Библейская книга Деяний святых апостолов дает своему читателю удивительную возможность не только узнать о корнях той или иной христианской традиции, но и мысленно посетить древние города Европы и Азии. Автор книги Деяний, святой апостол Лука, подобно древним историкам-хронистам постарался зафиксировать в тексте мельчайшие детали истории развития древней христианской Церкви. Благодаря святому Луке читатель может стать свидетелем того, как зарождалась Церковь, как она стараниями апостолов постепенно распространялась по территории Римской империи. Благодаря книге Деяний можно также узнать, как появлялись те или иные христианские традиции, воспринимаемые сегодня просто как данность. Хорошей иллюстрацией здесь может служить почитание воскресного дня. На современном этапе истории воскресенье многими воспринимается как конец недели и выходной. Хотя уже само название «воскресенье» свидетельствует о том, что данный день недели посвящен воспоминанию Воскресения из мертвых Спасителя Иисуса Христа. В раннехристианской среде к воскресенью относились принципиально иначе. Древние последователи Христа, проводя различие между собой и иудеями, соблюдали молитвенный покой не в субботу, а на следующий день, воскресенье, посвященный пасхальному чуду. Кроме того, воскресенье воспринималось не как окончание недели, а как ее вершина и начало. Поэтому воскресенье именовалось первым днем, как, например, в 20-ой главе книги Деяний, отрывок из которой читается сегодня во время утреннего богослужения:
В те дни 20.7 в первый день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. 20.8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. 20.9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. 20.10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. 20.11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. 20.12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.
В прозвучавшем отрывке автор Деяний святой Лука описывает посещение апостолом Павлом города Александрии Троадской или просто Троады. Троада была основана примерно в четвертом веке до Рождества Христова военачальником Александра Македонского Лисимахом и названа им в честь своего умершего к тому времени предводителя - Александрией. Троада располагалась в северо-западной части Малой Азии к югу от легендарной Трои на самом берегу Эгейского моря. В первом веке по Рождестве Христовом Троада была развитым городом, одним из важных торговых центров малоазийского региона. Апостол Павел не планировал долго оставаться в Троаде, желая на следующий день продолжить свое миссионерское путешествие. Поэтому Павел сразу собрал местных христиан для обстоятельной беседы и совершения Евхаристии. Встреча состоялась в горнице, то есть на третьем этаже здания. Сначала апостол решил произнести проповедь. И речь его была довольно долгой. Воскресенье в те времена не было выходным днем, поэтому все собравшиеся пришли на встречу с Павлом после трудового дня. Один из собравшихся, юноша по имени Евтих, был очень утомлен, во время проповеди заснул и случайно выпал из окна. От падения Евтих скончался. Павел, возможно виня себя за его кончину, одним из первых выбежал на улицу, обнял умершего и неожиданно для всех сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. После этого Павел вернулся в горницу, где совершил таинство Причастия. В те годы Евхаристия совершалась так: после трапезы апостолы благословляли хлеб и чашу с вином, которые благодатным образом становились Телом и Кровью Христовыми. К моменту Причастия в горницу поднялся Евтих, который чудесным образом ожил и вместе с другими христианами вкусил освященных хлеба и вина. На утро апостол Павел и его спутник, святой Лука, продолжили свой путешествие, описание которого мы также можем найти в книге Деяний святых апостолов.
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

2 Тим., 293 зач., II, 11-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко, рассуждая о пути спасения, по которому они идут, верующие говорят так, будто бы основные усилия предпринимают именно они, в то время как Бог просто ждёт их в конце пути. Одних, чтобы наградить, а других, чтобы наказать. Но так ли всё обстоит на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
В своё время иудеи, размышлявшие над страницами Ветхого Завета, решили, что Бог управляет миром, руководствуясь принципом «мера за меру», то есть действует в отношениях с человеком сообразно с человеческим же поведением. Подобный подход вполне естественен, если рассуждать о Боге по-человечески. В конце концов неслучайно через века слова апостола Павла, что посеет человек, то и пожнёт, вошли в пословицу. Естественно, очень многое зависит от наших человеческих усилий, но только ли от них? На первый взгляд да. Так, в сегодняшнем чтении апостол Павел говорит: если мы умерли со Христом, то с Ним и оживём. Для него, как для верующего, очевидно, что человек, который умирает для греха в Таинстве крещения, не просто выходит из воды, но обновляется духовно, воскресая к новой жизни во Христе. Далее: если терпим испытания в этой земной жизни — с Ним будем царствовать, а если отречёмся от Него, Он отречётся от нас. Эти слова кажутся ещё более явной иллюстрацией древнего принципа. Кроме того, в данном случае апостол явно цитирует Самого Спасителя, который сказал, что постыдится перед Отцом Своим того, кто постыдится Его Самого перед людьми. Но что такое отречься или отказаться в ответ? Это значит согласиться с тем, что между вами нет связи, просто признать реальность отречения того, кто первым отрёкся. Однако это не означает для Бога изменить Своей любви. Потому что, даже если мы оказываемся неверны, Он всё равно остаётся верен. Верен в первую очередь Самому Себе, а значит верен Своей любви и от Себя отречься не может. И это утверждение прекрасно иллюстрирует вся история спасения, в которой есть место наказанию и есть место спасению. Так, Адам и Ева неверны, но Он верен — они изгоняются из рая, но им же предсказывается рождение Спасителя; иудеи неверны и нередко отпадают от истинны, их уводят в плен, но в их среде рождается Мессия. Иными словами, мера Божия, хотя и сообразуется с мерой человеческой, до конца человеческой равна не становится. Бог изначально знал, какой путь изберёт человек, а это значит, что любви к нам в Нём изначально больше, чем в любом человеке или даже во всём человечестве к Нему. Если мы любим Его, то любим в ответ, потому что Он первым возлюбил нас. Если не любим, Он не может назвать нас своими и отрекается, признавая нашу свободу. Но Он не отрекается от Себя.
Собственно, именно в этом неравенстве нашей любви присутствует залог нашей же надежды. Апостол призывает Тимофея, а вместе с ним и нас, стремиться к неукоризненной жизни, удаляясь глупого и ненужного пустословия и споров. Эти споры вносят смуту и могут казаться тем, что совершенно разрушает христианскую жизнь отдельного человека и церковную жизнь в целом. Но благая весть, которую сообщает нам апостол, в том, что Церковь имеет твёрдое основание и всегда будет стоять, ведь Господь знает своих. А нам, чтобы оставаться для Него своими, надо избегать всякого неправедного пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Тихон Задонский об осуждении». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные осуждению, из книги святителя Тихона Задонского «Об истинном христианстве».
«Осуждение, оклеветание, злословие суть сродные пороки и суть плоды необузданного языка и сердца, страхом Божиим не огражденного. Осуждение же не только языком, но и мыслью, жестом, киванием головой, вздохом, смехом и прочим образом бывает».
С этой цитаты святителя Тихона Задонского началось обсуждение. Разговор шел о том, какие причины видит святитель Тихон в появлении страсти осуждения, почему она так распространена и какие советы по борьбе с осуждением можно найти в книге «Об истинном христианстве».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Детская мебель для Конаковского Дома ребёнка

Больше 30 лет в городе Конаково Тверской области работает специализированный Дом ребёнка. Здесь живут малыши и подростки с инвалидностью, которые по разным причинам оказались в трудных обстоятельствах. Местные педагоги, психологи и медики занимаются их здоровьем и обучением, помогают пережить психологические травмы.
Среди тех, кто получил здесь поддержку — трёхлетний Серёжа. Органы опеки отправили его в Дом ребёнка на время. Родители мальчика не справлялись со своими обязанностями, и в какой-то момент стало ясно, что всей семье необходима помощь. Педагоги и психологи долго работали с Серёжей. Здесь некогда замкнутый малыш начал улыбаться и смеяться, с удовольствием учиться новому. А пока он находился в Доме ребёнка, с его родными тоже общались специалисты. В результате такой комплексной помощи обстановка и отношения в семье наладились, и Серёжа смог вернуться домой, где он продолжает развиваться и познавать мир.
Через Дом ребёнка в Конаково, проходят множество ребят с инвалидностью. Кто-то возвращается в свои семьи или обретает новые, а кто-то задерживается тут надолго.
Важно, чтобы все подопечные дети жили в комфорте, могли здесь свободно играть, отдыхать и учиться. В связи с этим в учреждении назрела необходимость обновить мебель в детских группах.
Конаковский Дом ребёнка поддерживает Тверской фонд «Рука помощи». На сайте фонда можно узнать о том, какая именно помощь нужна Дому и при желании сделать любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов