
Во дворце графа Алексея Орлова с утра царила праздничная суета. Хозяин устраивал бал, на который были приглашены знатные гости со всего Петербурга. Обещала быть и сама императрица Екатерина Вторая! Граф ходил по залам, проверяя, всё ли готово к торжеству. Возле покоев своей дочери он остановился и постучал в дверь. Ответа не последовало.
— Анюта! — громко позвал дочку Орлов.
Тишина... Ни горничная, ни гувернантка не знали, куда подевалась маленькая Аня. Вскоре стало очевидно, что ни в доме, ни в парке её нет. Тогда не на шутку напуганный граф прямо в домашнем камзоле бросился на улицу. Там, напротив дворца, сияла позолоченными куполами церковь. Орлов заглянул в храм. Шла служба. «Господи, помоги мне найти мою девочку!» — молился граф. В этот самый момент из-за колонны показалась маленькая тоненькая фигурка, и Орлов едва не вскрикнул: это была Аня.
Графиня Анна Орлова-Чесменская с раннего детства светской суете предпочитала молитвенное уединение. И хотя жизнь её проходила при дворе — с семи лет графиня была императорской фрейлиной, — нередко в разгар приёма Анна, совсем как тогда в детстве, вдруг куда-то исчезала. Куда чаще, чем на балах, Анну Алексеевну можно было встретить в храме, молящейся или подающей милостыню.
Когда в тысяча восемьсот восьмом году граф Орлов скончался, юная двадцатитрёхлетняя Анна стала единственной наследницей его огромного состояния и развернула благотворительную деятельность грандиозных масштабов.
В память об отце графиня Орлова-Чесменская предприняла паломническую поездку в ростовский Спасо-Яковлевский монастырь, которому пожертвовала триста тысяч рублей. На эти деньги в обители был построен и полностью отделан новый храм во имя Иакова Ростовского.
В тысяча восемьсот двадцать втором году Анна Алексеевна взялась за восстановление Новгородского Свято-Юрьева монастыря. Древняя обитель к тому моменту находилась в таком запустении, что власти со дня на день собирались её упразднить. Но графиня сумела убедить Священный Синод в том, что монастырь можно возродить. И немедленно приступила к делу. Одних только строительных материалов для восстановления сгоревшего Крестовоздвиженского собора ею было закуплено на сорок тысяч рублей!
По несколько раз в день от дома Орловой-Чесменской отъезжали обозы с провизией. Телеги, полные муки, зерна, овощей и фруктов направлялись для раздачи бедным во все концы России. Щедрые денежные пожертвования графиня регулярно направляла и в Киево-Печерскую Лавру, храмы Константинополя, Афона и Иерусалима.
Англичанка Марта Вильмот, близко знавшая Орлову-Чесменскую, писала в своих воспоминаниях: «Графиня настолько щедра, насколько вообще возможно...»
Завещание Анны Алексеевны в очередной раз подтвердило эти слова. Практически всё состояние и земли Орлова-Чесменская оставила храмам и монастырям: Юрьеву, Почаевскому, Соловецкому. В целом за свою жизнь графиня потратила на благотворительность астрономическую по тем временам сумму — двадцать пять миллионов рублей! Так утверждают её биографы — сама же Анна Алексеевна подсчёт своим благодеяниям не вела и публично о них никогда не говорила, предпочитая оставаться в тени. На её тихую и мирную кончину в октябре тысяча восемьсот сорок восьмого не последовало речей и некрологов. И, надо полагать, графиня была бы этому только рада — ведь она лишь хотела по-христиански помогать людям, а слава и почести ей были не нужны.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема