Нет, это не тот фонтан, о котором писал Пушкин. В Бахчисарае издавна довольно много фонтанов: некоторые служат памятниками людям и событиям, другие же — просто помогают утолить жажду. Один из таких фонтанов изображён на картине Васнецова.

— Маргарита Константиновна, здравствуйте! Как хорошо, что я вас встретил! Помогите мне, пожалуйста!
— Здравствуй, Ванечка! Конечно, постараюсь. Что у тебя случилось?
— Я готовлю доклад по поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан» для школьной конференции. Подбирал иллюстрации и нашёл репродукцию картины Аполлинария Васнецова, которая так и называется — «Бахчисарай. У фонтана». Вот, взгляните.
— Я помню эту картину — древнее каменное сооружение под пышными кронами мощных деревьев, около него женщины с кувшинами.
— Мне захотелось увидеть подлинник. На репродукции написано, что он находится здесь, в Третьяковской галерее. Я все залы обошёл, но так и не увидел полотно.
— Правильно, потому что оно хранится в филиале музея — мемориальной квартире Аполлинария Васнецова.
— А где эта квартира находится?
— В Фурманном переулке. Экспозицию создал в 1956 году сын художника, Всеволод Аполлинарьевич. В неё вошли многие картины, принадлежавшие семье, в том числе полотно «Бахчисарай. У фонтана». Произведение великолепное! Но почему ты решил использовать его для иллюстрации пушкинской поэмы? Ведь Васнецов запечатлел совсем не тот фонтан, о котором писал поэт.
— Как это не тот? Их что, несколько в Бахчисарае?
— В 1925 году, когда Васнецов работал над своей картиной, фонтанов в городе было больше сотни.
— Потрясающе!
— Да, явление удивительное. Рукотворные источники — часть культуры Бахчисарая. Вода там, как и во всём Крыму, всегда была труднодоступна. Её проводили в город по глиняным трубам из отдалённых родников. На выходе украшали резными каменными плитами. Струи непрерывно сочились по ним, наполняя знойный воздух живительной влагой. И зелень вокруг распускалась особенно пышно. Такой тенистый уголок и показал Аполлинарий Васнецов.
— По картине видно, как там хорошо! Женщины с кувшинами не спешат расходиться.
— А может быть, ждут своей очереди в тенёчке. Пока одна набирает воду, двое беседуют, облокотившись на каменное ограждение фонтана.
— Интересно, сколько лет этим позеленевшим от времени плитам?
— Трудно сказать. Первый фонтан в Бахчисарае появился в момент основания города, в шестнадцатом веке. Крымский хан Сахиб-Герай построил тогда роскошную летнюю резиденцию на берегу реки Чурук-Су. Вскоре вокруг неё образовалась сеть жилых кварталов, и фонтаны там росли, как грибы. Особенно много их построили в семнадцатом-восемнадцатом столетиях. Скорее всего, к этому времени относится и источник, который изобразил Васнецов.
— Маргарита Константиновна, а зачем Бахчисараю больше ста фонтанов? Городок небольшой, чтоб его напоить, наверное, хватило бы и половины.
— Горожане сооружали каменные источники не только в утилитарных целях, но и как памятники, посвящённые людям или событиям. Примером тому — фонтан слёз, воспетый Пушкиным. Как ты помнишь, Крымский хан построил его в честь своей умершей возлюбленной.
— А ведь фонтан и в самом деле замечательная идея для памятника! Глядя на бегущие струи, хочется остановиться и поразмышлять о вечности. А потом сделать несколько глотков, и... жить дальше!
— Как ты хорошо сказал. Вода утоляет жажду и придаёт сил. Её течение шепчет нам о скоротечности времени, а журчание радует душу. Вода — великий дар Божий, питающий всё живое. Об этом напоминает и полотно «Бахчисарай. У фонтана». Смотришь на него — и чувствуешь умиротворение, покой и благодарность Творцу.
— Непременно покажу ребятам на школьной конференции репродукцию этой картины. А потом мы все вместе сходим в филиал Третьяковской галереи, чтобы увидеть подлинник!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер