Анна Павлова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Анна Павлова

* Поделиться

Танец Анны Павловой слагался у неё в душе. Так утверждал Виктор Дандре, импресарио и близкий друг одной из известнейших балерин ХХ столетия. Анна Павловна и сама часто любила повторять, что балет — это не техника, а душа. Ане было восемь, когда она впервые попала в Мариинский театр. Мама привела её на балет «Спящая красавица». Павлова вспоминала, как при первых звуках оркестра её сердце затрепетало. А когда появились танцоры, Аня забыла обо всём на свете. После спектакля, по дороге домой, девочка сказала матери: «Я стану балериной!».

Её мечта сбылась в 1899 году. Сразу после окончания Императорской Театральной школы Павлова была зачислена в труппу Мариинки. Ко вчерашней ученице быстро пришёл успех. Она виртуозно исполняла главные партии в таких сложных спектаклях, как «Жизель», «Эсмеральда», «Лебединое озеро». На сцене Анна не просто демонстрировала отточенные фуэте и па-де-бурре. В движениях она стремилась выразить переживания своих персонажей и отразить глубину их внутреннего мира. Пресса писала об особом языке танца Павловой. Благодарные зрители понимали этот язык с полуслова. Танцор Лаврентий Новиков, сценический партнёр Анны Павловой, вспоминал: «Обаяние ее личности было настолько велико, что в каком бы танце Павлова ни появлялась, она производила на публику неизгладимое впечатление». Особенной популярностью пользовалась хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь», которую специально для Анны в 1907 году поставил её бывший однокурсник, балетмейстер Михаил Фокин. Впервые Павлова представила «Лебедя» в Петербурге на большом благотворительном спектакле. Композиция буквально ошеломила публику и на долгие годы стала визитной карточкой балерины.

Анну называли пушинкой, феей, хрупким стебельком. Но внутри у неё был железный стержень воли, силы духа и жертвенности. Балерина могла выйти на сцену с высокой температурой, и ни один человек даже не догадывался о ее состоянии. Импресарио Виктор Дандре вспоминал, что Анна Павлова обладала редким для артиста свойством: ей не кружил голову успех. Павловой аплодировали в лучших театрах Европы. А она оставалась скромной, доброй, благодарной и отзывчивой. Редкое благотворительное мероприятие обходилось без участия балерины. В Петербурге она давала концерты в поддержку бедных, жертвовала гонорары на бесплатные больницы и школы для неимущих и сирот.

С началом Первой Мировой войны Анна Павлова уехала за рубеж. Там она продолжила благотворительную деятельность. Балерина выступала в пользу Красного Креста. Особую заботу проявляла она о соотечественниках. В пригороде Парижа, Сен-Клу, Анна купила большой дом, в котором открыла приют для русских детей-сирот. Ещё один детский приют и бесплатную школу танцев для девочек Павлова устроила в собственном лондонском имении Айви-Хаус. До конца жизни она самостоятельно поддерживала оба приюта, а воспитанниц считала своими детьми и заботилась о них, как о родных.

Павлова говорила, что всё, чего она желает в этой жизни — нести людям радость. «В этом моё призвание, этого от меня хочет Бог», — утверждала она.


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем