Послание святого апостола Павла к Ефесянам. Глава 4, стихи 7-13.
Некоторые полагают, что существование древней Церкви было легким и безоблачным. Якобы на этапе своей ранней истории христианские общины находились в состоянии внутреннего единодушия и мира. А различные нестроения угрожали христианству лишь извне. На самом деле, всевозможные внутренние искушения стали постигать христиан еще в те далекие времена. Последователи Христа периодически забывали о своем высоком призвании и начинали, например, выяснять – кто из них обладает большими дарованиями от Бога, а кто меньшими. Больше всего конфликты в христианских общинах огорчали апостолов, учеников Спасителя, трудами которых многие из этих общин и возникли. Это вполне понятно. Представьте, сколько трудов стоило тому или иному апостолу основать христианскую Церковь в каком-нибудь городе римской империи! И вот в определенный момент в этой Церкви, созданной ценой неимоверного терпения и самоотвержения, начинаются конфликты, в которых христиане ведут себя почти как язычники. Об одном из таких конфликтов мы можем узнать из послания апостола Павла к христианам города Эфес. Эфес был одним из самых дорогих сердцу апостола городов. Здесь он прожил, ежедневно проповедуя, три года и оставил после себя крепкую общину, о неожиданных внутренних проблемах которой узнал находясь по лживому навету в римской тюрьме. Желая помочь дорогой его сердцу Эфесской церкви, из мрачных застенков Рима в 63 году апостол Павел направил христианам Эфеса послание, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 4.7 каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. 4.8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. 4.9 А «восшел» что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 4.10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. 4.11 И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, 4.12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 4.13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
После ухода Павла из Эфеса местные христиане сначала жили в мире, но затем среди них начались нестроения. Эфесяне стали составлять что-то наподобие рейтинга – кто из них обладает бОльшими духовными дарованиями, а кто меньшими. Одна из главных особенностей существования ранней Церкви состояла в том, что ее члены обладали необычными способностями – кто-то из древних христиан по вдохновению свыше мог говорить на иностранных языках, кто-то – пророчествовать о будущем, кто-то из них был способен с воодушевлением учить других христианскому вере и Священному Писанию. Некоторые совмещали в себе несколько духовных дарований. Большое количество способностей у одних христиан Эфеса вызывало зависть у других. Зависть и послужила основной причиной конфликтов в эфесской общине. Апостол Павел, направляя свое послание в Эфес, призывал местных христиан не заниматься пустыми спорами, а довериться Богу. Павел прямо говорит, что только от Христа зависит, кому и какой дар ниспослать. Бог лучше знает, кому какое дарование подходит. При этом христианин не должен пассивно относиться к своей духовной жизни. Божественный дар приходит лишь к тому, кто стремится подражать Спасителю. Как Христос получил власть над миром, проявив смирение перед Небесным Отцом, так и христианин должен жить с покаянием в сердце, благодаря чему только и может принять дар от Бога. Различные духовные дарования продолжают жить в Православной Церкви. Они не столь очевидны, как в древности, но они есть. В Церкви по-прежнему имеются люди, способные на чудеса и мудрое духовное руководство. Как тогда, в древности, так и сегодня это необходимо для созидания церковной жизни, для того, чтобы все христиане стремились духовной прогрессировать, беря в пример более совершенных собратьев по вере. Различные духовные дарования позволяют также Церкви развиваться в целом, внутренне совершенствоваться, по слову апостола Павла, возрастать в меру полного возраста Христова.
Мечтатель

Фото: Jeremy Stewardson / Unsplash
Жил-был на свете один мечтательный мальчик. Целыми днями он что-нибудь фантазировал, да матери сказки рассказывал, а никакая крестьянская работа ему в руки не давалась.
Однажды мать позвала его и говорит:
— Сынок, ты уже вырос, пора тебе самому зарабатывать себе на жизнь. Если не хочешь работать в поле, то ступай в город и найди там себе какое-нибудь дело.
Отправился парнишка в город на базар искать работу. Весь день ходил он мимо прилавков, а под вечер подошёл к нему незнакомый старичок и попросил:
— Помоги мне донести горшок с простоквашей до дома. Я заплачу тебе за это две медных монетки. Ну, так как, возьмёшься?
Поразмыслив, парень согласился. Это была маленькая сумма, однако всё же лучше, чем совсем ничего.
Поставив глиняный горшок на голову, по дороге он стал размышлять:
«Сегодня, получив две монетки, я не потрачу их, а куплю на них яйцо. Затем я положу яйцо в гнездо коршуна, что на дереве, которое растёт на заднем дворе моего дома. Через несколько дней из яйца вылупится цыплёнок, и я буду выращивать его. Когда курица станет взрослой, она начнёт нести яйца, и я буду собирать их и выводить из них цыплят. В конце концов, у меня будет несколько тысяч кур, и я начну на базаре торговать яйцами. На полученную прибыль я куплю несколько коров и буйволов, и заведу молочное хозяйство. Когда я буду обладать огромным богатством, все будут рады отдать мне в жёны своих дочерей, и я женюсь на дочери шаха. Однако куда я её приведу? Мне придётся выстроить для неё большой дворец. Он будет весь из мрамора, а комнаты я украшу драгоценными камнями. Люди будут приезжать со всех концов света только для того, чтобы увидеть мой дворец...»
Парень шёл по улице, поглощённый своими мыслями, и не заметил, как наступил на кожуру банана. Он поскользнулся и упал на дорогу. Глиняный горшок разбился вдребезги, и вся простокваша вылилась на землю.
— Посмотри, что ты наделал! Ты причинил мне большой урон, из-за тебя я лишился горшка с простоквашей! — рассердился его работодатель.
— И вы называете это уроном? Всего-то какой-то горшок! Вот я сейчас лишился всего своего огромного богатства: слуг, жены, великолепного дворца! — воскликнул парень.
Старик очень удивился, расспросил своего неловкого помощника, и вдруг заулыбался.
— Послушай, так ты мне как раз и нужен! Я служу домашним учителем в одном богатом доме, и каждую ночь дети просят, чтобы я им перед сном рассказывал сказки. Я вспомнил всё, что знал, но они просят новых, а без этого долго не хотят засыпать, и потом плохо учатся. Если ты согласишься каждый вечер рассказывать им свои небылицы, тебе будут щедро платить...
Всякие способности могут принести человеку счастье, если правильно их применить.
(по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.