нашим временам. Может быть, в Московской области это и не так уже сейчас остро стоит, как 20 лет назад, я помню, когда восстанавливали храм в Подольском районе — хоть бы кто копейку дал. Как раз желающих носить плиты было хоть отбавляй, потому что люди прям горели тем, что давайте!

А. Богатырев

— Ну это же прекрасно, это прекрасно!

А. Пичугин

— Да, но только денег не было, плиту унёс, а стройматериалы на это место завезти — денег нет. В Московской области эта проблема, по крайней мере, вот в радиусе там, может быть, 80 километров от Москвы, она, если не решена, то стала легче. Вот когда речь идёт о местах более далёких от столиц, то тут, конечно, всё сложнее, тут и желающих плиты носить нет, и желающих денег тоже нет, и найти эти деньги негде, это вот действительно проблема.

А. Богатырев

— Ну, это вопрос к энтузиастам, то есть кто-то рано или поздно туда доедет, как вы справедливо заметили.

А. Пичугин

— Хотелось бы, да, знаете, столько мест, куда там, действительно, я сказал про лифтованные джипы — на лифтованных джипах только добраться, и то в сухую погоду, чтобы это не просто красиво пофоткать, а вот приехать с идеями о консервации. А даже если нет возможности что-то консервировать, то хотя бы сделать это место не просто паломничеством для праздношатающихся, а обозначить это как место памяти, чтобы туда люди приезжали с ощущением, что тут тоже жили люди, может быть они, конечно, будут здесь жить когда-то, а может быть не будут никогда, но чтобы это было место памяти с ощущением того, что здесь прошли жизни тысяч людей в течение многих столетий, и храмы эти, руины, которые только и напоминают об этом, и, возможно, кладбище рядом, что это не просто место, где люди делают красивые, отличные виды, а место непростое.

Н. Чернышев

— Но для этого надо оставить кусочек себя там, для того чтобы это случилось. И для этого нужно наполнять это романтическое стремление, которое я считаю позитивным со своей стороны, романтическое стремление к руинам — это уже стремление к истории. Вы, Алексей, справедливо отмечаете, что в самых древних произведениях искусства уже читается стремление к руинам, это свойственный человеку романтизм, романтизм — это хорошо, это, во-первых, чувство позитивное, во-вторых, это уже стремление к культуре. И вот дать знание об этой культуре — это и есть задача, тогда эти романтические руины становятся местами памяти, а когда они становятся местами памяти, возникает связь между прошлым и настоящим и в этом одна из задач нашего фестиваля. Вот мне очень хочется рассказать о том, что еще мы ожидаем и хотим сделать на фестивале, я и сам заинтригован, потому что это малоизвестная сфера деятельности, я, когда начинал говорить о Николае Александровиче, сказал: «всего не упомнишь, что он делал», и я, конечно, забыл гениальную вещь Николая Александровича — это его книгу «Русская пиростатика» о печах, о духовом отоплении, о том, что с Львова и до начала XX века развивалось и успешно существовало в гражданских и церковных постройках, и сейчас мы еще имеем следы этого. Но огромным увлечением Николая Александровича Львова, я даже не побоюсь этого слова — страстного увлечения Николая Александровича, потому что все ему препятствовало в реализации этой идеи, была землебитная архитектура.

А. Пичугин

— А что это? Надо подробнее, наверное, чуть-чуть...

Н. Чернышев

— Мы говорим: экологическое строительство, как же это сделать, как это придумать из ничего...«, а на самом деле все придумано до нас, и Николай Александрович пропагандировал землебит. Землебит — это строительство из той земли, которая находится непосредственно на строительной площадке, когда она прессуется, когда она с известковым раствором утрамбовывается, и получаются уникальные по прочности, постоянно набирающие прочность, стены, при этом они еще, если и в неотделанном виде, удивительной красоты. И вот завтра на фестивале мы ожидаем мастер-класс по землебитному строительству, есть еще, оказывается, энтузиасты, которые этим пользуются, которые готовы это развивать, так же, как Николай Александрович Львов. Поэтому я и говорю, что это будущее село Тёплое и это будущее России — люди, которые собираются и возрождают утраченные навыки, обучают других. Я не сомневаюсь, что из тех, кто приедет, многие загорятся этой технологией строительства, я думаю, что это будет очень интересно.

А. Пичугин

— И у нас уже времени-то остается не так много. Мы начинали с того, что мы говорили про Николая Александровича Львова, но вы представляете фонд и ведь наверняка, если говорить о фонде, помимо храма в Тёплом, есть еще какие-то заботы по сохранению наследия Львова. Есть очевидные памятники, построенные Львовом, состояние которых или не вызывает опасений, или это дело местных властей, органов культуры, ну понятно, что вы не занимаетесь храмом «Кулич и Пасха» в Петербурге, это знаменитейший храм...

А. Богатырев

— Пока еще не занимаемся, если надо будет, займемся.

А. Пичугин

— Это хорошее замечание, да. Колокольня в Борисоглебском монастыре в Торжке или там еще, еще, еще. Но есть ли какие-то еще объекты, которые вызывают опасения, которые находятся в поле вашего зрения?

А. Богатырев

— Опасения вызывают много объектов, в том числе, например, не далее, чем два дня назад я был в усадьбе Знаменское-Раёк, великолепная усадьба. К сожалению, на сегодняшний момент она находится в плачевном состоянии. Да, безусловно, она выглядит несколько более свежей, чем Знаменский храм, но если все будет происходить так, как происходит на сегодняшний момент, я думаю, что ее может ожидать печальная участь.

А. Пичугин

— Это известное место очень.

А. Богатырев

— Да, это прекрасное место, это великолепной красоты место, это тоже место силы. И то, что Николай Александрович умел находить такие места и умел подчеркивать их силу, значение для человека, это тоже большое дело. На самом деле очень много есть памятников, очень много есть вещей, которые связаны со Львовом, и о которых никто не знает, то есть на самом деле не просто сохранить памятник, который находится в руинах, а просто дать людям понимание и знание о том, кто такой был Николай Львов. «Русский Леонардо» — это не просто так, это не громкие слова. Это правда, не громкие слова.

А. Пичугин

— Нам, наверное, надо посвятить целую программу жизни Николая Александровича Львова, потому что какие-то вещи для меня, вот я как-то всегда думал, что: ну как, Львов, ну все его знают, кто как-то интересуется русской архитектурой, а тем паче там архитектурой XVIII, первой половины XIX века, кто не знает Львова? Львов — это классик. Но вот я вас слушаю и понимаю, что я ничего про Львова не знаю вообще. Я думаю, что многие наши слушатели, которые сейчас точно так же думали, что «ну Львов-то — это наш классик», тоже очень хотели бы знать еще больше, исходя вот из того материала, который вы представляли.

Н. Чернышев

— Да, я хотел сказать, что Львов, как собиратель русских песен, говорил, что русский народ выработал такую ритмику стиха, что нам совершенно не обязательно пользоваться другими достижениями в области стихосложения, что у нас есть такой самостоятельный стихотворный язык, которым русские поэты должны выражать свои мысли. И в этом смысле творчество Львова литературное, оно ведь недостаточно изучено, совершенно очевидно, мы говорим «архитектор Львов», а это гораздо шире.

А. Пичугин

— У нас получается, что сразу несколько юбилеев: у нас, во-первых, в этом году 170 лет со дня его рождения и под Новый год как раз 120 лет со дня его смерти. Не так долго, полвека, 50 лет по нынешним меркам, ну что это вообще, молодой человек прожил Львов, и столько он всего успел сделать. Но я обещаю, дорогие слушатели, что мы отдельную программу посвятим его жизни и подробнее о нём поговорим. Давайте напоследок ещё раз напомним, что завтра, я вот сказал: в час дня, на самом деле в 10 утра начнётся всё ведь, правильно?

А. Богатырев

— Ну да. В час дня панихида.

А. Пичугин

— А в 10 утра с чего всё начнётся?

Н. Чернышев

— С торжественной встречи гостей. Начнутся уже экскурсии, мастер-классы.

А. Пичугин

— И до которого часа всё продлится?

М. Дейч-Богатырева

— У нас ещё «Ночь музеев» в программе.

Н. Чернышев

— Мы полагаем, что примерно до 18-ти, но, в общем, до последнего гостя, конечно.

А. Пичугин

— А «Ночь музеев», в каком виде вы в ней будете участвовать?

Н. Чернышев

— «Ночь музеев» — это объединение нескольких музеев, это будет демонстрация выставок, которые проходят в других музеях и в Гатчинском парке, примут участие представители музеев онлайн, то есть воспользуемся новейшими технологиями. Думаю, что Николай Александрович нас одобрил бы.

А. Пичугин

— Концерты, выставки, экскурсии, мастер-классы, даже фермерская ярмарка в Тёплом — уже видите, как звучит? В Тёплом. Как будто бы нет села, а вот уже что-то начинает проявляться, какие-то очертания, люди приезжают, замечательное такое вот его продолжение, села Тёплое, и всё это посвящено Николаю Александровичу Львову, знаменитому русскому архитектору и автору Знаменского храма в селе Тёплое. И вот возле Знаменского храма, который сейчас, конечно, не в лучшем виде находится, но, опять же, в руках каждого, в силах каждого что-то сделать для того, чтобы этот храм был воссоздан и был ещё одним памятником Николаю Александровичу Львову, потому что этот памятник создал он, извините за такую тавтологию, но в общем и целом, это так и есть. Сегодня мы говорим спасибо нашим гостям: Алексей Богатырёв, Маргарита Дейч-Богатырёва, Николай Чернышев — члены попечительского совета благотворительного фонда имени Львова были у нас в гостях, спасибо большое. Я ещё раз обещаю, что мы про Львова подробнее поговорим. Прощаемся.

М. Дейч-Богатырева

— Спасибо большое, всего доброго. До встречи в Тёплом.

А. Богатырев

— До встречи в Тёплом.

Н. Чернышев

— Всего доброго, до завтра! Приезжайте на фестиваль.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем