Послание святого апостола Павла к Ефесянам. Глава 4, стихи 7-13.
Некоторые полагают, что существование древней Церкви было легким и безоблачным. Якобы на этапе своей ранней истории христианские общины находились в состоянии внутреннего единодушия и мира. А различные нестроения угрожали христианству лишь извне. На самом деле, всевозможные внутренние искушения стали постигать христиан еще в те далекие времена. Последователи Христа периодически забывали о своем высоком призвании и начинали, например, выяснять – кто из них обладает большими дарованиями от Бога, а кто меньшими. Больше всего конфликты в христианских общинах огорчали апостолов, учеников Спасителя, трудами которых многие из этих общин и возникли. Это вполне понятно. Представьте, сколько трудов стоило тому или иному апостолу основать христианскую Церковь в каком-нибудь городе римской империи! И вот в определенный момент в этой Церкви, созданной ценой неимоверного терпения и самоотвержения, начинаются конфликты, в которых христиане ведут себя почти как язычники. Об одном из таких конфликтов мы можем узнать из послания апостола Павла к христианам города Эфес. Эфес был одним из самых дорогих сердцу апостола городов. Здесь он прожил, ежедневно проповедуя, три года и оставил после себя крепкую общину, о неожиданных внутренних проблемах которой узнал находясь по лживому навету в римской тюрьме. Желая помочь дорогой его сердцу Эфесской церкви, из мрачных застенков Рима в 63 году апостол Павел направил христианам Эфеса послание, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 4.7 каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. 4.8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. 4.9 А «восшел» что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 4.10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. 4.11 И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, 4.12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 4.13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
После ухода Павла из Эфеса местные христиане сначала жили в мире, но затем среди них начались нестроения. Эфесяне стали составлять что-то наподобие рейтинга – кто из них обладает бОльшими духовными дарованиями, а кто меньшими. Одна из главных особенностей существования ранней Церкви состояла в том, что ее члены обладали необычными способностями – кто-то из древних христиан по вдохновению свыше мог говорить на иностранных языках, кто-то – пророчествовать о будущем, кто-то из них был способен с воодушевлением учить других христианскому вере и Священному Писанию. Некоторые совмещали в себе несколько духовных дарований. Большое количество способностей у одних христиан Эфеса вызывало зависть у других. Зависть и послужила основной причиной конфликтов в эфесской общине. Апостол Павел, направляя свое послание в Эфес, призывал местных христиан не заниматься пустыми спорами, а довериться Богу. Павел прямо говорит, что только от Христа зависит, кому и какой дар ниспослать. Бог лучше знает, кому какое дарование подходит. При этом христианин не должен пассивно относиться к своей духовной жизни. Божественный дар приходит лишь к тому, кто стремится подражать Спасителю. Как Христос получил власть над миром, проявив смирение перед Небесным Отцом, так и христианин должен жить с покаянием в сердце, благодаря чему только и может принять дар от Бога. Различные духовные дарования продолжают жить в Православной Церкви. Они не столь очевидны, как в древности, но они есть. В Церкви по-прежнему имеются люди, способные на чудеса и мудрое духовное руководство. Как тогда, в древности, так и сегодня это необходимо для созидания церковной жизни, для того, чтобы все христиане стремились духовной прогрессировать, беря в пример более совершенных собратьев по вере. Различные духовные дарования позволяют также Церкви развиваться в целом, внутренне совершенствоваться, по слову апостола Павла, возрастать в меру полного возраста Христова.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема