Послание святого апостола Павла к Ефесянам. Глава 4, стихи 7-13.
Некоторые полагают, что существование древней Церкви было легким и безоблачным. Якобы на этапе своей ранней истории христианские общины находились в состоянии внутреннего единодушия и мира. А различные нестроения угрожали христианству лишь извне. На самом деле, всевозможные внутренние искушения стали постигать христиан еще в те далекие времена. Последователи Христа периодически забывали о своем высоком призвании и начинали, например, выяснять – кто из них обладает большими дарованиями от Бога, а кто меньшими. Больше всего конфликты в христианских общинах огорчали апостолов, учеников Спасителя, трудами которых многие из этих общин и возникли. Это вполне понятно. Представьте, сколько трудов стоило тому или иному апостолу основать христианскую Церковь в каком-нибудь городе римской империи! И вот в определенный момент в этой Церкви, созданной ценой неимоверного терпения и самоотвержения, начинаются конфликты, в которых христиане ведут себя почти как язычники. Об одном из таких конфликтов мы можем узнать из послания апостола Павла к христианам города Эфес. Эфес был одним из самых дорогих сердцу апостола городов. Здесь он прожил, ежедневно проповедуя, три года и оставил после себя крепкую общину, о неожиданных внутренних проблемах которой узнал находясь по лживому навету в римской тюрьме. Желая помочь дорогой его сердцу Эфесской церкви, из мрачных застенков Рима в 63 году апостол Павел направил христианам Эфеса послание, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 4.7 каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. 4.8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. 4.9 А «восшел» что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 4.10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. 4.11 И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, 4.12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 4.13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
После ухода Павла из Эфеса местные христиане сначала жили в мире, но затем среди них начались нестроения. Эфесяне стали составлять что-то наподобие рейтинга – кто из них обладает бОльшими духовными дарованиями, а кто меньшими. Одна из главных особенностей существования ранней Церкви состояла в том, что ее члены обладали необычными способностями – кто-то из древних христиан по вдохновению свыше мог говорить на иностранных языках, кто-то – пророчествовать о будущем, кто-то из них был способен с воодушевлением учить других христианскому вере и Священному Писанию. Некоторые совмещали в себе несколько духовных дарований. Большое количество способностей у одних христиан Эфеса вызывало зависть у других. Зависть и послужила основной причиной конфликтов в эфесской общине. Апостол Павел, направляя свое послание в Эфес, призывал местных христиан не заниматься пустыми спорами, а довериться Богу. Павел прямо говорит, что только от Христа зависит, кому и какой дар ниспослать. Бог лучше знает, кому какое дарование подходит. При этом христианин не должен пассивно относиться к своей духовной жизни. Божественный дар приходит лишь к тому, кто стремится подражать Спасителю. Как Христос получил власть над миром, проявив смирение перед Небесным Отцом, так и христианин должен жить с покаянием в сердце, благодаря чему только и может принять дар от Бога. Различные духовные дарования продолжают жить в Православной Церкви. Они не столь очевидны, как в древности, но они есть. В Церкви по-прежнему имеются люди, способные на чудеса и мудрое духовное руководство. Как тогда, в древности, так и сегодня это необходимо для созидания церковной жизни, для того, чтобы все христиане стремились духовной прогрессировать, беря в пример более совершенных собратьев по вере. Различные духовные дарования позволяют также Церкви развиваться в целом, внутренне совершенствоваться, по слову апостола Павла, возрастать в меру полного возраста Христова.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер