
Имя Андрея Яковлевича Фабра хорошо известно жителям Крыма. Сегодня мало кто помнит, какие должности он занимал, находясь на государственной службе. Но симферопольцы прекрасно знают, что Андрей Яковлевич был благотворителем, завещавшим все свои деньги богоугодному заведению, получившему название Сиротского дома тайного советника Фабра.
Андрей Яковлевич родился в Таврической губернии и рос среди чудесной крымской природы. В 15 лет юноша начал работать простым служащим Таврической казённой экспедиции, управлявшей губернским и уездным казначействами. Уже через четыре года он стал главным смотрителем лесов губернии. Экстерном окончил университет. После чего карьера Фабра делала головокружительные витки. Должность екатеринославского губернатора, полученная им в 1847 году, стала её пиком.
Фабр никогда не был чиновником, которого волнует лишь служба. Андрей Яковлевич любил античную историю, написал множество научных трудов о Крыме и даже перевёл с греческого языка описание Чёрного моря древнего учёного Арриана. Свои книги Фабр издавал за собственный счёт и отправлял их в учебные заведения по всей России.
Приехав в Екатеринослав — сегодня это украинский город Днепропетровск — в качестве губернатора и не увидев того, что принято называть городом, а всего лишь несколько кварталов домишек, Фабр со временем сумел превратить его в культурный и экономический центр губернии. Подчинённые уважали Андрея Яковлевича за скромность, за то, что он ничего не требовал для себя лично и даже, когда в его доме протекла крыша, да так, что Фабр ходил по комнатам с зонтом, он не считал возможным просить для себя другое жильё. А горожане были благодарны Андрею Яковлевичу за то, что при нём стали хорошо работать больницы, рынки, школы. Появился даже первый музей. Причём, по личной инициативе Фабра и без всякой финансовой помощи со стороны государства.
В 1857-ом году губернатор вышел в отставку и уехал в Симферополь, где вскоре умер. Андрея Яковлевича не стало, а дела его продолжались. Всё своё состояние Фабр оставил детям-сиротам. Четверть миллиона рублей, дома в Симферополе и Алуште, земли в Евпатории, Ялте, Феодосии по завещанию передавались, как было написано: «на вечные времена и неотъемлемо в пользу малолетних малообеспеченных мальчиков-сирот».
30-ого ноября 1864-ого года в Крыму открылся первый приют подобного рода. В нём проживало до сорока воспитанников. С восьми лет их обучали Закону Божьему, церковной грамоте, русскому языку, арифметике, черчению и даже игре на скрипке. Наградой за отличную учёбу была стипендия, которая позволяла учиться в гимназии, а потом и в университете. Тех, кто не особенно тяготел к наукам, с 10-ти лет обучали в мастерских сапожному, столярному и слесарному ремёслам.
Профессиональной подготовке подростков руководители приюта уделяли особое внимание и даже открыли для них ремесленную школу. Каждое лето ребят вывозили на отдых в симферопольское имение Фабра, где садовники обучали их уходу за цветами и фруктовыми деревьями. Уже став взрослыми воспитанники приюта вспоминали свой дом с большой теплотой.
Сиротский дом, ставший одним из лучших во всей Таврической губернии просуществовал больше шестидесяти лет. Он пережил Первую мировую войну, революцию, Гражданскую войну. В 20-ые годы прошлого века его ликвидировали, однако о богоугодном заведении по-прежнему напоминает название переулка, в котором оно находилось, — Фабровский.
Все выпуски программы Имена милосердия
Подражание святым. Алёна Боголюбова

