Войдя в Палестину после Исхода из Египетского плена, израильские племена поделили между собой её земли. Колену, родоначальником которого был Дан, один из сыновей библейского праотца Иакова, досталась в удел полоса вдоль побережья Средиземного моря. На эту плодородную равнину претендовали также филистимляне — могучий воинственный народ. Не в силах выдержать соперничество с таким соседом, потомки Дана предпочли переселиться на север. Библейская Книга Судей описывает случай, происшедший с данитянами во время переселения. Проходя мимо дома некого израильтянина Михи, данитяне отняли у него серебряных идолов, которые тот изготовил для домашнего поклонения. Основав вскоре после этого город, Даново племя устроило в нём святилище, и божки из серебра стали предметами всеобщего почитания.
Иудеи покинули Египет, чтобы изжить рабское языческое сознание, сохранить веру в Единого Бога. Согласно Книге Судей, достигнув Земли Обетованной, они стали служить идолам. Неужели у израильтян в действительности произошел такой поворот мировоззрения? Чтобы ответить на этот вопрос, группа американских ученых сделала научно-исторический анализ библейского текста в свете целого ряда археологических находок. Свои выводы профессор древнееврейского языка из Чикаго Джон Уолтон, религиовед из штата Миссури Виктор Мэтьюз и профессор истории университета штата Висконсин Марк Чавалес опубликовали в 2005 году в совместном произведении под названием «Библейский культурно-исторический комментарий».
Комментарий эксперта:
Среди идолов, изготовленных Михой, в библейском тексте упоминается «литый кумир». Процесс отливания изображений богов из металла был известен народам Ближнего Востока еще в третьем тысячелетия до Рождества Христова. Глиняные формы для изготовления подобных фигурок нашли в начале двадцатого столетия немецкие археологи на развалинах ханаанского храма, датированного двадцать первым веком до Рождения Спасителя. Артефакт обнаружили в городе Нагарии на севере Израиля. Египетские рукописи того же периода описывают ритуалы «оживления» таких статуэток. Например, в документе, известном как «Тексты пирамид», обнаруженном в девятнадцатом веке французским египтологом Франсуа Мериэттом в некрополе фараонов Мемфиса, содержится описание обрядов «отверзения уст и очей», после которых кумиры приобретали статус священных.
В библейском тексте не говорится, как выглядели культовые фигуры, изготовленные Михой, и какие имена они носили. Но вполне возможно, что израильтянин посвятил их Единому Богу, Имя которого знал от предков. Как показывают археологические открытия, такой религиозный парадокс был вполне возможен во времена, описанные в Книге Судей, то есть с тринадцатого по десятый века до Рождества Христова.
Комментарий эксперта:
В 1975 году израильские археологи обнаружили на развалинах святилища Кунтиллет-Аджруд на северо-западе Синайского полуострова осколки глиняных ритуальных сосудов с упоминанием Яхве. Вот только всякий раз Имя Единого Бога сочеталось с топографической отсылкой — Яхве самарийский, теманский и тому подобное. По всей видимости, эти определения были связаны с традицией устраивать святилища повсеместно — подобно тому, как это делали Миха из Книги Судей и ограбившие его сыны Дановы. Этот обычай, противоречащий закону, данному Богом через пророка Моисея, распространился среди иудеев во времена судей.
Унизив величие Творца Вселенной до роли покровителя отдельных местечек, вероотступники к тому же нарекли Его женой ханаанскую языческую богиню. Об этом свидетельствует рисунки на остраконах, найденных на Синае — мужская и женская фигуры, подписанные как «Яхве и его Ашера».
Книга Судей упоминает, что среди идолов в святилище Михи находился эфод — часть облачения иудейского первосвященника, символизирующее единство двенадцати колен израилевых с Творцом. Использование эфода в качестве магического талисмана, наряду с идолами, с одной стороны, доказывает, что израильтянин был знаком со Священной историей, а с другой — свидетельствует о его вероотступничестве. Такую же печальную картину религиозного заблуждения явило целое племя израильтян — колено Даново.
После смерти пророков Моисея и Иисуса Навина иудеи остались без вождей и стали претерпевать влияние соседей-язычников. Даже сохраняя память о Яхве, они низвели Его до положения одного из идолов в пантеоне. И современные научные исследования стали тому подтверждением.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Мнительность и подозрительность, боязнь и тревожность, постоянный поиск одобрения вплоть до заискиваний перед окружающими — в той или иной степени эти неприятные переживания знакомы каждому. Некоторые современные психологи говорят, что в конечном счёте причина этих состояний — неуверенность в себе и низкая самооценка. А что по этому поводу думает христианская традиция? И предлагает ли она какой-то рецепт против этой болезни? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 13-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Известно, что у апостола Павла было много недругов. Причём не только из среды иудеев и язычников. Но также из среды единоверцев, то есть христиан. Люди амбициозные завидовали авторитету апостола. Завидовали его влиянию на умы простых верующих. Завидовали его образованности и духовным талантам. Его дару слова, которым он утверждал Евангелие по всей Римской империи.
В отрывке, который только что прозвучал, Павел обращается в том числе и к этим своим недругам. В связи с этим святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на то, как именно апостол это делает. Он не упрекает оппонентов. Не спорит с ними. Он обращается к ним так, как обращаются к близким и родным людям. «Молитесь обо мне, чтобы я скорее вернулся к вам». Вот смысл его слов.
В этих словах нет страха, нет лести, нет заискивания, нет подобострастия. Апостол не унижается, не оправдывается. Он говорит с позиции силы. Другими словами, он вполне мог бы и поругаться с клеветниками. Мог бы прямо укорить их и обвинить. Но он выбирает примирительный тон. Он демонстрирует свою открытость. Он не боится быть уязвимым. Что бы они ни сказали, что бы ни сделали, они не могут нанести ему вред. В чём же источник такой твёрдости и уверенности в себе? Далее Павел сам указывает на него.
«Я уверен — пишет он, — что имею добрую совесть, потому что во всём желаю вести себя честно». Вот секрет силы апостола. Это честность и добрая совесть. Люди не могли уязвить его и сломить, потому что он их опередил. Апостол Павел честно признавался себе в своих немощах. Они были перед его мысленным взором, как на ладони. Он держал свою совесть чистой перед Творцом. А Господь в ответ давал ему Свою благодать. И потому противники и не могли нащупать в душе апостола ту болевую точку, в которую можно ударить и заставить человека смущаться, потерять почву под ногами, ощутить себя маленьким и беспомощным ребёнком перед лицом обвинителей.
Наша низкая самооценка и неуверенность в себе — это зачастую признак того, что мы всё ещё нечестны перед собой и перед Богом. Мы всё ещё живём в мире собственных иллюзий и фантазий о том, как мы выглядим в глазах окружающих и в своих собственных глазах. И чем грандиозней эти образы, тем сильнее нас уязвляет, когда кто-то или что-то их рушит. А происходит это всякий раз, когда мы сталкиваемся с правдой жизни. Ситуация, событие, слово, взгляд могут войти в наше сердце, как острая игла. И внутри у нас словно что-то словно лопается, сдувается, как воздушный шарик. Нас покидает дух. Мы чувствуем себя слабыми и трепещущими. Мы впадаем в состояние, которое на языке церковной традиции называют малодушием. Состояние бессилия перед миром. Когда всё причиняет боль и хочется укрыться одеялом с головы до ног и не выходить из дома.
Чтобы обрести уверенность, подобную той, которой обладал апостол Павел, необходимо поставить на первое место в своей жизни поиск и исполнение воли Творца. И начать следует, подобно апостолу Павлу, с безжалостной честности перед самим собой. Приучать себя каждый день сверять свою совесть с теми принципами духовной жизни, о которых говорит Евангелие. Каждое утро просить Бога помочь нам воплощать Его заповеди в течение дня, и каждый вечер проводить безжалостную ревизию, в какой степени нам удалось это сделать. Если понудим себя так организовывать свою жизнь, со временем заметим интересную вещь. Нас перестанет беспокоить то, что думают о нас окружающие люди. Нас будет заботить лишь то, что мы смогли привнести в их жизнь. Исполнили ли мы по отношению к ним заповедь о любви и милости. Оставались ли мы сегодня честными перед Богом и собой. Так Дух Божий действует в сердцах тех, кто всю свою жизнь посвятил служению Творцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Коробка радости» для онкопациентов
Приятно встречать Новый год в кругу родных и близких. Однако некоторые люди такой возможности лишены. Среди них подопечные фонда «Я люблю жизнь» — это онкопациенты, которые проходят сложное лечение вдали от дома. Чтобы их утешить и подарить праздничное настроение, команда фонда под Новый год навещает людей в больницах в разных городах. Большинство сотрудников и волонтёров проекта сами перенесли онкологическое заболевание и теперь стараются вдохновлять на победу других. Они подбадривают пациентов добрым словом и дарят им подарки.
27-летняя Екатерина в прошлом году проходила лечение в одной из больниц города Воронежа. После восьми курсов химиотерапии её ждала операция. Это было как раз перед Новым годом, поэтому праздник девушка встречала в больничной палате вместе с другими пациентками. «В один из дней к нам пришли волонтёры фонда „Я люблю жизнь“, принесли всем подарки: сладости к чаю, косметический набор, тёплые носочки и наборы для творчества», — вспоминает Екатерина. «Мы получили маленькое новогоднее чудо и поддержку близких по духу людей. Эта встреча нас вдохновила. Когда мы узнали, что девушки-волонтёры и сами пережили болезнь, то подумали — если они смогли, то и мы обязательно сможем!», — продолжает Катя.
В этом году фонд «Я люблю жизнь» планирует поздравить людей в больницах Москвы, Воронежа, Оренбурга и Ярославля. И сейчас в рамах новогодней акции «Коробка радости» собирает для них: средства гигиены, аксессуары, наборы для творчества, книги, чай и сладости. Вы можете присоединиться к сбору подарков. О том, как помочь, узнайте на странице акции «Коробка радости».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фестиваль «Звезда Рождества» 2024. Юлия Данилова
У нас в студии главный редактор портала Милосердие.ру Юлия Данилова.
Накануне открытия фестиваля «Звезда Рождества» мы говорили об основных мероприятиях фестиваля, а также о том, как благотворительность и помощь ближним может дарить радость и наполнять мир светом.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер