Гость программы — Андрей Владисловович Рачинский, доктор истории, профессор Института восточных языков и цивилизаций в Париже.
Ведущий: Алексей Козырев
А. Козырев
— Добрый вечер, дорогие друзья! В эфире Радио ВЕРА программа «Философские ночи» и с вами ее ведущий Алексей Козырев, сегодня мы поговорим об истоках русской духовности. У нас сегодня в гостях уже, можно сказать, наш традиционный гость, доктор истории, профессор Института восточных языков и цивилизаций в Париже, Андрей Владиславович Рачинский. Здравствуй, Андрей!
А. Рачинский
— Здравствуй, Алеша!
А. Козырев
— Ну вот о чем сегодня мы будем говорить? Я думаю, что о твоем патроне, и даже, может быть, есть разные Андреи у разных людей, но вот есть общее, что их объединяет — это апостол Андрей Первозванный. Казалось бы, какое отношение апостол имеет к философии? Он не философ, не написал ни одного философского трактата, но ведь вся русская мысль, русская философия тоже связана с православием, с христианством, даже когда русские философы пытались держать фронду, изображать из себя вольномыслящих, все равно это то или иное отношение к нашей духовной традиции, и вот вопрос об истоках этой духовной традиции — это один из самых интересных и самых непростых вопросов. Вообще говоря, традиционно принято считать, что наша цивилизация, русская цивилизация рождается от купели Херсонеса, от крещения Владимира и от крещения киевлян в Днепре в 988 году, 1000-летие Крещения Руси мы отмечали в конце прошлого века, с этого началось такое возрождение христианской веры, восстановление храмов. Но всегда можно попытаться посмотреть дальше и задать себе вопрос о начатке христианства, начатке христианской культуры: не были ли они раньше, не присутствовали ли они в истории нашей цивилизации, и, может быть, сама эта история имеет не только тысячу лет, а гораздо более глубоко уходит её корни? И вот здесь как раз возникла идея обратиться к Андрею Первозванному, потому что мы с тобой говорили о том, что ряд таких авторитетных церковных историков, как профессор Голубинский, профессор Карташёв вслед за ним, говорили о том, что Андрея Первозванного никогда на Руси не было, что ему нечего делать было у скифов и варягов, и что это миф об апостольской миссии апостола Андрея, придуманный позже — ну, каждая цивилизация старается себя состарить, сделать более древней, так ли это?
А. Рачинский
— Да, ты абсолютно прав, и наш первый историк, преподобный Нестор Летописец, начинает свою историю, историю Руси, с апостола Андрея Первозванного, вот он пришёл на Русь, он крестил Русь, пишет он в «Повести временных лет» — это источник нашей истории, и он начинается с апостола Андрея Первозванного. И, как говорят другие историки, у нас нет никаких оснований сомневаться в том, что он был на Руси. Да, в конце XIX века позитивисты, к которым относился Голубинский, и потом Антон Карташёв, они в этом сомневались.
А. Козырев
— «Позитивисты» — это тоже философский термин, да? Это люди, которые, как Фома неверующий, должны потрогать. Вот если потрогать нельзя, то этого нет.
А. Рачинский
— Этого не было, да, и для них это всё легенды, такие благочестивые легенды, которые были придуманы уже после, во времена Нестора Летописца, что на самом деле апостол не был у скифов и быть не мог, потому что скифы были дикими, это были дикари и что там делать у дикарей, вообще у дикарей нечего делать.
А. Козырев
— Но как же тогда апостольская миссия, кого же просвещать — просвещенных римлян?
А. Рачинский
— В том-то и дело, да. И они исходили из того, что это всё было придумано, что крест апостол Андрей Первозванный в Киеве не ставил, он не оставил своего посоха в Новгороде, монастырей он не основал Валаамского и Коневецкого, и вообще это всё легенда, что всё это было придумано. Дело в том, что так рассуждать могут только люди неверующие, потому что, если уж говорить серьёзно, то Евангелие — это тоже предание, у нас, например, в Евангелии ничего не сказано о Богородице, о Рождестве Богородицы и об Успении Богородицы, это всё из апокрифов, однако мы празднуем праздники и Рождества Богородицы, и Успения, и никто не сомневается в этом, хотя в Евангелии об этом ничего не сказано.
А. Козырев
— Не сомневаются верующие. Люди неверующие сомневаются во всём, в том числе и в историчности Иисуса Христа.
А. Рачинский
— Совершенно верно. И вот, если сравнивать, например, русскую историографию и грузинскую, предположим, шотландскую, абхазскую, английскую — они не сомневаются в том, что апостол Андрей был в Грузии, что он был в Абхазии, что он был у аланов, то есть у нынешних осетин, что он был, например, в Шотландии. Датчане уверены в том, что он прошел через Балтийское море, был в Дании. Шотландцы выбрали национальным флагом Андреевский флаг, вот флаг Шотландии — это Андреевский флаг, о почти как у нас, только обратные цвета: там белый крест на синем фоне, а у нас синий крест на белом фоне. То есть никто в этом не сомневается. Румыны абсолютно убеждены, что Андрей Первозванный был родоначальником Румынской Церкви, он оставил епископа в городе То́мы, это сейчас Конста́нца, он прошел потом до Варны, Варна называлась Оде́ссос, тогда он оставил епископа, как он оставил епископа в Сухуми, тогда это был город Севастополь — Севасто́полис, он оставил епископов в Керчи, на Тамани. В этом никто не сомневается, только вот наши профессора в этом сомневаются. И меня еще удивляло, как ты правильно сказал, я сам Андрей, и меня, как Андрея, всегда удивляло, что на Руси до сих пор нет ни одного монастыря апостола Андрея Первозванного, нашего первокрестителя.
А. Козырев
— Ну вот мы в Андреевском монастыре, но он наречен в честь Андрея Стратилата, Андрея Воина, хотя это древний монастырь, допетровский ещё.
А. Рачинский
— Это древний монастырь, совершенно верно, но он не Андрея Первозванного. И вообще на Руси, я вот пытался найти, но не нашел ни одного монастыря Андрея Первозванного. Есть монастыри его брата Петра, Петра и Павла, сколько угодно, а вот Андрея Первозванного нет. В Москве нет ни одной церкви Андрея Первозванного, ну маленькую церковку кладбище я нашел, но в Москве Первопрестольной нет ни одной церкви Андрея Первозванного. Единственная церковь Андрея Первозванного — это англиканская церковь в центре Москвы, англиканская. Вот англичане не сомневаются, что Андрей Первозванный крестил будущую Англию, ещё Англии не было, он крестил местные народы. Это удивительный парадокс.
А. Козырев
— Но ведь высший орден Российской империи — орден Андрея Первозванного, и сейчас мы к этому вернулись, это разве не есть признание?
А. Рачинский
— Это признание, я об этом скажу немножко попозже, мы к этому вернёмся, это уже роль Петра I. Вот Пётр I, он на самом деле ввёл культ Андрея Первозванного, он учредил, как мы знаем, орден Андрея Первозванного, Андреевский флаг для русского флота, и там целый ряд действий был с его стороны, он построил церковь Андрея Первозванного на Васильевском острове, он построил церковь Андрея Первозванного в Кронштадте, где служил Иоанн Кронштадтский, он приказал построить церковь, которая будет построена позже уже его дочерью Елизаветой — в Киеве и так далее. То есть, есть следы, и вот Пётр в этом не сомневался, но сомневались наши профессора. И парадокс в том, что все народы, у которых Андрей был, он шёл по берегу Чёрного моря, он трижды ходил по Чёрному морю, было три таких вот миссии его, он шёл как бы против часовой стрелки по городам черноморским и восточного берега, и северного берега, он был в Крыму, он был в Херсонесе, тут вопросов нет. Он шёл с учениками, с ним было много учеников, и в каждом городе он оставлял ученика, как епископа. И Нестор Летописец рассказывает, что от Херсонеса апостол Андрей поднимается по Днепру до будущего Киева, может быть, Киев тогда так не назывался, и водрузил там крест, и сказал, что вот здесь будет великий христианский город, у нас нет никаких оснований сомневаться в том, что это было возможно. Вообще вопрос, в принципе, и Голубинским, и Карташёвым неправильно поставлен. Вопрос ставится так: мог ли он? Да, несомненно, мог. Дело в том, что в Киеве сейчас находят римские монеты I века, то есть эпохи Андрея Первозванного. Кроме того, наши богословы или историки Церкви, они совершенно не знают истории, и они не знают о том, что, например, было Боспорское царство на юге России, на юге современной Новороссии было Боспорское царство, оно шло от Болгарии современной до Кавказа, вот по северному берегу. Мы прекрасно знаем имена царей, времена их правления, годы, там выбиты монеты, и, в частности, конец I века, когда Андрей Первозванный был, мы прекрасно знаем этих царей. То есть это было хорошо структурированное государство, северная граница его проходила где-то возле Киева, вероятно. Кроме того, греки очень хорошо знали вот эту Скифию, о которой речь идёт, уже скифов тогда не было при Андрее Первозванном, это такой собирательный термин для населения Восточной Европы.
А. Козырев
— Ну, скифами Блок и нас называет: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы...», поэтому при большом желании...
А. Рачинский
— Да-да-да. И греки вплоть до XII века русских называли скифами, и Владимира «Красно Солнышко» — Владимира Первого, называли там скифом и так далее, то есть для них это всё были скифы на востоке. Конечно, скифов уже не было, но структурированное государство было, и греки уже во времена Геродота, а Геродот — это V век до Рождества Христова, за 500 лет до Андрея Первозванного Геродот был в Скифии. Он говорит о том, что там были города, торговые центры, и он был в столице Скифии, это город Гело́н, сейчас на этом месте находится городок Глинск. Его раскопали, этот город Гелон, это была столица скифов, огромный город, Геродот его обошёл, он шагами измерил периметр стен, этот город раскопали, археологи прошли по периметру валов, и они совпадают с описанием Геродота. То есть за 500 лет до Андрея Первозванного это всё было известно, греки плавали, ходили, торговали, это был янтарный путь в Балтийское море, это всё было хорошо известно, поэтому никаких оснований сомневаться в том, что это было возможно, у нас нет. Это было возможно, и, несомненно, греки этим занимались.
А. Козырев
— Возможно — ещё не всегда действительно. И вот действительно ли был Андрей Первозванный на Руси, об этом мы поговорим в следующей части нашей программы.
А. Козырев
— В эфире Радио ВЕРА программа «Философские ночи», у нас сегодня в гостях доктор истории Андрей Рачинский, мы говорим об истоках русской духовности, которые наш сегодняшний гость связывает с апостольской миссией Андрея Первозванного на Руси, в которой он убеждён, что она была не только возможна, но и действительно, святой апостол Андрей прошёл Русь. Где же он побывал? Он был в Киеве, а дальше?
А. Рачинский
— Дальше он поднимается по Днепру до Смоленска. Он прошёл Киев, вероятно, оставил ученика в Киеве, дальше он шёл вверх по Днепру до Смоленска, в Смоленске есть места, которые традиционно связаны с миссией Андрея Первозванного. Дальше он шёл по Ло́вати через Великие Луки, там тоже есть место, связанное с Андреем Первозванным, вот народное предание. По Ловати он вошёл в Старую Руссу, там тоже есть места — вот камень Андрея Первозванного, которые связаны были с апостолом. Дело в том, что верующий человек, православный человек, он не может выдумать, сказать, что вот этот камень Андрея Первозванного, скажем, или вот здесь был крест Андрея Первозванного...
А. Козырев
— Но, кстати, князь Сергей Трубецкой — выдающийся философ, историк философии, писал, что «предания чаще историчнее самой истории», то есть в этом предании народ, как в зеркале, видит своё лицо, свою истинную сущность. И, может быть, эти легенды и духовные стихи, и народная поэзия — это не праздный исторический источник.
А. Рачинский
— Абсолютно верно. Мы не знаем имён иерархов, первых епископов, которых оставил Андрей Первозванный, но это ничего не отрицает. Мы знаем имена епископов, которых он оставил, своих учеников, скажем, в Сухуми, в Пицунде, в Херсонесе, потом в городе Византий, это будущая столица Византийской империи, а тогда это был маленький городок, и он оставил там епископа Стахия, вот это известно, то есть никто в этом не сомневается. У нас нет сведений и у нас нет имён его учеников, которые остались здесь.
А. Козырев
— Может быть, это связано с тем, что не было письменной культуры?
А. Рачинский
— Возможно. Тут вопрос языка ещё, как всегда, возникает. Может быть, на каком-то языке это было, просто у нас этот язык уже не сохранился, он потерян. Ещё к вопросу языка мы вернёмся потом. И дальше он приходит в Новгород, вот он с Ильменя пришёл в Новгород, на Волхов, и в Волхове он описывает, вот есть у Нестора такой забавный эпизод про бани новгородские, вот он там увидел бани и об этом рассказывает. Это, видимо, вставка, вообще со словом «баня» там есть проблема. Дело в том, что в русском языке не было слова «баня», по крайней мере, в древности. Были другие слова для этого, там «мыльня», «лазня», «молвня», но «баня» — это, видимо, речь идёт о «бане пакибытия», скорее всего. Он крестил погружением в воду, вот это была баня, «баня пакибытия», то есть крещальня была. Видимо, текст уже к XI веку был испорчен или там как-то его не поняли, не так перевели...
А. Козырев
— То есть он крестильни делал, да?
А. Рачинский
— Да. И недалеко от Новгорода есть местечко Гру́зино, где до XX века, до Великой Отечественной войны находился храм. Храм этот был построен в камне вначале по приказу Петра I, его строил Меньшиков, Грузино принадлежало Меньшикову, потом его перестроил ещё раз Аракчеев уже, он получил село это от Павла I, был великолепный храм, собор был — Андрея Первозванного.
А. Козырев
— Я знаю, что ты недавно туда совершал такую мини-экспедицию, да?
А. Рачинский
— Да-да, я только что вернулся как раз.
А. Козырев
— Там что-то осталось на месте этого храма? Ничего не осталось абсолютно, кроме предания, там был памятник Андрею Первозванному...
А. Козырев
— И деревня не осталась?
А. Рачинский
— Деревня осталась, но она очень сильно была разрушена, очень сильно. Это было великолепное имение.
А. Козырев
— А почему Грузино?
А. Рачинский
— Вот Грузино — от того, что он погрузил там в воду, видимо, крестил людей, или он погрузил свой посох. Посох, вероятно, был с такой перекладиной, то есть в форме креста.
А. Козырев
— То есть освятил воду, чтобы совершать крещение.
А. Рачинский
— Совершенно верно, да. Вот в Волхов он погрузил посох и, видимо, погружал людей туда. Изначально село называлось Погру́зино, потом оно стало Гру́зино просто. И там был посох Андрея Первозванного, который хранился до начала XVII века, до Смутного времени, и его украли шведы. Вот когда была шведская интервенция, там Делагарди со своим отрядом пришёл в Новгород, они ограбили Грузино и увезли этот посох, и Делагарди об этом пишет. Посох до сих пор не найден, вообще он где-то был в Швеции, что с ним стало, неизвестно. Но посох был, и к этому посоху каждый год из Новгорода совершали крестные ходы, ходили с Деревяницкого монастыря, вот на месте Андреевского собора было подворье Деревяницкого монастыря, и к этому посоху Андрея Первозванного каждый год совершали паломничество, шли крестным ходом из Новгорода, и никто не сомневался никогда, что это посох Андрея Первозванного. Он описан даже, есть описание, он был деревянный, с металлической окантовкой, то есть посох этот известен, но он пропал. И дальше Андрей Первозванный уже по Волхову дошёл до Старой Ладоги, потом из Старой Ладоги он пошёл на Валаам, там до сих пор есть каменный крест, который по преданию там оставил Андрей Первозванный. Из Валаама он пошёл на Коневе́ц, в Коневецкий монастырь, там тоже есть Андреевский скит. А потом, ну другого пути просто нет — он вышел по Неве, вот по Неве он вышел в Варяжское море, это Балтийское море сейчас, и первый человек, который прекрасно понял вообще вот роль Андрея Первозванного, и не только в русской духовности, но и в создании русского государства, то, что Русь, вот эта ось, которая идёт от Севастополя сегодня, то есть от Херсонеса — до Петербурга, вот эта ось была создана Андреем Первозванным. Он прошёл через Херсонес, через Киев, через Смоленск, Великие Луки, Старую Руссу, Новгород, Ладогу и вышел через будущий Петербург. И вот, когда строили Петербург, при основании Петербурга, Петр I собственноручно выкопал траншею на Заячьем острове — сейчас это Петропавловская крепость — и положил в основание будущего Петропавловского собора ковчег с мощами Андрея Первозванного. Ну, Андрей — брат Петра был, как мы знаем, и вот в основание этого собора Пётр лично положил золотой ковчежец с мощами Андрея Первозванного. Пётр приказал построить церковь Андрея Первозванного на Васильевском острове, она сейчас существует. Пётр приказал построить, и он закладывал сам, лично — церковь Андрея Первозванного в Кронштадте.
А. Козырев
— Почему он назвал город Петербург, а не Андреевск, например?
А. Рачинский
— Я думаю, что это связано с его именем, всё-таки он был Пётр.
А. Козырев
— А потом, Пётр был братом апостола Андрея.
А. Рачинский
— ... Что очень знаменательно, да.
А. Козырев
— И Рим здесь тоже играл свою роль, четвертый Рим.
А. Рачинский
— Да, он строил четвёртый Рим, но Рим — Андреевский как бы. И вот Пётр прекрасно это понимал, единственный человек, надо сказать, в русской истории, который оценил. И Пётр, ещё в конце XVII века, основал первый на Руси орден Андрея Первозванного, до него у нас орденов не было. Вот первый орден и высший орден до сегодняшнего дня — это орден Андрея Первозванного. Пётр ввёл Андреевский флаг для русского флота, и Пётр строил церковь, как я уже сказал.
А. Козырев
— Петру нужно было как-то переосновать истоки российской государственности, которые искали в Византии, и до сих пор, в общем-то, мы всё время говорим: «византизм», «византизм», то есть как будто самобытная русская цивилизация заключается в том, что она вовсе не самобытная, а византийская.
А. Рачинский
— Совершенно верно, ты абсолютно прав. Дело в том, что у нас есть два несчастья, в русской историографии — у нас есть норманизм, нам государство основали норманны, почему? Потому что так Карл Маркс сказал и Фридрих Энгельс, что сами славяне, они дикие, они ничего не могли основать, никакого государства, им основали государство норманны, немцы, тут всё ясно. А культуры у славян тоже не было, вот культуру им дали византийцы, поэтому до Крещения Руси при Владимире у нас культуры никакой не было. И вот из этой же теории исходят наши профессора, надо сказать, то есть они не цитируют, конечно, Карла Маркса, но, в общем... А вот Пётр I Карла Маркса не читал, поэтому он верил в то, что была культура и до того. И, кстати говоря, существует колоссальное количество примеров и фактов о существовании христианства на Руси до Владимира «Красно солнышко», до Владимира I Святого, крестителя. Ну, во-первых, бабушка его была христианка, равноапостольная Ольга. Его старший брат Ярополк был христианином. Князь Аскольд, убитый Олегом в 881 году, был похоронен в церкви, и она существует уже за сто лет до Крещения Руси.
А. Козырев
— Первая русская опера Верстовского — «Аскольдова могила».
А. Рачинский
— Да, опера Верстовского, она посвящена христианскому князю Аскольду, «Осколд» он пишется в летописях, его так, как бы норманизировали: «Аскольд».
А. Козырев
— Видимо, просто христианство не было государственной религией, точно так же, как и в Риме христианство существовало с I века, но только император Константин в IV веке делает христианство государственной религией.
А. Рачинский
— И то не до конца. И только Феодосий Великий уже в конце IV века отменяет языческие культы, закрывает академии языческие и так далее.
А. Козырев
— Но последнюю академию закрыл Юстиниан — Платоновскую академию, это уже VI век.
А. Рачинский
— Да-да. То есть христианство стало официальной религией императора, но оставались язычники. Вот мы празднуем 100-летие Крещения Руси, но у нас далеко не все православные вообще на Руси сегодня.
А. Козырев
— Да, и далеко не все — христиане.
А. Рачинский
— И далеко не все — христиане, да. Поэтому говорить о том, что эта религия стала всеобщей — нельзя. Она не была всеобщей в I веке, в конце I века после апостольства Андрея, как она и не является всеобщей религией сегодня, например.
А. Козырев
— Ну, как сказано в Евангелии: «вы — соль земли», то есть там не говорится, что все должны уверовать. Проповедано должно быть слово, а уверуют далеко не все и даже, может быть, не многие, но «вы — соль земли».
А. Рачинский
— И если продолжить просто вот эти примеры христианства на Руси: есть «Окружное послание» патриарха Фотия, это 860-й год, когда он говорит, что вот у русов восемь епископов, восемь! И еще был архиепископ, то есть митрополит, он не называет города, но вот их было восемь, но восемь — это очень много.
А. Козырев
— Мы говорим об истоках русской духовности с профессором Института восточных языков и цивилизаций в Париже, доктором истории Андреем Владиславовичем Рачинским. После небольшой паузы мы вернемся в студию и продолжим наш разговор в программе «Философские ночи» на Радио ВЕРА.
А. Козырев
— В эфире программа «Философские ночи», с вами ее ведущий Алексей Козырев и наш сегодняшний гость — доктор истории, профессор Института восточных языков и цивилизаций в Париже, Андрей Владиславович Рачинский, мы говорим об истоках русской духовности. Есть такое выражение у Иустина Мученика: «христиане до Христа», мы говорим о христианах и о христианстве до равноапостольного князя Владимира, и первым таким христианином был апостол Андрей, который, по утверждению нашего гостя, и был первым крестителем Руси, который прошел от Севастополя до Петербурга будущего, прошел эту ось, погрузил свой посох как минимум в Днепр и Волхов, крестил, устраивал крестильни, и свидетельства об этом находятся в многочисленных народных преданиях, ну и, наверное, не только в народных, но и в византийских источниках?
А. Рачинский
— В апокрифах, да. Дело в том, что есть знаменитое письмо, оно сохранилось, это исторический документ, письмо императора Византии Михаила Ду́ки, это конец XI века, к киевскому великому князю Всеволоду. Князь Всеволод был сыном Ярослава Мудрого и отцом Владимира Мономаха, Михаил Дука сватается к его дочери и пишет ему в письме, я процитирую. Я повторяю, это письмо конца XI века, обращаясь к великому князю Всеволоду, он говорит: «научают нас священные книги и достоверные истории, что наши государства, то есть Империя ромеев и Русь, имеют один некий источник и корень, и что одно и то же спасительное слово было распространено в обоих, что одни и те же самовидцы Божественного Таинства и вещатели провозгласили в них слова Евангелия». Он говорит о городе Византии, то есть Константинополе уже в его время, который просветил апостол Андрей Первозванный, он оставил там епископа Стахия, и он говорит о городах Руси, в частности, о Киеве, Всеволод — великий князь Киевский. У императора Византии Михаила Дуки в XI веке сомнений не было, как нет сомнений до сих пор, между прочим, у Грузинской Церкви, я повторяюсь, я взял специально учебник «История Румынской Церкви», там никаких сомнений нет, на территории будущей Румынии, Румынии никакой не было в I веке, это была Фракия, это была Дакия, и вот там апостол Андрей оставил епископов, известны имена тех, кого он там оставил, сомнений никаких нет. Конечно, Дакия не была христианской страной окончательно...
А. Козырев
-Но вот ты говоришь о Петре, от Михаила Дуки, от XI века в XVIII век, существует такая устойчивая идея, что Петр — это западник, это человек, который вестернизировал русскую политику, Пушкин сказал: «прорубил окно в Европу» — насильственными методами, брил бороды, заставлял носить европейское платье, построил Немецкую слободу в Москве, что же получается: западник, а так настойчиво продвигал идею древнего крещения Руси апостолом Андреем, который, по сути, делает нас соравными византийской цивилизации, как это сочетается?
А. Рачинский
— Ну, это мифологема. У меня есть свое мнение о роли Петра, я считаю, что Петр был консерватором, вот он консервировал, он не был западником. Немецкую слободу построил Иван Грозный, если уж говорить серьезно, она существовала в Москве со времен Ивана Грозного, на Яузе, поэтому, был ли Иван Грозный западником?
А. Козырев
— Ну, вообще-то Квирина Кульмана сожгли в 1689 году, когда Петр еще не вошел в силу.
А. Рачинский
— Да-да-да, так что Петр здесь ни при чем. Кроме того, западником был Алексей Михайлович, если уж на то пошло.
А. Козырев
— Борис Годунов отправлял учиться русских юношей...
А. Рачинский
— Совершенно верно, отправлял в Англию, в университет боярских детей, поэтому на Петра навешивать это все напрасно. Кроме того, вот он брил бороды, но кому он брил бороды — он брил бороды боярам, но никогда он не брил бороды священникам, например, никогда не брил бороды казакам, никогда не брил бороды мужикам, это же смешно, бояр была тысячная доля процента населения вообще, а что он там брил бороды мужикам-крестьянам, казакам или священникам — ну, чепуха это все. То же самое с костюмами, западных костюмов он не вводил, он ввёл венгерский костюм, с короткими полами, никакого «западного костюма» не существовало и до сих пор не существует. Испанцы и шведы одевались по-разному, англичане и итальянцы одевались по-разному, не было европейского костюма, это полная дурь. Европейского костюма, как и европейского языка, не существовало, и Пётр ничего такого не вводил. Что касается его политики, вот ему ставят в вину то, что он отменил патриаршество, и сейчас я отвлекаюсь от темы Андрея Первозванного, мы уходим немножко в сторону. При его отце произошел раскол русского общества, не только Церкви. Раскол — это была страшная трагедия в русской истории, раскол Церкви. И любой раскольник или старообрядец мог сказать, что «я вот эту Церковь не признаю, этого патриарха я не признаю, и вообще, они антихристы». И когда Пётр сказал, что «я буду патриархом», он взял на себя священство и царство. Можно не признавать патриарха, но не признавать царя, тем более Петра Первого, уже нельзя, это будет дорого стоить.
А. Козырев
— То есть он не стал патриархом, он стал формально главой Церкви, да?
А. Рачинский
— Главой Церкви, да. Как формально, например, первый император, принявший христианство, Константин Великий, председательствовал на I Вселенском Соборе, не будучи крещён. В 325 году, когда он созывает I Вселенский Собор в Никее, он не был крещён, но он председательствовал на Соборе, и решения I Вселенского Собора были записаны, как законы Римской империи, лично императором. Он крестился уже перед смертью в 337 году, уже буквально на смертном одре. Поэтому роль императора колоссальна здесь. И вот этот эпизод с посохом Андрея Первозванного, он оставил посох, вероятно, в форме буквы Т, который можно считать и посохом епископским, то есть духовная власть, и посохом царским, это царство и священство одновременно, и это великий пример. И никто не дерзнул бы никогда объявить вот этот посох, если бы это была фальшивка, посохом Андрея Первозванного. Для верующего человека это страшный грех, это клевета на Духа Святаго, ему за это в огне гореть. Ну, кто бы осмелился взять какой-то деревянный посох и сказать: «вот это посох Андрея Первозванного»? А неверующему человеку это вообще не нужно. С какой стати он будет давать какой-то посох, ему это не нужно абсолютно, и Пётр прекрасно это понимал. Кроме того, Пётр обязан практически жизнью великая святыня — это десница Андрея Первозванного, которая находилась в Кремле. Она была привезена в XVII веке, и когда в 1682 году был стрелецкий бунт, у него на глазах убили дядю, его подняли на копья стрельцы, и когда он стоял на крыльце, то Патриарх Адриан вынес тогда десницу Андрея Первозванного и сказал стрельцам: «Мы обсудим, сейчас, кто будет царём дальше, но сначала мы отслужим молебен перед десницей Андрея Первозванного». Он отслужил молебен, все стрельцы приложились к деснице, и после этого бунт прекратился, всё утихло. И Пётр прекрасно понял, кому он обязан и жизнью своей, потому что его могли убить просто-напросто тут же, на крыльце в Кремле. И Пётр приказал строить церковь, первую церковь Андрея Первозванного построили в Кремле, в Чудовом монастыре, Чуда Архангела Михаила в Хо́нех, построил маленькую церковку Андрея Первозванного.
