Археологические подтверждения вероотступничества иудеев во времена Судей - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Археологические подтверждения вероотступничества иудеев во времена Судей

* Поделиться

Яхве и его Ашера

Войдя в Палестину после Исхода из Египетского плена, израильские племена поделили между собой её земли. Колену, родоначальником которого был Дан, один из сыновей библейского праотца Иакова, досталась в удел полоса вдоль побережья Средиземного моря. На эту плодородную равнину претендовали также филистимляне — могучий воинственный народ. Не в силах выдержать соперничество с таким соседом, потомки Дана предпочли переселиться на север. Библейская Книга Судей описывает случай, происшедший с данитянами во время переселения. Проходя мимо дома некого израильтянина Михи, данитяне отняли у него серебряных идолов, которые тот изготовил для домашнего поклонения. Основав вскоре после этого город, Даново племя устроило в нём святилище, и божки из серебра стали предметами всеобщего почитания.

Иудеи покинули Египет, чтобы изжить рабское языческое сознание, сохранить веру в Единого Бога. Согласно Книге Судей, достигнув Земли Обетованной, они стали служить идолам. Неужели у израильтян в действительности произошел такой поворот мировоззрения? Чтобы ответить на этот вопрос, группа американских ученых сделала научно-исторический анализ библейского текста в свете целого ряда археологических находок. Свои выводы профессор древнееврейского языка из Чикаго Джон Уолтон, религиовед из штата Миссури Виктор Мэтьюз и профессор истории университета штата Висконсин Марк Чавалес опубликовали в 2005 году в совместном произведении под названием «Библейский культурно-исторический комментарий».

Комментарий эксперта:

Среди идолов, изготовленных Михой, в библейском тексте упоминается «литый кумир». Процесс отливания изображений богов из металла был известен народам Ближнего Востока еще в третьем тысячелетия до Рождества Христова. Глиняные формы для изготовления подобных фигурок нашли в начале двадцатого столетия немецкие археологи на развалинах ханаанского храма, датированного двадцать первым веком до Рождения Спасителя. Артефакт обнаружили в городе Нагарии на севере Израиля. Египетские рукописи того же периода описывают ритуалы «оживления» таких статуэток. Например, в документе, известном как «Тексты пирамид», обнаруженном в девятнадцатом веке французским египтологом Франсуа Мериэттом в некрополе фараонов Мемфиса, содержится описание обрядов «отверзения уст и очей», после которых кумиры приобретали статус священных.

В библейском тексте не говорится, как выглядели культовые фигуры, изготовленные Михой, и какие имена они носили. Но вполне возможно, что израильтянин посвятил их Единому Богу, Имя которого знал от предков. Как показывают археологические открытия, такой религиозный парадокс был вполне возможен во времена, описанные в Книге Судей, то есть с тринадцатого по десятый века до Рождества Христова.

Комментарий эксперта:

В 1975 году израильские археологи обнаружили на развалинах святилища Кунтиллет-Аджруд на северо-западе Синайского полуострова осколки глиняных ритуальных сосудов с упоминанием Яхве. Вот только всякий раз Имя Единого Бога сочеталось с топографической отсылкой — Яхве самарийский, теманский и тому подобное. По всей видимости, эти определения были связаны с традицией устраивать святилища повсеместно — подобно тому, как это делали Миха из Книги Судей и ограбившие его сыны Дановы. Этот обычай, противоречащий закону, данному Богом через пророка Моисея, распространился среди иудеев во времена судей.

Унизив величие Творца Вселенной до роли покровителя отдельных местечек, вероотступники к тому же нарекли Его женой ханаанскую языческую богиню. Об этом свидетельствует рисунки на остраконах, найденных на Синае — мужская и женская фигуры, подписанные как «Яхве и его Ашера».

Книга Судей упоминает, что среди идолов в святилище Михи находился эфод — часть облачения иудейского первосвященника, символизирующее единство двенадцати колен израилевых с Творцом. Использование эфода в качестве магического талисмана, наряду с идолами, с одной стороны, доказывает, что израильтянин был знаком со Священной историей, а с другой — свидетельствует о его вероотступничестве. Такую же печальную картину религиозного заблуждения явило целое племя израильтян — колено Даново.

После смерти пророков Моисея и Иисуса Навина иудеи остались без вождей и стали претерпевать влияние соседей-язычников. Даже сохраняя память о Яхве, они низвели Его до положения одного из идолов в пантеоне. И современные научные исследования стали тому подтверждением.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем