Архимандрит Эмилиан (Вафидис) — один из самых известных подвижников современного Афона. Отец Эмилиан был игуменом и духовником святогорского монастыря Симонопетра. Монахи и миряне, приезжающие в паломничество на Святую гору Афон, почитают его как мудрого старца. Архимандрит Эмилиан скончался в 2019 году и оставил после себя множество духовных трудов — проповедей, наставлений, размышлений и комментариев к Священному Писанию. При жизни старца его произведения практически не издавались, потому что из смирения он избегал публичности. Но после кончины отца Эмилиана, благодаря духовным чадам старца, большинство его текстов увидели свет. Пожалуй, самый известный сборник наследия архимандрита Эмилиана (Вафидиса) — книга, которая называется «Жить в присутствии Бога».
В предисловии к сборнику один из его составителей, нынешний игумен монастыря Симонопетра, архимандрит Елисей, с ностальгией вспоминает живые беседы старца, когда монастырская братия, обыкновенно при заходе солнца, собиралась вокруг него. Лучи заката освещали вершину Афона, у подножия скал рокотало море. Отец Эмилиан говорил, а монахи внимательно слушали.
Впрочем, изречения старца Эмилиана, собранные в книге «Жить в присутствии Бога», пригодятся не только монашествующим. Его слова обращены ко всем, а советы универсальны. Они — о том, как в ежедневной суете и будничных делах полагаться на Господа, наполнить Им свою жизнь и обрести её истинный смысл и счастье. Сборник способен стать путеводителем по духовной жизни человека, который поможет ему подняться вверх по лестнице добродетелей. Со страниц этой книги старец Эмилиан говорит нам об отношениях с ближними, о семье и воспитании детей, о болезнях и заботе о здоровье. О Богослужении и церковных Таинствах, их важности и необходимости в жизни человека. Его наставления просты, они вдохновляют, утешают и наполняют сердце верой. «Мы с вами должны быть радостными и мирными, потому что любой человек может завтра стать жителем Царства Небесного, — говорит архимандрит Эмилиан и продолжает, — Низко пала человеческая природа, но Богу легко восставить её, стоит только человеку пролить одну слезу или произнести: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»
Так же просто, доходчиво, с ясно ощутимыми в его словах любовью и добротой, говорит старец Эмилиан о любви к людям. «Доказательством нашей любви к Богу служит наша любовь к ближнему. А ближний — это каждый человек, неважно, рядом он или далеко. Если мы видим и любим Бога в нашем ближнем, то отзвук этой любви доносится до самого неба».
Мудрые, живые наставления старца Эмилиана (Вафидиса) из сборника «Жить в присутствии Бога» подарят читателям мир и радость. Издатели книги, духовные чада отца Эмилиана, убеждены: если читатели примут слова старца как руководство к действию, это будет самой лучшей данью его памяти.
Все выпуски программы Литературный навигатор
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







