Начиналась весна. Яркие солнечные лучи пробивались сквозь плотные шторы на окнах в доме тамбовского купца Андрея Михайловича Носова. А он, уже несколько месяцев не встававший с кровати из-за тяжелой болезни, с наслаждением прислушивался к звонкой капели и чувствовал, что тоже оживает вместе с природой. А ведь доктора уже почти отказались от него, и только разводили руками – мол, вылечить опухоль науке пока не доступно. Но недаром сказано: невозможное человеку, возможно Богу! Купец Носов днями и ночами горячо, со слезами, молился о выздоровлении. Он пообещал Господу: если выздоровеет, всю свою жизнь употребит на благо ближних. И произошло чудо: опухоль исчезла, словно её никогда и не было! Андрей Михайлович уверенно шёл на поправку.
Так вышло, что у богатого и известного купца не было своей семьи. Во время болезни за ним ухаживала одинокая старуха, которую специально нанял кто-то из его знакомых. Видя её искреннюю доброту и заботу, Андрей Михайлович невольно задумался о том, что будет с ней, когда он сможет сам о себе позаботиться. Куда она пойдёт, чем будет зарабатывать на хлеб?.. И понял: сам Господь подсказывает ему, с чего начать! Как только Носов окончательно встал на ноги, он занялся хлопотами по устройству в городе Тамбове богадельни – дома призрения для престарелых людей обоего пола.
Андрей Михайлович с детства отличался добротой, сердечностью, умением сострадать и сопереживать. Его отец вёл мясную торговлю, и Андрей с ранних лет ему помогал: ездил по сёлам и деревням, покупал скот и самостоятельно пригонял его на отцовские пастбища. В одной из таких поездок ярко проявились его душевные качества. По дороге за повозкой увязался барашек. Спутники Андрея обрадовались нежданной находке, и на первом же постоялом дворе зарезали барашка на ужин. Андрей от трапезы отказался. С кружкой воды и сухарём он сел отдельно ото всех. А в ответ на недоумённые взгляды попутчиков, промолвил: «Не по-христиански это. Барашек, может быть, принадлежал какой-нибудь бедной вдове, а вы отняли его…»
Для своей богадельни Андрей Михайлович построил целый комплекс кирпичных зданий. В одном из них разместился жилой корпус с уютными отдельными комнатами. В другом – столовая, где обитателей трижды в день кормили вкусными, сытными блюдами. В третьем – амбулатория, где можно было получить бесплатную медицинскую помощь. А самое главное – при богадельне было организовано отделение для неизлечимых больных - настоящий прообраз современных хосписов! Там людей окружали не только постоянной заботой, но и давали возможность по-христиански подготовиться к самому важному и решающему в жизни человека переходу…
Из этого отделения можно было, не выходя на улицу, попасть в домовый храм богадельни: церковь Святого Лазаря Четверодневного. Здесь каждый день проходили Богослужения, пел замечательный детский хор, состоящий из воспитанников приюта, который Андрей Михайлович организовал параллельно с открытием богадельни. В приюте постоянно проживало более ста воспитанников, и тамбовские власти нашли, что было бы неплохо открыть при нём ремесленное училище. Правда, денег у них на это не было. Но инициативу активно поддержал Носов: он выделил для училища 540 десятин земли и 40 тысяч рублей капитала, проценты с которого шли на содержание учебного заведения. Девяносто восемь детей-сирот получили здесь профессии слЕсарей, столярОв и тОкарей.
Первостепенным делом для Андрея Михайловича, человека верующего и благодарного Богу за своё чудесное исцеление, была помощь тамбовским храмам. Он поддерживал не только построенный им Лазаревский храм при богадельне, но и Варваринскую, Покровскую, ВведЕнскую церкви; помогал Тамбовской духовной семинарии. А на строительство нового Христорождественского собора пожертвовал пятьдесят тысяч рублей.
Увы, этот величественный и, как говорят историки, самый красивый храм Тамбовщины, одним из первых пал жертвой «красного вихря революции». Доброе имя купца Носова этот ураган тоже пытался разметать без следа. Но не получилось: дела милосердия не забываются. Спустя годы, благодарные жители добились того, чтобы в честь Андрея Михайловича Носова была названа одна из главных улиц Тамбова.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема