
Апрель в Петербурге напоминал позднюю осень. По серому небу плыли свинцовые облака, тротуары утопали в грязи. По Невскому, перепрыгивая через лужи, шла молодая девушка. В лёгком пальто, без калош на модных, но уже порядком поношенных прюнелевых ботинках, она прятала от ветра лицо в старую пуховую шаль.
Остановившись у подъезда красивого богатого особняка, девушка позвонила в дверь. Дворецкий вопросительно посмотрел на юную особу, задержавшись взглядом на её запачканных ботинках.
— Я новая учительница хозяйских детей, сегодня первое занятие, — представилась гостья.
У пятнадцатилетней Ани Шабановой — так звали девушку — ещё совсем недавно тоже был и калоши, и даже красивый большой дом. А потом отец, потомственный дворянин, разорился. Имущество семьи ушло с молотка, и теперь Аня должна была сама о себе заботиться. Благо, образование она получила прекрасное. Частные уроки и переводы давали небольшой заработок. Впрочем, даже если бы дела по-прежнему шли хорошо, она всё равно не стала бы сидеть дома за вышиванием. У Анны была мечта — стать детским врачом и создать такую систему медицинского обслуживания, при которой дети из бедных семей, сироты и беспризорники могли бы лечиться совершенно бесплатно.
Однажды — Аня была ещё маленькой, но запомнила этот случай на всю жизнь — они с отцом прогуливались по окраине Петербурга и проходили мимо какой-то больницы. На ступенях сидела бедно одетая женщина и горько плакала. Аня уговорила отца узнать, в чём дело. Оказалось, что женщина принесла сюда своего годовалого сына, который от постоянного кашля начал задыхаться. Ребёнка осмотрели и забрали на лечение, а с женщины потребовали сорок пять рублей. Достать такие деньги женщине было решительно неоткуда.
— Уж лучше бы он, бедный, помер... — причитала она сквозь слёзы.
Отец тогда помог этой несчастной. Но сколько их ещё было по всей России!
... В тысяча восемьсот восемьдесят втором году в Гатчине торжественно открывали Лечебницу для хронически больных детей. Почётные гости произносили с трибуны торжественные речи, разрезали шёлковые ленточки. А в стороне стояла невысокая, хрупкая женщина в тёмном платье. Это была та самая Аня — Анна Николаевна Шабанова. Её юношеская мечта сбылась. Она стала известным детским врачом, и эта лечебница была плодом её долгих стараний. Несколько лет ушло на то, чтобы разработать концепцию и найти единомышленников среди тех, кто мог бы финансировать строительство. К счастью, добрых людей вокруг оказалось очень много — занимаясь проектом лечебницы, Анна Николаевна это с радостью поняла.
Для бедных — бесплатно. Это был принцип, по которому работала лечебница. А через несколько лет Анна Шабанова при поддержке принца Петра Ольденбурского и доктора Раухфуса открыла ещё и детский санаторий на берегу Балтийского моря. Он работал по такому же принципу, что и лечебница. Анна Николаевна была активной участницей Санкт-Петербургского общества самаритян, оказывавшего безвозмездную помощь и уход за больными; заведовала детским садом, или, как его называли, Детским очагом для детей работающих ителлигенток, не покладая рук трудилась в Детской больнице принца Петра Ольденбурского. И каждый день благодарила Бога за то, что живёт именно так, как всегда мечтала.
Да, её путь к мечте был нелёгким — получить медицинское образование, а тем более, разрешение на практику, женщине в России в то время было практически невозможно. Но Шабанова не опускала руки, а искала возможности. На скопленные деньги поехала учиться за границу; получила блестящее образование, а вернувшись в Петербург, добилась изменения существующей системы, согласно которой женщина даже с высшим медицинским образованием могла рассчитывать лишь на акушерскую практику. Именно благодаря Анне Николаевне Шабановой в России появилась профессия «женщина-врач».
Все выпуски программы Имена милосердия
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема