
Фото: Joanna Kosinska/Unsplash
В апреле 1887 года Чехов приступил к работе над рассказом «Казак». Антон Павлович торопился: вот-вот должен был выйти очередной номер «Петербургской газеты», в который он пообещал написать что-нибудь новенькое. Обещание своё писатель сдержал: уже через несколько дней столичная публика читала и обсуждала его новый рассказ. Это произведение и сегодня продолжает поражать читателей своей силой и глубиной. Несмотря на то, что рассказ «Казак» совсем небольшой, ведь Чехов, как известно — мастер короткой литературной формы, в издательстве Сестричества святителя Игнатия Ставропольского в 2012 году «Казак» вышел отдельной книгой.
Её можно прочитать буквально за 20 минут, а не отпускает она после прочтения ещё очень долго. Сюжет, придуманный Чеховым, в сущности, очень прост. Герой рассказа по имени Максим Горчаков ранним утром в праздник Светлого Христова Воскресения вместе с молодой женой возвращается к себе на хутор после ночной Пасхальной службы. По дороге они встречают казака, понуро сидящего на земле. Казак говорит им, что заболел в пути, что ехать дальше нет сил. А когда узнаёт, что Максим с женой едут из церкви, просит у них маленький кусочек освящённого кулича. Горчаков с радостью бросается поделиться с казаком. Но его супруга заявляет, что не даст резать кулич, потому что в таком виде будет стыдно ставить его дома на праздничный стол. И Максим, не желая спорить с женой, отступает и отказывает казаку. А дома, глядя на кусок кулича в своей тарелке, вдруг понимает, что поступил неправильно и дурно. Горчакова начинает мучить совесть. Он хочет найти того больного казака, чтобы исправить свою ошибку.
В этот, казалось бы, незатейливый сюжет автору удалось вдохнуть столько жизни и глубины, что рассказ буквально потрясает. Чехов с поразительной тонкостью передаёт атмосферу с помощью штрихов и деталей. Так, например, начало рассказа дышит праздником. Герою всё вокруг кажется светлым, его радует и золотое утреннее солнце, и молодая зелёная трава, и даже скрипучая повозка, в которой он едет. Кстати, по мнению исследователей творчества Чехова, действие в рассказе «Казак» не случайно происходит именно на Пасху — в день, когда совершилось высшее милосердие, и сам Бог отдал себя в жертву, чтобы даровать людям вечную жизнь. Этот смысловой фон побуждает героя рассказа особенно остро чувствовать свою вину и испытывать глубокое раскаяние.
Чехов оставляет финал открытым. И мы вполне можем надеяться, что главный герой рано или поздно найдёт своего казака и попросит у него прощения. А, может быть, будет милосердным к другим — тем, кто рядом, и тоже нуждается в помощи. Прочитав рассказ Чехова, «Казак», очень хочется оглянуться вокруг и найти таких людей.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема