Удивительно, но одним из самых горячих проповедников христианства был человек, который до того прославился тем, что, как никто, желал уничтожения учения Христа. Речь об апостоле Павле, которого до обращения в христианство звали Савлом. Савл был ярым сторонником иудаизма, большим ревнителем ветхозаветной религии, а потому считал христианство ужасной ересью. Все для него изменилось на дороге в Дамаск, куда он шел ради уничтожения местной христианской общины. Здесь ему явился Христос, Савл неожиданно для себя стал Павлом и прибыл в Дамаск совершенно иным человеком. Пытаясь искупить свою вину за жестокость по отношению к ученикам Спасителя, Павел более других апостолов потрудился на ниве проповеди Христа. В течение жизни он совершил четыре миссионерских путешествия по городам Римской империи, стараясь повсеместно основывать христианские общины. Впоследствии Павел очень заботился о судьбе обращенных им в христианство людей, но как можно судить по письменному наследию апостола дороже всех была ему христианская община греческого города Филиппы. Филиппы были когда-то столицей древнего македонского царства и свое название получили в честь отца Александра Македонского – царя Филиппа. Ко времени прихода Павла в 50 году Филиппы, как и вся Греция, входили в состав Римской империи. Филиппы стали первым европейским городом, в котором Павел основал христианскую общину. Жители Филипп с радостью откликнулись на проповедь апостола и впоследствии заботливо поддерживали его. Только от филиппийских христиан Павел принимал денежные пожертвования и только они помогали ему в дни тюремного заключения в Риме. Именно оттуда, из римских застенков, Павел направил филиппийцам послание, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения
Братья, 4.4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. 4.5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. 4.6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 4.7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. 4.8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. 4.9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте,– и Бог мира будет с вами.
Послание к филиппийцам выдержано в светлых тонах. Читая его, сложно поверить, что данный текст написан в тюрьме. Павел не только не жалуется на свое существование, но находит силы воодушевить христиан Филипп. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь», - пишет он и призывает филиппийских христиан явить миру пример настоящей христианской жизни, основанной на нелицемерной кротости, надежде на Бога и любви к людям. Призывает он их и к духовному постоянству - однажды выбрав Христа, филиппийцы, по слову апостола, должны держаться своей веры. Данное напоминание для филиппийских христиан было очень актуально, поскольку в их среде действовали так называемые иудеохристиане, евреи, ратовавшие за слияние христианства и иудаизма с сохранением ветхозаветных обычаев – обрезания, субботнего покоя, пищевых ограничений. Прозвучавший отрывок из послания к филиппийцам традиционно читается в день праздника Входа Господня в Иерусалим. Церковь этим как бы противопоставляет пример филиппийцев, которые мужественно стремились оставатся верными Спасителю, жителям Иерусалима, которые Христа сначала радостно встречали, а затем отправили на крестную казнь. Через послание к филиппийцам апостол Павел обращается и к современным православным христианам, призывает их быть верными Спасителю и напоминает им, что никакой подвиг, совершённый для Бога без ответного дара не остается. «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте,– и Бог мира будет с вами», - говорит он.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер