
Апрель в Петербурге напоминал позднюю осень. По серому небу плыли свинцовые облака, тротуары утопали в грязи. По Невскому, перепрыгивая через лужи, шла молодая девушка. В лёгком пальто, без калош на модных, но уже порядком поношенных прюнелевых ботинках, она прятала от ветра лицо в старую пуховую шаль.
Остановившись у подъезда красивого богатого особняка, девушка позвонила в дверь. Дворецкий вопросительно посмотрел на юную особу, задержавшись взглядом на её запачканных ботинках.
— Я новая учительница хозяйских детей, сегодня первое занятие, — представилась гостья.
У пятнадцатилетней Ани Шабановой — так звали девушку — ещё совсем недавно тоже был и калоши, и даже красивый большой дом. А потом отец, потомственный дворянин, разорился. Имущество семьи ушло с молотка, и теперь Аня должна была сама о себе заботиться. Благо, образование она получила прекрасное. Частные уроки и переводы давали небольшой заработок. Впрочем, даже если бы дела по-прежнему шли хорошо, она всё равно не стала бы сидеть дома за вышиванием. У Анны была мечта — стать детским врачом и создать такую систему медицинского обслуживания, при которой дети из бедных семей, сироты и беспризорники могли бы лечиться совершенно бесплатно.
Однажды — Аня была ещё маленькой, но запомнила этот случай на всю жизнь — они с отцом прогуливались по окраине Петербурга и проходили мимо какой-то больницы. На ступенях сидела бедно одетая женщина и горько плакала. Аня уговорила отца узнать, в чём дело. Оказалось, что женщина принесла сюда своего годовалого сына, который от постоянного кашля начал задыхаться. Ребёнка осмотрели и забрали на лечение, а с женщины потребовали сорок пять рублей. Достать такие деньги женщине было решительно неоткуда.
— Уж лучше бы он, бедный, помер... — причитала она сквозь слёзы.
Отец тогда помог этой несчастной. Но сколько их ещё было по всей России!
... В тысяча восемьсот восемьдесят втором году в Гатчине торжественно открывали Лечебницу для хронически больных детей. Почётные гости произносили с трибуны торжественные речи, разрезали шёлковые ленточки. А в стороне стояла невысокая, хрупкая женщина в тёмном платье. Это была та самая Аня — Анна Николаевна Шабанова. Её юношеская мечта сбылась. Она стала известным детским врачом, и эта лечебница была плодом её долгих стараний. Несколько лет ушло на то, чтобы разработать концепцию и найти единомышленников среди тех, кто мог бы финансировать строительство. К счастью, добрых людей вокруг оказалось очень много — занимаясь проектом лечебницы, Анна Николаевна это с радостью поняла.
Для бедных — бесплатно. Это был принцип, по которому работала лечебница. А через несколько лет Анна Шабанова при поддержке принца Петра Ольденбурского и доктора Раухфуса открыла ещё и детский санаторий на берегу Балтийского моря. Он работал по такому же принципу, что и лечебница. Анна Николаевна была активной участницей Санкт-Петербургского общества самаритян, оказывавшего безвозмездную помощь и уход за больными; заведовала детским садом, или, как его называли, Детским очагом для детей работающих ителлигенток, не покладая рук трудилась в Детской больнице принца Петра Ольденбурского. И каждый день благодарила Бога за то, что живёт именно так, как всегда мечтала.
Да, её путь к мечте был нелёгким — получить медицинское образование, а тем более, разрешение на практику, женщине в России в то время было практически невозможно. Но Шабанова не опускала руки, а искала возможности. На скопленные деньги поехала учиться за границу; получила блестящее образование, а вернувшись в Петербург, добилась изменения существующей системы, согласно которой женщина даже с высшим медицинским образованием могла рассчитывать лишь на акушерскую практику. Именно благодаря Анне Николаевне Шабановой в России появилась профессия «женщина-врач».
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер