Послание святого апостола Павла к Ефесянам. Глава 4, стихи 7-13.
Некоторые полагают, что существование древней Церкви было легким и безоблачным. Якобы на этапе своей ранней истории христианские общины находились в состоянии внутреннего единодушия и мира. А различные нестроения угрожали христианству лишь извне. На самом деле, всевозможные внутренние искушения стали постигать христиан еще в те далекие времена. Последователи Христа периодически забывали о своем высоком призвании и начинали, например, выяснять – кто из них обладает большими дарованиями от Бога, а кто меньшими. Больше всего конфликты в христианских общинах огорчали апостолов, учеников Спасителя, трудами которых многие из этих общин и возникли. Это вполне понятно. Представьте, сколько трудов стоило тому или иному апостолу основать христианскую Церковь в каком-нибудь городе римской империи! И вот в определенный момент в этой Церкви, созданной ценой неимоверного терпения и самоотвержения, начинаются конфликты, в которых христиане ведут себя почти как язычники. Об одном из таких конфликтов мы можем узнать из послания апостола Павла к христианам города Эфес. Эфес был одним из самых дорогих сердцу апостола городов. Здесь он прожил, ежедневно проповедуя, три года и оставил после себя крепкую общину, о неожиданных внутренних проблемах которой узнал находясь по лживому навету в римской тюрьме. Желая помочь дорогой его сердцу Эфесской церкви, из мрачных застенков Рима в 63 году апостол Павел направил христианам Эфеса послание, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 4.7 каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. 4.8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. 4.9 А «восшел» что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 4.10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. 4.11 И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, 4.12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 4.13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
После ухода Павла из Эфеса местные христиане сначала жили в мире, но затем среди них начались нестроения. Эфесяне стали составлять что-то наподобие рейтинга – кто из них обладает бОльшими духовными дарованиями, а кто меньшими. Одна из главных особенностей существования ранней Церкви состояла в том, что ее члены обладали необычными способностями – кто-то из древних христиан по вдохновению свыше мог говорить на иностранных языках, кто-то – пророчествовать о будущем, кто-то из них был способен с воодушевлением учить других христианскому вере и Священному Писанию. Некоторые совмещали в себе несколько духовных дарований. Большое количество способностей у одних христиан Эфеса вызывало зависть у других. Зависть и послужила основной причиной конфликтов в эфесской общине. Апостол Павел, направляя свое послание в Эфес, призывал местных христиан не заниматься пустыми спорами, а довериться Богу. Павел прямо говорит, что только от Христа зависит, кому и какой дар ниспослать. Бог лучше знает, кому какое дарование подходит. При этом христианин не должен пассивно относиться к своей духовной жизни. Божественный дар приходит лишь к тому, кто стремится подражать Спасителю. Как Христос получил власть над миром, проявив смирение перед Небесным Отцом, так и христианин должен жить с покаянием в сердце, благодаря чему только и может принять дар от Бога. Различные духовные дарования продолжают жить в Православной Церкви. Они не столь очевидны, как в древности, но они есть. В Церкви по-прежнему имеются люди, способные на чудеса и мудрое духовное руководство. Как тогда, в древности, так и сегодня это необходимо для созидания церковной жизни, для того, чтобы все христиане стремились духовной прогрессировать, беря в пример более совершенных собратьев по вере. Различные духовные дарования позволяют также Церкви развиваться в целом, внутренне совершенствоваться, по слову апостола Павла, возрастать в меру полного возраста Христова.
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











