Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Простите, с вами всё в порядке? Вы так бледны, на глазах слёзы...
— Нет-нет, не волнуйтесь, всё в порядке. Вот увидела картину, что висит перед нами, прочитала её название... Да так распереживалась, что не смогла сдержать слёз...
— Вы говорите о картине Анны Лепорской «Тётя Дуня. Блокада»?
— Да-да, об этом портрете. Знаете, героиня картины напомнила мне нашу соседку, Евдокию Михайловну, тётю Дуню, как мы её называли. Те же ввалившиеся щёки, большой осунувшийся нос... А в глазах — то, что и высказать нельзя...
— Боль от пережитого горя... Этот портрет художница Анна Лепорская написала в Ленинграде, в 1944-м. В него она вложила весь ужас, который испытали ленинградцы в блокадном городе. Посмотрите, лицо пожилой женщины изображено резкими грубыми мазками. Тёмные контрастные линии буквально вычерчивают силуэт лица, подчёркивая худые скулы и ввалившиеся от голода глаза...
— Да, художница будто и вовсе не заботится о красоте и плавности линий. Вы не знаете, это портрет какой-то конкретной женщины?
— Точно сказать невозможно. Но мне кажется, портрет лишён детальной прорисовки не случайно. В нём себя смог бы узнать, пожалуй, любой переживший блокаду ленинградец. Если бы не название картины — мы бы даже точно не определили, женщина изображена или мужчина...
— Художница показала таким образом трагедию, коснувшуюся каждой ленинградской семьи в те годы. Блокада коснулась и моих родных... Моя мама девочкой пережила войну. Рассказывала, что чудом выжили здесь, в Ленинграде. Всю жизнь она болела, потому что здоровье было подорвано голодом и холодом.
— Выстояли и выдержали. Невероятными усилиями! И кстати, это тоже можно заметить на портрете. Необыкновенную силу духа.
— Да, прямой взгляд героини портрета, стать, какой-то внутренний стержень. То, что не позволило человеку сломаться в страшных обстоятельствах. Сразу вспоминаются героические защитники Ленинграда, благодаря которым город выжил. Одна из них — Нина Соколова, первая в стране женщина-водолаз, она руководила прокладкой топливного тоннеля по дну Ладожского озера.
— Мне вспоминается юный герой Юра Булатов, который рыл окопы под Петергофом; Даниил Кютинен, выпекавший хлеб и умерший от голода прямо на хлебозаводе; священник Михаил Славницкий, который во время бомбардировки города вытащил из-под обломков разрушенного здания несколько стариков и детей... И таких героев сотни и тысячи!
— И картина Анны Лепорской «Тётя Дуня. Блокада», что перед нами на стене — о каждом из них.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.