Нет, это не тот фонтан, о котором писал Пушкин. В Бахчисарае издавна довольно много фонтанов: некоторые служат памятниками людям и событиям, другие же — просто помогают утолить жажду. Один из таких фонтанов изображён на картине Васнецова.

— Маргарита Константиновна, здравствуйте! Как хорошо, что я вас встретил! Помогите мне, пожалуйста!
— Здравствуй, Ванечка! Конечно, постараюсь. Что у тебя случилось?
— Я готовлю доклад по поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан» для школьной конференции. Подбирал иллюстрации и нашёл репродукцию картины Аполлинария Васнецова, которая так и называется — «Бахчисарай. У фонтана». Вот, взгляните.
— Я помню эту картину — древнее каменное сооружение под пышными кронами мощных деревьев, около него женщины с кувшинами.
— Мне захотелось увидеть подлинник. На репродукции написано, что он находится здесь, в Третьяковской галерее. Я все залы обошёл, но так и не увидел полотно.
— Правильно, потому что оно хранится в филиале музея — мемориальной квартире Аполлинария Васнецова.
— А где эта квартира находится?
— В Фурманном переулке. Экспозицию создал в 1956 году сын художника, Всеволод Аполлинарьевич. В неё вошли многие картины, принадлежавшие семье, в том числе полотно «Бахчисарай. У фонтана». Произведение великолепное! Но почему ты решил использовать его для иллюстрации пушкинской поэмы? Ведь Васнецов запечатлел совсем не тот фонтан, о котором писал поэт.
— Как это не тот? Их что, несколько в Бахчисарае?
— В 1925 году, когда Васнецов работал над своей картиной, фонтанов в городе было больше сотни.
— Потрясающе!
— Да, явление удивительное. Рукотворные источники — часть культуры Бахчисарая. Вода там, как и во всём Крыму, всегда была труднодоступна. Её проводили в город по глиняным трубам из отдалённых родников. На выходе украшали резными каменными плитами. Струи непрерывно сочились по ним, наполняя знойный воздух живительной влагой. И зелень вокруг распускалась особенно пышно. Такой тенистый уголок и показал Аполлинарий Васнецов.
— По картине видно, как там хорошо! Женщины с кувшинами не спешат расходиться.
— А может быть, ждут своей очереди в тенёчке. Пока одна набирает воду, двое беседуют, облокотившись на каменное ограждение фонтана.
— Интересно, сколько лет этим позеленевшим от времени плитам?
— Трудно сказать. Первый фонтан в Бахчисарае появился в момент основания города, в шестнадцатом веке. Крымский хан Сахиб-Герай построил тогда роскошную летнюю резиденцию на берегу реки Чурук-Су. Вскоре вокруг неё образовалась сеть жилых кварталов, и фонтаны там росли, как грибы. Особенно много их построили в семнадцатом-восемнадцатом столетиях. Скорее всего, к этому времени относится и источник, который изобразил Васнецов.
— Маргарита Константиновна, а зачем Бахчисараю больше ста фонтанов? Городок небольшой, чтоб его напоить, наверное, хватило бы и половины.
— Горожане сооружали каменные источники не только в утилитарных целях, но и как памятники, посвящённые людям или событиям. Примером тому — фонтан слёз, воспетый Пушкиным. Как ты помнишь, Крымский хан построил его в честь своей умершей возлюбленной.
— А ведь фонтан и в самом деле замечательная идея для памятника! Глядя на бегущие струи, хочется остановиться и поразмышлять о вечности. А потом сделать несколько глотков, и... жить дальше!
— Как ты хорошо сказал. Вода утоляет жажду и придаёт сил. Её течение шепчет нам о скоротечности времени, а журчание радует душу. Вода — великий дар Божий, питающий всё живое. Об этом напоминает и полотно «Бахчисарай. У фонтана». Смотришь на него — и чувствуешь умиротворение, покой и благодарность Творцу.
— Непременно покажу ребятам на школьной конференции репродукцию этой картины. А потом мы все вместе сходим в филиал Третьяковской галереи, чтобы увидеть подлинник!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело