Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам. Глава 10, стихи 23-28.
Апостол Павел впервые посетил Коринф около 52 года нашей эры в рамках своего второго миссионерского путешествия по городам Римской империи. Прибыл туда он фактически вынужденно, так как не нашел отклика на свою проповедь в Афинах. Коринф был одним из самых крупных и влиятельных греческих городов Римской империи, поскольку стоял на пересечении многих торговых путей Средиземноморья. Сюда стремилось попасть множество иностранцев, желавших насладиться атмосферой древнего мегаполиса. Господствующей чертой жизни города, благодаря которой имя Коринфа вошло в историю, была роскошь и крайняя распущенность нравов его жителей. Но как ни парадоксально, именно Коринф, а не прочие, более благочестивые города империи, стал одним из мощнейших центров распространения христианства. Апостол Павел посвятил Коринфу большую часть времени своего миссионерского путешествия и впоследствии постоянно беспокоился за судьбу местных христиан. Беспокоился вполне обоснованно, так как велика еще была опасность их возвращения в язычество. В Коринфе с древних времен существовал развитый культ богини Афродиты. Ежедневно в храме богини совершались обильные жертвоприношения. Часть жертвенных продуктов доставалась жрицам, прочее направлялось на рынки для продажи или раздавалось бесплатно. Некоторые небогатые коринфяне-христиане брали у жриц идоложертвенную еду и употребляли ее в пищу. Это очень смущало их братьев по вере, особенно выходцев из иудейской среды. Многие из них утверждали, что христианину не следует вкушать пищу, освященную в честь языческих богов. Споры усиливались и превращались в противостояние, грозящее расколом в церковной общине. Не имея возможности вернуться в Коринф, апостол Павел направил его христианам послание, где среди прочих вопросов уделил место и проблеме вкушение идоложертвенной пищи. Этот отрывок читается сегодня утром в храме во время богослужения:
Братья, 23 всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает. 24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. 25 Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; 26 ибо Господня земля, и что́ наполняет ее. 27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. 28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,– то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.
Апостол Павел подошел к проблеме вкушения идоложертвенной пищи как мудрый педагог. С одной стороны, он подчёркивает – идолы не властны над христианином. Они – ничто перед величием Бога. Поэтому пища, освященная в храме Афродиты ее жрицами, не способна повредить христианину. Любое растение, любое животное существует на земле только потому, что так повелел Бог. Если язычники посвящают что-то своим богам – это их беда. Христианин же свободен от языческих предрассудков. Вред может принести иное. Если христианин употребляет в пищу идоложертвенную еду, повторимся, себе он не повредит. Но если он делает это на глазах у других христиан, которые брезгуют продуктами из храма Артемиды, он может смутить этих людей, ввести их в грех осуждения. Апостол Павел призывал коринфян не обижать и не смущать братьев по вере. В послании он говорит: «Если кто скажет вам: это идоложертвенное,– то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести». Замечание апостола касается не только вкушения пищи, но и поведения человека в целом. Христианину не следует смущать окружающих своими поступками, даже если они (эти поступки) делаются с чистой совестью. Ученик Спасителя не должен провоцировать других своим поведением, даже если оно оправдано благими целями. Призыв апостола Павла остается актуальным и в наши дни. Поэтому стоит запомнить главную мысль сегодняшнего богослужебного отрывка из послания апостола Павла к жителям Коринфа: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема