На счету Анжелики дю Кудрэ более семи тысяч спасенных детских жизней. Сам король Франции Людовик XV пожаловал ей звание придворной акушерки. Будучи талантливым врачом, мадемуазель дю Кудрэ подготовила около 400 женщин-акушерок и 500 акушеров-мужчин.
В середине XVIII века Анжелика дю Кудрэ окончила медицинский факультет Парижского университета — Сорбонны. Мечтала пойти по стопам своего отца, известного французского врача. Мадемуазель дю Кудрэ получила хирургическое и акушерское образование. Позднее она возглавила родильное отделение парижского госпиталя Отель-Дьё. Бесплатно давала уроки по акушерству. В 1759 году вышло пособие Анжелики дю Кудрэ под названием «Краткое изложение искусства родов». Заботу о ближних она считала своим христианским долгом.
Что написала Анжелика в предисловии к своему знаменитому учебнику?

Возле постели Марии Луизы Ривьер, маркизы де Лафайет, стояли лучшие парижские доктора. Их подняли и привезли к маркизе прямо среди ночи. Но помочь женщине они не могли. У маркизы были очень тяжёлые роды. Младенец никак не хотел появляться на свет, а его мать то и дело теряла сознание от боли. Так продолжалось уже несколько долгих часов. Врачи о чём-то переговаривались, качали головами. И, наконец, посоветовали маркизу позвать священника — очевидно, до утра его жена не доживёт. Про младенца и говорить нечего: скорее всего, он уже погиб. Когда доктора удалились, кто-то из слуг робко предложил маркизу позвать мадемуазель дю Кудрэ. Она — известная акушерка. И, говорят, способна творить чудеса.
Отчасти так оно и было. Не иначе, как чудом можно назвать тот факт, что в середине 18 века Анжелика дю Кудрэ окончила медицинский факультет Парижского университета — Сорбонны! В то время женщинам попасть туда было попросту невозможно. Но Анжелика мечтала пойти по стопам своего отца, известного французского врача. Она написала петицию на имя ректора. И случилось невероятное — её приняли! Мадемуазель дю Кудрэ получила хирургическое и акушерское образование. Она даже возглавила родильное отделение парижского госпиталя Отель-Дьё. Однако отношение к женщине-врачу всё ещё оставалось неоднозначным. Вот почему маркизу де Лафайету не сразу пришло в голову позвать к страдающей жене Анжелику дю Кудрэ. Наконец, по совету слуги, за ней послали. Она пришла — маленького роста, с серьёзным, сосредоточенным лицом. Попросила всех удалиться. И буквально через несколько минут спальню маркизы огласил громкий крик новорождённого! О матери акушерка тоже позаботилась. После рождения первенца маркиза прожила долгую жизнь и впоследствии стала матерью ещё несколько раз.
Маленький маркиз де Лафайет был далеко не единственным, кому мадемуазель дю Кудрэ помогла появиться на свет. На её счету — более семи тысяч спасённых детских жизней. Сам король Франции Людовик 15-й пожаловал ей звание придворной акушерки. Анжелика принимала роды в семействах аристократов и высшей парижской знати. Но где-то рядом каждый день во время родов умирали младенцы. Мысли об этом не покидали мадемуазель дю Кудрэ. И однажды, с высочайшего дозволения короля, Анжелика покинула Париж и отправилась в путешествие по самым отдалённым французским провинциям — чтобы научить как можно больше женщин квалифицированному родовспоможению. Этой деятельности дю Кудрэ посвятила 25 лет своей жизни. Уроки по акушерству Анжелика давала бесплатно. Учениц, и даже учеников, было много. За все годы мадемуазель дю Кудрэ подготовила около четырёхсот женщин-акушерок и 500 акушеров-мужчин. Чтобы отточить мастерство своих воспитанников, Анжелика собственными руками изготовила механические акушерские манекены. А в 1759 году вышло её пособие под названием «Краткое изложение искусства родов». Дю Кудрэ прекрасно понимала, что далеко не все её ученики умеют читать. Поэтому снабдила книгу подробными иллюстрациями, которые выполнила сама. «Я собрала в этом пособии всё самое существенное, и постаралась сделать его доступным даже для тех, кто совсем несведущ в вопросе», — писала Анжелика в предисловии к своему учебнику.
А сколько родов дю Кудрэ собственноручно приняла у бедных крестьянок во время своих разъездов по Франции! В нищих грязных хижинах она склонялась над роженицами, утешала их, успокаивала. Многим неимущим семьям Анжелика помогала и финансово. Заботу о ближних она считала своим христианским долгом. А помощь женщинам — жизненной миссией.
Мадемуазель дю Кудрэ скончалась в 1794 году. К тому времени практически все акушерки Франции использовали в своей работе её методику.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Священномученик Петр (Зверев)». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о жизни священномученика Петра (Зверева), о его епископском служении в сложные послереволюционные годы, о многочисленных арестах и о кончине в Соловецком лагере.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Говорящий букет

Фото: PxHere
Жил-был один бедный юноша, который приехал в столицу счастье искать. Однажды увидел он на балконе дворца девушку, затмевающую красотой полную луну, и от любви потерял покой. Да и как иначе, если красавица была единственной дочерью шаха?
Чтобы видеть её хотя бы издали, юноша устроился помощником садовника во дворец. Он согласился работать бесплатно, за одну лепёшку в день, и при этом трудился на совесть.
Каждый вечер, лишь только закат окрашивал небосвод багряным светом, дочь шаха в окружении служанок выходила в сад на прогулку. Прогулявшись, девушки присаживались на ковёр у берега ручья и весело щебетали, угощаясь фруктами и сладким шербетом. После вечерней прогулки они возвращались в свой дворец. Чтобы порадовать дочь шаха, главный садовник каждый день составлял для неё букет, и перед уходом вручал его красавице.
— Разреши мне сегодня собрать букет для дочери шаха, — сказал однажды садовнику его помощник. Он так был настойчив, что тот нехотя согласился.
Всю свою любовь вложил юноша в подарок для дочери шаха, и у него получился восхитительный букет. С поклоном главный садовник привычно преподнёс девушке цветы, и хотел было удалиться...
— Погоди, — вдруг остановила его красавица. — Раньше ты никогда не преподносил мне таких цветов! Это ты сделал букет?
Садовник побледнел и дрожащим голосом ответил:
— Нет, этот букет составил мой помощник. Я осмелился недавно взять себе в подручные одного юношу.
— Пусть отныне он всегда делает мне букеты! — сказала дочь шаха.
На следующий день садовник принёс новый и такой восхитительный букет, что девушка ахнула от изумления.
— Хотелось бы мне взглянуть на этого искусного мастера, — сказала дочь шаха. — Пусть завтра твой помощник лично преподнесёт мне букет!
Вечером юноша с букетом цветов направился к дочери шаха, сидевшей на берегу ручья. Приблизившись, он низко поклонился, вручил своей любимой цветы, и, смиренно опустив свой взгляд, отошёл в сторону.
— Какой воспитанный, красивый и деликатный юноша! — удивилась дочь шаха. — Я хочу, чтобы отныне ты всегда приносил мне цветы.
С той поры красавица каждый день получала из рук юноши искусно составленные букеты цветов, где каждый цветок был — как молчаливое признание в любви. Всё чаще дочь шаха беседовала с помощником садовника, восхищаясь его благородством и чистым сердцем. Его душа была — прекраснее всех цветов, именно о таком суженом мечтала девушка, которую не впечатляли ни богатство, ни знатность рода. А что не сделает любящий отец для счастья единственной дочери?
Недаром говорят, что красота открывает двери сердца, учтивость помогает в них войти, а любовь и верность делаются в нём хозяевами.
(по мотивам персидской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 87. Богослужебные чтения

Скорее всего, вы знаете, что такое — абсолютный ноль температуры. Но 87-й псалом, который читается сегодня в храмах за богослужением, — тоже называют «абсолютным нулём» — только не физической, а духовной «температуры» отношений человека с Богом. Давайте послушаем.
Псалом 87.
1 Песнь. Псалом. Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита.
2 Господи, Боже спасения моего! днём вопию и ночью пред Тобою:
3 да внидет пред лицо Твоё молитва моя; приклони ухо Твоё к молению моему,
4 ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней.
5 Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы,
6 между мёртвыми брошенный, — как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.
7 Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну.
8 Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня.
9 Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключён, и не могу выйти.
10 Око моё истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои.
11 Разве над мёртвыми Ты сотворишь чудо? Разве мёртвые встанут и будут славить Тебя?
12 Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления?
13 Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою?
14 Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.
15 Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лицо Твоё от меня?
16 Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю.
17 Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня,
18 всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе.
19 Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно.
Почему вообще ноль, о котором мы сказали в начале программы, — очень важная единица для любых измерений? Ответ — на поверхности: ноль — это начальная точка отсчёта, исток координат. В определённом смысле ноль — это... «идеальная смерть»: нечто неизменное, абсолютное, предельное. От «нуля» уже можно оттолкнуться и двигаться дальше. Пока «нуля» нет — любые измерения, точки отсчёта будут бесконечно динамичными, подвижными — и никакой определённости не получится. Нуль — не только знак пустоты, но и универсальный маркер границы между «есть» и «нет», исходная «координата» для любой системы отсчёта, будь то числа, температура или даже смысл.
И здесь я позволю себе обратиться к... крупнейшему философу 20 века Мартину Хайдеггеру. Для него Бытие (Sein) есть сокрыто-раскрывающее явление, где Ничто — момент Entbergung («рас-кровения»): оно убирает покрывало привычного, чтобы сущие могли вспыхнуть «на просвете». Он говорит, что «Бытию „нужно“ ничто, чтобы быть просветом». Ничто у Хайдеггера — это не мрак без остатка, а событие обнажения, в котором привычная ткань сущего распускается, и сквозь прореху впервые просвечивает само бытие.
К чему я веду? И в духовной жизни человеку очень важно познакомиться непосредственно со своим «абсолютным нулём» бытия: когда всё превращается в один крик, в одну сплошную боль, в пронзающий Небеса вопль — «для чего Ты меня оставил?» И не убояться, не сбежать от этой предельной «обнажённости» — но, напротив, развернуть её навстречу молчащему Небу.
Мы знаем, что именно произошло дальше, после этого крика, на Кресте. Но без этой предельной богооставленности, пережитой Господом нашим Иисусом Христом, не было бы и исцеления человечества от всех тех зол, которые проклятьем довлели над нами с грехопадения Адама. Смерть Христа, Его «абсолютный нуль» — это фундамент, главная опора всего нашего спасения. И нам — конечно же, уже гораздо проще: когда есть такая «точка отсчёта», можно быть совершенно уверенным — ниже её уже никому опуститься не получится!..