
Фото: Joanna Kosinska/Unsplash
В апреле 1887 года Чехов приступил к работе над рассказом «Казак». Антон Павлович торопился: вот-вот должен был выйти очередной номер «Петербургской газеты», в который он пообещал написать что-нибудь новенькое. Обещание своё писатель сдержал: уже через несколько дней столичная публика читала и обсуждала его новый рассказ. Это произведение и сегодня продолжает поражать читателей своей силой и глубиной. Несмотря на то, что рассказ «Казак» совсем небольшой, ведь Чехов, как известно — мастер короткой литературной формы, в издательстве Сестричества святителя Игнатия Ставропольского в 2012 году «Казак» вышел отдельной книгой.
Её можно прочитать буквально за 20 минут, а не отпускает она после прочтения ещё очень долго. Сюжет, придуманный Чеховым, в сущности, очень прост. Герой рассказа по имени Максим Горчаков ранним утром в праздник Светлого Христова Воскресения вместе с молодой женой возвращается к себе на хутор после ночной Пасхальной службы. По дороге они встречают казака, понуро сидящего на земле. Казак говорит им, что заболел в пути, что ехать дальше нет сил. А когда узнаёт, что Максим с женой едут из церкви, просит у них маленький кусочек освящённого кулича. Горчаков с радостью бросается поделиться с казаком. Но его супруга заявляет, что не даст резать кулич, потому что в таком виде будет стыдно ставить его дома на праздничный стол. И Максим, не желая спорить с женой, отступает и отказывает казаку. А дома, глядя на кусок кулича в своей тарелке, вдруг понимает, что поступил неправильно и дурно. Горчакова начинает мучить совесть. Он хочет найти того больного казака, чтобы исправить свою ошибку.
В этот, казалось бы, незатейливый сюжет автору удалось вдохнуть столько жизни и глубины, что рассказ буквально потрясает. Чехов с поразительной тонкостью передаёт атмосферу с помощью штрихов и деталей. Так, например, начало рассказа дышит праздником. Герою всё вокруг кажется светлым, его радует и золотое утреннее солнце, и молодая зелёная трава, и даже скрипучая повозка, в которой он едет. Кстати, по мнению исследователей творчества Чехова, действие в рассказе «Казак» не случайно происходит именно на Пасху — в день, когда совершилось высшее милосердие, и сам Бог отдал себя в жертву, чтобы даровать людям вечную жизнь. Этот смысловой фон побуждает героя рассказа особенно остро чувствовать свою вину и испытывать глубокое раскаяние.
Чехов оставляет финал открытым. И мы вполне можем надеяться, что главный герой рано или поздно найдёт своего казака и попросит у него прощения. А, может быть, будет милосердным к другим — тем, кто рядом, и тоже нуждается в помощи. Прочитав рассказ Чехова, «Казак», очень хочется оглянуться вокруг и найти таких людей.
Поддержать талантливых ребят из детских домов, участников программы ПАЗЛ

Фонд поддержки талантливой молодёжи «Будущие лидеры» в рамках программы «ПАЗЛ» помогает подросткам из детских домов освоить профессию в области информационных технологий. В течение 3-х лет ребята изучают основы программирования и дизайна, получают практический опыт, учатся работать в команде и создавать собственные проекты.
Тимур Бикбаев из города Тольятти тоже стал участником программы «ПАЗЛ». Благодаря этому он не только открыл для себя мир информационных технологий, но даже обрёл семью. В рамках обучения Тимур выбрал сразу два направления для развития. Серьёзная нагрузка его не смутила, настолько он был увлечён получением новых знаний и опыта. В мае этого года Тимура, как одного из лучших учеников, пригласили в Санкт-Петербург, где он посетил IТ-компании и принял участие в стажировке.

С самого начала обучения в программе «ПАЗЛ» Тимура поддерживала Юлия Бакулина, педагог-психолог детского дома. «Когда я впервые увидела, с каким энтузиазмом он взялся за программирование, поняла — перед ним открыты все двери. Он не просто учился — он буквально «горел» каждым проектом. Я очень горжусь его успехами. Можно сказать, что эта программа нас с ним объединила, — делится Юлия. Со временем она совместно с супругом приняла решение взять Тимура в свою семью. Сегодня молодой человек учится в колледже и продолжает развиваться по выбранным направлениям. И на этом пути ему очень помогает поддержка приёмных родителей.
Программа «ПАЗЛ» фонда «Будущие лидеры» меняет жизни подростков из детских домов. Даёт им возможность освоить программирование и дизайн, получить профессию и реализовать свои таланты. Поддержать программу и ребят из детских домов можно на странице проекта «ПАЗЛ».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О Боге в мировом кино: фильм «Причастие». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о том, как режиссер Ингмар Бергман в своем фильме 1962 года «Причастие» рассматривал феномен кризиса веры и возможность преодоления этого кризиса.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Первая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (эфир 13.10.2025)
Вторая беседа с Августиной До-Егито была посвящена фильму Робера Бессона «Дневник сельского священника» (эфир 14.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Преодоление зависимостей». Протоиерей Максим Плетнев

У нас в студии был руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.
Разговор шел о том, как в жизнь человека проникают различные зависимости, как это влияет на него его близких, и как вера и обращение к Богу помогают на пути преодоления страстей и в борьбе с ними.
Все выпуски программы Светлый вечер