А. Козырев
— Которая была резиденцией государя, Чудов монастырь, да? Почему так Ленин его возненавидел.
А. Рачинский
— Совершенно верно, его снесли в советское время, и там была десница Андрея Первозванного. У нас есть другая фаланга апостола Андрея Первозванного, которая находится сейчас в Елоховском соборе, вот в Елоховский собор можно зайти и поклониться этой святыне.
А. Козырев
— А десница сохранилась?
А. Рачинский
— Вот про десницу — я не знаю, где она. Возможно, где-то в музеях Кремля находится, надо выяснить этот вопрос. Так что Пётр всё прекрасно понимал ещё будучи ребёнком, ему было десять лет! В 1682 году он был десятилетним мальчиком, и он понял, кто спас и страну, и его, и отсюда его культ Андрея Первозванного, отсюда его интерес к Андрею Первозванному, отсюда вот это его стремление построить везде и храмы Андрея Первозванного. И он заложил, как я уже сказал, частицу его мощей в основание Петропавловского собора, то есть в основание Петербурга, другими словами, города святого Петра. Ну, Пётр был брат Андрея. Кроме того, мы знаем, что Пётр и Андрей были рыбаками, они ходили под парусом по Геннисаретскому озеру, ловили рыбу, и они прекрасно плавали на кораблях.
А. Козырев
— Не отсюда ли и вот это петровское стремление к освоению морей, к строительству флота?
А. Рачинский
— Наверняка.
А. Козырев
— И потом, он же и судоходствовал много по рекам, он плавал несколько раз по Сухони, останавливался, воздвигал кресты сам
А. Рачинский
— Совершенно верно. И Пётр своим государственным умом понял, кто был основателем Русского государства и русской духовности, откуда всё происходит, потому что государства без духовности нет, и нет духовности без государства. И он прекрасно понял, кто был основоположником Святой Руси и кто был основоположником русского государства, так что Пётр был консерватором, но, опять же, это моя личная точка зрения, это всё можно обсуждать, мы не будем уклоняться. Но Пётр внес вот эту свою лепту в культ Андрея Первозванного: и Андреевский флаг, и Андреевский орден...
А. Козырев
— Кстати, не будем забывать, что наш национальный гений — Пушкин, высоко ценил государственную стратегию Петра, он считал, что, может быть, какие-то законные и подзаконные акты были иногда безумные и волюнтаристичные, но в целом, вот эта общая стратегия, эта тенденция Петра к формированию империи, централизованного государства, неслучайно Георгий Петрович Федотов скажет, что «Пушкин — это певец империи и свободы».
А. Рачинский
— Совершенно верно.
А. Козырев
— В эфире Радио ВЕРА программа «Философские ночи», с вами ее ведущий Алексей Козырев и наш сегодняшний гость — доктор истории, профессор Института восточных языков и цивилизаций в Париже, Андрей Владиславович Рачинский. Мы говорим об истоках русской духовности, о том, что для нас значит имя святого апостола Андрея Первозванного, который, по утверждению нашего гостя, прошел в I веке от Севастополя до Петербурга и заложил такие вот основы и русской государственности, и русской цивилизации. Вот я хотел спросить, как ты относишься к понятию, которое сейчас все чаще стали употреблять: государство-цивилизация или страна-цивилизация?
А. Рачинский
— Ну, Россия — это не страна, это континент, как мы знаем. И это, несомненно, особая цивилизация. Например, нам запрещено практически, вот в учебниках истории нам запрещено говорить об истории Руси до Рюрика, скажем так, до IX века, при том, что прекрасно известно, что у нас, на территории нынешней Руси, нынешней России, Новороссии были государства очень древние. То же самое, уже упомянутое, Боспорское царство, оно существовало с V века до Рождества Христова до II-III века после Рождества Христова, то есть до Аттилы практически, то есть на территории Руси родился Аттила, в городе Атиль, это в районе современной Астрахани.
А. Козырев
— Итиль — это Волга, по-татарски да?
А. Рачинский
— Да, «Атиль», но это не татарское, это, видимо, ещё было задолго до татар, всё-таки это был IV век. Но Аттила был крещён, это известно. Аттила родился на берегах Волги, реки Атиль, в городе Атиль, он со своим братом, воспитывался в Раве́нне, Равенна была тогда столицей Западной Римской империи. И там, в Равенне, были арианские баптистерии и православные. Так вот, Аттила, который пошёл на Запад, и он погнал, как цунами такое просто, все народы туда пошли, там визиготы, остготы, вандалы, аланы, с территории современной России, так вот, они все были крещены. Вот интересный момент: они все были христианами, они были арианами, но они все были крещены. Когда и кем, вот эти аланы? Аланов крестил Андрей Первозванный, это мы знаем. Вандалы жили на побережье Балтики, это примерно современная Польша, условно говоря, и они были крещены. Вандалы были крещены. И вот эти варвары пришли на Запад уже крещёными, кто же их крестил? Существует Евангелие Вульфи́ла, перевод на готский язык, вот есть Готское Евангелие. Так вот, тут интересный момент. Это миссия уже спустя 800 или 900 лет после Андрея Первозванного, миссия Кирилла, тогда ещё Константина, брата Мефодия. Он был приглашён каганом русов в Хазарию, его отправил патриарх Фотий и император Византии, император Константинополя, отправили его к русам (или к хазарам) для богословских споров. Дело в том, что каган, то есть император, в какой город, мы не знаем, этого не сказано. Вероятно, это был Сарке́л, Царский Град, Царьград, сейчас Цимлянское водохранилище на этом месте, этот город раскопан, найден, его исследовали. Так вот, когда он пришёл туда, он нашёл там русское Евангелие, писанное русскими письменами, это сказано в житии равноапостольного Константина-Кирилла. Там была переведена Псалтырь, были переведены литургические тексты, требник был переведён и Евангелие, по крайней мере, Четвероевангелие — точно совершенно, были переведены на русский язык. Он нашёл русина, который научил его читать по русски. Там не сказано, скопировал он это Евангелие, или он его купил, но он его привёз потом уже к мора́вам, вот его миссия к моравам, в современную Чехию, Моравию, Словакию и Венгрию, там был князь Ростислав Моравский и князь Коце́л в Панно́нии. Так вот, он привёз это Евангелие, оно было переведено. Что интересно: это Евангелие было переведено на язык славянский, то есть это Евангелие мы употребляем сейчас. Славянская литургия — это язык вот этого Евангелия нашего, которое обрёл Кирилл и Мефодий, но они не переводили на славянский язык Евангелие.
А. Козырев
— Ну, ведь действительно невозможно одному человеку придумать язык. Это, может быть, в детстве только у нас была фантазия, что вот мы сейчас сочиним свой язык и будем друг с другом общаться так, что нас никто не поймёт.
А. Рачинский
— Да, это невозможно. Это только в учебнике церковно-славянского Хабурга́ева сказано на первой странице, что церковно-славянский язык придумали Кирилл и Мефодий — это полная чепуха, придумать язык нельзя, никто никогда не придумывал язык. Это надо придумать словарь, надо придумать грамматику. Кроме того, этот славянский язык, церковно-славянский язык, он очень архаичен, на этом языке уже в X веке никто не говорил, он уже был архаичен тогда. То есть на нём не говорили ни чехи, ни поляки, ни словаки, ни болгары, ни сербы, ни русские, никто на нём не говорил. Удивительно.
А. Козырев
— А вот Андрей Первозванный, на каком же языке он общался с просвещаемыми народами?
А. Рачинский
— Вот очень интересный вопрос. Ну, после Пятидесятницы, мы знаем, что все апостолы получили дар Духа Святаго, они получили вот эти пламена, которые сошли на головы, и вот они стали говорить на разных языках, в том числе на скифском. Это сказано в Евангелии, в Деяниях Апостолов, вот они говорят на скифском языке. Скифы были хорошо известны на Ближнем Востоке, во-первых, они завоевали Ближний Восток в какой-то момент. Во времена земной жизни Христа, недалеко от города Иерусалим, был город Скифополь, сейчас он называется Бейт-Шеа́н. Вот если подняться точно на север от Иерусалима, там есть город Бейт-Шеан, во времена Христа он назывался Скифополь, там жили скифы. Так что скифы были, и скифы говорили — вероятно, это предположение, — на одном из иранских языков, а может быть, и на славянском, никто этого не знает, у нас нет текстов. Но равноапостольный Кирилл, когда он уже стал Кириллом, пишет, и Мефодий об этом говорит папе Римскому, что у скифов есть Евангелие. Кто такие скифы — непонятно, это уже был всё-таки IX век, никаких скифов там не было, но Евангелие у них есть. И он приводит народы, у которых на своём языке есть Евангелие, в том числе у скифов и у хазар. Кто такие хазары, тоже не очень ясно, но у них было Евангелие, переведённое на хазарский язык и на скифский язык, то есть речь идёт, видимо, о русах в данном случае. Так вот, что касается христианства на Руси до Владимира, я уже сказал, что бабушка Владимира была христианка, вот князь Аскольд был христианин. Дело в том, что если были иранские народы, а они были на Руси несомненно, вот мы знаем, что все реки Восточной Европы носят иранские названия, там Дон, «Донау» — Дунай, «Данапр» —Днепр, «Данастр» — Днестр и так далее. «Дон» — это вода в иранских языках. Так вот, влияние Ирана было колоссальным вообще и на русскую историю, вот ты абсолютно прав, и на русскую цивилизацию, и на русскую духовность. Просто маленькое напоминание: первыми христианами в истории, вообще в мире были иранцы, это были персы, это были волхвы. Волхвы, в западной традиции — маги, вот «магас» — это священники-зороастрийцы. Вот три волхва, то есть три священника-зороастрийца, принесли младенцу Христу дары волхвов...
А. Козырев
— ... Увидев рождественскую звезду.
А. Рачинский
— Совершенно верно, да. И первые христиане в истории, вот только младенец Христос родился, они поклонились младенцу Христу, это были священники-зороастрийцы. Так вот, зороастрийская религия, она практиковалась в Восточной Европе, есть храмы, они найдены, вот храмы огня, их называли потом «огнепоклонники», они не поклонялись огню, просто огонь был одним из элементов божественных. Так вот, зороастрийцы, у них было единобожие...
А. Козырев
— Он и у нас есть — Благодатный огонь. Каждый год мы приносим из Иерусалима свечи, которые мы теплим в храме.
А. Рачинский
— Абсолютно точно. Каждый год схождение Благодатного огня в Иерусалиме, на Пасху, и Литургия совершается только при зажжённых свечах, вот зажигается семисвечник, и когда Святые Дары переносятся с алтаря на требник, скажем, то всегда зажигают свечу, вот перед Чашей всегда зажигается свеча. Когда выносят Чашу — выносят свечи всегда зажжённые, огонь присутствует. Когда мы молимся перед иконой, мы зажигаем лампадку, мы ставим свечки перед иконами, традиция осталась. Так вот, первыми христианами были вот эти самые иранцы. И греческая культура очень многим обязана Персии, ну или Ирану, это одно и то же. Например, Геродот об этом пишет, что это «высочайшая культура», это V век до Рождества Христова.
А. Козырев
— Мы вспомним там «Воспитание Кира», сына Ксенофонта, где он восхищается персидскими традициями воспитания.
А. Рачинский
— Совершенно верно. Пифагор учился у персов. Скажем, христианская архитектура Византии, она не греческая — она персидская, она зороастрийская. Вот этот крестово-купольный храм, с куполом, который мы знаем, имеет не греческие корни. У греков была совершенно другая архитектура.
А. Козырев
— То есть, не Византии, а Руси.
А. Рачинский
— Конечно, и на Руси то же самое. И греческая архитектура — это парфено́н, вот колонны, портик, всё мы знаем.
А. Козырев
— Базилика.
А. Рачинский
— Базилика, да, это греческая архитектура. А крестово-купольный храм — это типичный зороастрийский храм, в центре под куполом находился огненный алтарь, и вот в эти отверстия в куполе выходил дым. Типичной зороастрийской архитектурой является армянская, например, христианская архитектура, особенно гави́т — такой придел армянского храма, где находился огонь во времена зороастризма. Зороастрийцы не были язычниками, вот это очень важный момент, у них было единобожие. И уж если Андрею Первозванному нужно было идти к какому-то народу, так нужно было идти к народу, который исповедовал единобожие. Вот он принес благую весть о том, что...
А. Козырев
— ... У Бога есть Сын.
А. Рачинский
— Да. И вот в «Авесте», «Авеста» — это зороастрийская библия, можно сказать, и там сказано, что «Спаситель Мира родится от Девы и умрёт на древе». Они ждали Спасителя, Который должен прийти, и Он будет распят на древе.
А. Козырев
— Это потрясающе, что вообще вся мировая история, она как бы собирается вот вокруг прихода Спасителя, и предыстория, и библейские пророки, и другие религии, как «Авеста» зороастрийская, и после прихода Спасителя, как вот эти лучи от взошедшего Солнца, расходятся по всему миру, в том числе и в самые отдалённые северные пределы Варяжского моря.
А. Рачинский
— И вот ты задал вопрос о языке. Христос говорил на арамейском языке, то есть на древнесирийском языке. Сирийский язык был официальным языком Персидской империи, наряду с фарси́. Вот был пехлеви, точнее, древний иранский был язык, и сирийский, он был официальным языком Персидской империи, на этом языке говорили везде, вплоть до Китая, вплоть до Средней Азии, то есть до Киргизстана, на этом языке говорили купцы, это был язык империи до Пакистана.
А. Козырев
— Тема языка — это отдельная тема, я думаю, что об этом можно как-нибудь поговорить. Но вот сегодня последний вопрос, потому что время наше подходит к концу: почитание Андрея Первозванного на церковном уровне, а, может быть, и в нашей официальной культуре, оно соответствует тому месту, которое он занимает в истории нашей духовности, в истории нашей государственности?
А. Рачинский
— Я думаю, что роль Андрея Первозванного осталась недооцененной. Мы говорили о Петре Первом, он это понял. Но и в русской историографии, и в русской духовности зло, которое было в свое время сделано в XIX веке этими позитивистами, оно продолжает свою работу, вот мы сомневаемся. У меня много знакомых священников, я часто их спрашиваю: «Отец, что ты думаешь?» Он говорит: «Ну, это легенда всё. Нам в семинарии говорили, что это легенда». Вот в семинарии объясняют, что это легенда, это такое благочестивое предание, кто-то выдумал его, что этого не было ничего. Вот почему-то румыны в этом не сомневаются, грузины в этом не сомневаются, абхазы не сомневаются, шотландцы не сомневаются, англичане тоже. А вот русские сомневаются.
А. Козырев
— Я думаю, что надо почаще называть сыновей Андреями, поскольку слушают нас наши дорогие радиослушательницы, и вот таким образом мы восстановим историческую справедливость и поклонимся первому крестителю нашей Руси, апостолу Андрею Первозванному. У нас в гостях сегодня был Андрей Рачинский — доктор истории, наш гость из Парижа. Спасибо большое за этот разговор, где, может быть, наши слушатели услышат что-то непривычное для них, но это повод осмыслить, повод задуматься, поискать дополнительно какую-то информацию и вообще раздвинуть горизонты нашего представления о самих себе.
А. Рачинский
— Спасибо за приглашение, Алексей.
А. Козырев
— До новых встреч в эфире Светлого радио, Радио ВЕРА.
Все выпуски программы Философские ночи
4 октября. О причине неприятия Христа фарисеями
В 4-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его».
О причине неприятия Христа фарисеями, — протоиерей Василий Гелеван.
4 октября. О любви апостола к своим ученикам
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы».
О любви апостола к своим ученикам, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
4 октября. О личности святителя Димитрия Ростовского
Сегодня 4 октября. Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского, жившего в XVI веке.
О его личности, — священник Захарий Савельев.