Прочитала как-то у преподобного Варсонофия Оптинского поучение, в котором он называл подражание святым, чьи имена мы носим, «нашей обязанностью».
При крещении мне дали имя в честь святой равноапостольной Елены. Я часто ей молюсь и перечитываю житие, но сказать, что следую её примеру, конечно, не могу. Равноапостольная Елена жила в третьем — четвёртом веках от рождества Христова, в период гонений христиан. Она строила храмы и монастыри, помогала бедным. Именно она нашла Крест, на котором распяли Господа нашего Иисуса Христа. И это обретение положило начало празднику Воздвижения Креста Господня.
Читая житие, я понимала, что мне до моей святой не просто очень далеко, а я вообще не представляю, что значит подражать личности такого масштаба. Но старец Варсонофий уточнял, что за основу нужно брать конкретную добродетель и приводил в пример преподобного Макария Оптинского, который в основу подвига положил смирение, так отличавшее его святого — Макария Великого. Передо мной встал вопрос: как определить добродетель, на которую я могу ориентироваться? И ответить на этот вопрос мне помог сын, которому тогда было 5 лет.
Разглядывая красный угол, он спросил, а чем прославились святые, изображенные на наших иконах? Я взяла в руки образ святителя Луки Крымского, приложилась к нему и, как могла попыталась ему объяснить:
— Когда врачи бессильны, люди обращаются к нему и даже в безнадёжных ситуациях многие получают исцеление. А это — святой праведный Иоанн Кронштадтский, — сказала я, заметив, на какую икону смотрит мой сын, — Он помогал бедным, имел дар исцелять больных.
Ребёнок слушал с интересом, но вдруг прильнул к иконе святой равноапостольной Елены и спросил:
— А какой дар был у твоей святой?
И я стала рассказывать о той великой пользе, которую она принесла всем христианам. Но у 5-летнего мальчика всё это не вызывало такой реакции, как рассказ о дарованиях святителя Луки Крымского и праведного Иоанна Кронштадтского.
Зато, когда я сказала, что она была мамой Константина Великого —правителя, который сделал христианство разрешённой религией, — глаза сына вдруг загорелись.
На основе этого факта ребёнок сделал простой вывод: к святой равноапостольной Елене можно обращаться, цитирую: «Чтобы воспитать хорошего сына...»
Я стала размышлять. О чём я чаще всего молю свою святую? О благополучии семьи. Обращаюсь к ней как мама к маме. Это и есть та самая добродетель, которую я могу и хочу взять за основу, и подражать ей именно в этом.
Воспитать хорошего ребёнка — значит стать хорошим родителем. По моему мнению, святая равноапостольная Елена — это, прежде всего, пример хорошей мамы. И не потому, что её сын стал великим, а потому что она помогла ему прийти ко Христу. Как именно? Своим примером.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
22 октября. О власти, данной Господом христианам

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа апостолам: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
О власти, данной Господом христианам — священник Максим Пустовый.
Апостолам и нам с вами дана власть и предоставлена свобода действий пользоваться этой властью и попрать, то есть уничтожить, условных духовных змей и скорпионов, или пренебречь даром и произвольно подчиниться страстям.
Под именем змей святые отцы, конечно же, разумеют начинания греховные, а под именем скорпионов — прикрытые, может быть, наружностью, непорочностью и даже добром, те же самые грехи.
Власть, данная Господом Его семидесяти ученикам и апостолам, дана всем христианам, и мы должны ею пользоваться. Как именно? Посекать именем Иисуса головы, или главы, то есть начальные проявления греха в мыслях, мечтаниях или ощущениях, и уничтожить в себе владычество дьявола над нами, уничтожить всё его влияние на нас, стяжать, то есть приобрести, духовную свободу.
А основанием для этого подвига будет благодать Святого Крещения. Оружием для этого подвига пусть будет моление именем Иисуса Господа, Спаса нашего Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 октября. О почитании Апостола Иакова Алфеева на Руси

Сегодня 22 октября. Церковь чтит память Апостола Иакова Алфеева.
О его почитании на Руси — протоиерей Максим Горожанкин.
Священное предание не сохранило каких-либо точных сведений об апостоле Иакове Алфееве. Но при этом святой апостол почитается глубоко в Православной Церкви и в Русской Православной Церкви, в частности.
Так, в Алатырской епархии, в городе Алатыре, есть храм, посвящённый святому апостолу Иакову Алфееву. Этот храм разделил судьбу многих храмов на Руси. Его священнослужители, его настоятели бывали арестованы, и один из настоятелей, отец Владимир, был осуждён на 10 лет тюремного заключения. Вслед за ним за веру Христову были осуждены и некоторые прихожане этого святого храма. Сам отец Владимир принял мученическую смерть, он был расстрелян.
Но, милостью Божией, в наши дни этот храм восстановлен. Он, как принято говорить, является действующим. В нём совершаются богослужения, совершаются таинства.
И дай Господь, чтобы тот святой апостол, о котором мы мало знаем, знал многое о нас. И в молитвенном предстательстве к нему мы обретали утешение и благодатную помощь.
Все выпуски программы Актуальная тема