Апостол Павел вошел в историю как один из самых ярких проповедников христианского вероучения. В течение своей жизни он совершил четыре многолетних путешествия по провинциям Римской империи, в результате чего во многих городах Средиземноморского региона появились христианские общины. Жизнь Павла была чрезвычайно насыщенной – по его воспоминаниям, ежедневно он рассказывал о Христе соплеменникам-евреям и представителям иных народов. Биография апостола выглядит тем более удивительной, что в молодости он не только не был христианином, но являлся ярым гонителем последователей Спасителя. Однако Христос, чудесным образом явившийся Савлу (так в те годы звали Павла) на дороге в Дамаск, сделал из гонителя Савла великого апостола Павла. Павел не только занимался устной проповедью, но и оставил после себя солидное письменное наследие. Из двадцати семи книг, входящих в состав новозаветной части Библии, четырнадцать принадлежат перу Павла. Все они представляют собой послания к христианским общинам тех или иных городов, а также частным лицам, с которым Павел был дружен. Христианской общине города Коринф апостол писал дважды. В первом послании к коринфским христианам, отрывок из которого читается сегодня утром, апостол излагает историю своего внутреннего перерождения.
Братья, 15.1 Напоминаю вам Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 15.2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. 15.3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 15.4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, 15.5 и что явился Кифе, потом двенадцати; 15.6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо́льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили;15.7 потом явился Иакову, также всем апостолам; 15.8 а после всех явился и мне, как некоему извергу. 15.9 Ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию. 15.10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. 15.11 Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Свое первое послание к коринфским христианам апостол Павел написал вынужденно. Основав общину в этом крупном портовом городе в 52 году, он продолжил свое миссионерское путешествие. Однако вскоре Павел получил из Коринфа неутешительные известия – местные христиане стали массово пренебрегать заповедями и нормами евангельской морали. Апостол не имел возможности вернуться в Коринф, поэтому и направил его христианам послание. В нем он не только предостерегает читателей от легкомысленного отношения к духовной жизни, но и пытается воодушевить тех из них, кто уже омрачил совесть каким-то грехом. Христианская вера для апостола Павла – это возможность в корне изменить свою жизнь и исправить ошибки прошлого. В качестве примера такого внутреннего перерождения он приводит себя самого. Свое состояние в момент чудесной встречи со Христом на дороге в Дамаск Павел называет состоянием изверга. Здесь же он объясняет смысл своего имени – Павел, данного ему вместо прежнего – Савл. Павел с греческого переводится как «меньший» и означает смирение апостола перед прочими учениками Христа. Павел пишет также, что, желая искупить свое прошлое, он более других апостолов потрудился в деле проповеди учения Спасителя. Впрочем, тут же оговаривается, что всеми своими успехами он обязан благодати Божией. Напомнив коринфским христианам о перипетиях своей жизни, апостол Павел призывает их вернуться к добродетельной христианской жизни, к нравственным принципам Евангелия, которое им было проповедано. По мнению Павла, если ему Бог дал возможность в корне преобразить свою жизнь, подобный шанс имеется и у каждого человека. И им необходимо воспользоваться.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер