Библейская книга Деяний святых апостолов дает своему читателю удивительную возможность не только узнать о корнях той или иной христианской традиции, но и мысленно посетить древние города Европы и Азии. Автор книги Деяний, святой апостол Лука, подобно древним историкам-хронистам постарался зафиксировать в тексте мельчайшие детали истории развития древней христианской Церкви. Благодаря святому Луке читатель может стать свидетелем того, как зарождалась Церковь, как она стараниями апостолов постепенно распространялась по территории Римской империи. Благодаря книге Деяний можно также узнать, как появлялись те или иные христианские традиции, воспринимаемые сегодня просто как данность. Хорошей иллюстрацией здесь может служить почитание воскресного дня. На современном этапе истории воскресенье многими воспринимается как конец недели и выходной. Хотя уже само название «воскресенье» свидетельствует о том, что данный день недели посвящен воспоминанию Воскресения из мертвых Спасителя Иисуса Христа. В раннехристианской среде к воскресенью относились принципиально иначе. Древние последователи Христа, проводя различие между собой и иудеями, соблюдали молитвенный покой не в субботу, а на следующий день, воскресенье, посвященный пасхальному чуду. Кроме того, воскресенье воспринималось не как окончание недели, а как ее вершина и начало. Поэтому воскресенье именовалось первым днем, как, например, в 20-ой главе книги Деяний, отрывок из которой читается сегодня во время утреннего богослужения:
В те дни 20.7 в первый день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. 20.8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. 20.9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. 20.10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. 20.11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. 20.12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.
В прозвучавшем отрывке автор Деяний святой Лука описывает посещение апостолом Павлом города Александрии Троадской или просто Троады. Троада была основана примерно в четвертом веке до Рождества Христова военачальником Александра Македонского Лисимахом и названа им в честь своего умершего к тому времени предводителя - Александрией. Троада располагалась в северо-западной части Малой Азии к югу от легендарной Трои на самом берегу Эгейского моря. В первом веке по Рождестве Христовом Троада была развитым городом, одним из важных торговых центров малоазийского региона. Апостол Павел не планировал долго оставаться в Троаде, желая на следующий день продолжить свое миссионерское путешествие. Поэтому Павел сразу собрал местных христиан для обстоятельной беседы и совершения Евхаристии. Встреча состоялась в горнице, то есть на третьем этаже здания. Сначала апостол решил произнести проповедь. И речь его была довольно долгой. Воскресенье в те времена не было выходным днем, поэтому все собравшиеся пришли на встречу с Павлом после трудового дня. Один из собравшихся, юноша по имени Евтих, был очень утомлен, во время проповеди заснул и случайно выпал из окна. От падения Евтих скончался. Павел, возможно виня себя за его кончину, одним из первых выбежал на улицу, обнял умершего и неожиданно для всех сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. После этого Павел вернулся в горницу, где совершил таинство Причастия. В те годы Евхаристия совершалась так: после трапезы апостолы благословляли хлеб и чашу с вином, которые благодатным образом становились Телом и Кровью Христовыми. К моменту Причастия в горницу поднялся Евтих, который чудесным образом ожил и вместе с другими христианами вкусил освященных хлеба и вина. На утро апостол Павел и его спутник, святой Лука, продолжили свой путешествие, описание которого мы также можем найти в книге Деяний святых апостолов.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»