Библейская книга Деяний святых апостолов дает своему читателю удивительную возможность не только узнать о корнях той или иной христианской традиции, но и мысленно посетить древние города Европы и Азии. Автор книги Деяний, святой апостол Лука, подобно древним историкам-хронистам постарался зафиксировать в тексте мельчайшие детали истории развития древней христианской Церкви. Благодаря святому Луке читатель может стать свидетелем того, как зарождалась Церковь, как она стараниями апостолов постепенно распространялась по территории Римской империи. Благодаря книге Деяний можно также узнать, как появлялись те или иные христианские традиции, воспринимаемые сегодня просто как данность. Хорошей иллюстрацией здесь может служить почитание воскресного дня. На современном этапе истории воскресенье многими воспринимается как конец недели и выходной. Хотя уже само название «воскресенье» свидетельствует о том, что данный день недели посвящен воспоминанию Воскресения из мертвых Спасителя Иисуса Христа. В раннехристианской среде к воскресенью относились принципиально иначе. Древние последователи Христа, проводя различие между собой и иудеями, соблюдали молитвенный покой не в субботу, а на следующий день, воскресенье, посвященный пасхальному чуду. Кроме того, воскресенье воспринималось не как окончание недели, а как ее вершина и начало. Поэтому воскресенье именовалось первым днем, как, например, в 20-ой главе книги Деяний, отрывок из которой читается сегодня во время утреннего богослужения:
В те дни 20.7 в первый день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. 20.8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. 20.9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. 20.10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. 20.11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. 20.12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.
В прозвучавшем отрывке автор Деяний святой Лука описывает посещение апостолом Павлом города Александрии Троадской или просто Троады. Троада была основана примерно в четвертом веке до Рождества Христова военачальником Александра Македонского Лисимахом и названа им в честь своего умершего к тому времени предводителя - Александрией. Троада располагалась в северо-западной части Малой Азии к югу от легендарной Трои на самом берегу Эгейского моря. В первом веке по Рождестве Христовом Троада была развитым городом, одним из важных торговых центров малоазийского региона. Апостол Павел не планировал долго оставаться в Троаде, желая на следующий день продолжить свое миссионерское путешествие. Поэтому Павел сразу собрал местных христиан для обстоятельной беседы и совершения Евхаристии. Встреча состоялась в горнице, то есть на третьем этаже здания. Сначала апостол решил произнести проповедь. И речь его была довольно долгой. Воскресенье в те времена не было выходным днем, поэтому все собравшиеся пришли на встречу с Павлом после трудового дня. Один из собравшихся, юноша по имени Евтих, был очень утомлен, во время проповеди заснул и случайно выпал из окна. От падения Евтих скончался. Павел, возможно виня себя за его кончину, одним из первых выбежал на улицу, обнял умершего и неожиданно для всех сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. После этого Павел вернулся в горницу, где совершил таинство Причастия. В те годы Евхаристия совершалась так: после трапезы апостолы благословляли хлеб и чашу с вином, которые благодатным образом становились Телом и Кровью Христовыми. К моменту Причастия в горницу поднялся Евтих, который чудесным образом ожил и вместе с другими христианами вкусил освященных хлеба и вина. На утро апостол Павел и его спутник, святой Лука, продолжили свой путешествие, описание которого мы также можем найти в книге Деяний святых апостолов.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема